Final Fantasy V Advance - Обзор
По Final Fantasy V на сайте ничего кроме потрясающего описания не имеется. Пополнение раздела статей начнём с обзора, да ещё и охватывающего сразу последний порт игры на GBA. Попкорн в руки, ключ на старт и поехали!
Реинкарнация:
В своё время оригинальная Final Fantasy V не появилась даже в штатах. И, надо заметить, совсем зря. С переводом сложились какие-то трудности, которые и сделали своё негативное дело в ту эпоху. К счастью, земля крутится, а часы тикают, поэтому ничто не смогло остановить Square от выпуска порта для консоли PSX с обновлённой графикой. Именно с этой версией и познакомился я в составе сборника Final Fantasy Anthology (туда также была включена Final Fantasy VI). Отлично помню, когда после прохождения молодых и ярких финалок я, наконец, встретился с их величественными предшественниками. Но игре не удалось увлечь меня, в отличие от той же Final Fantasy VI, в которую я заигрывался часами. История Бартца и его верного чокобо осталась для меня неизвестной.
Спустя некоторое время в 2006 году выходит полноценный ремейк этой же игры для консоли GBA. Портативка — она и в Африке портативка. Может и выдаёт более насыщенные цвета на экране, но он небольшой, да и сама графика со звуком здесь на порядок ниже, чем в PSX. В эту часть было включено дополнительное подземелье с экипировкой и противниками, 4 новых профессии, да и английский скрипт был тотально доработан и переписан, а это меня в конечном итоге и подкупило. Пробел надо было восполнить, так что, отойдя от переживаний за судьбы героев Final Fantasy IV, я всецело занялся изучением обновлённой 5-ой части.
Вихрь событий:
История. Необычно большой даже для ролевой игры скрипт был необходим, чтобы поддержать полноценное повествование, вот только сама история совсем уж поверхностна. Многочисленные сайд-квесты, выполняемые на протяжении игры, глубже и качественнее раскрывают характер персонажей, которых, кстати, было не так уж и много, в сравнении с вышедшей ранее Final Fantasy IV (всего пятеро). В чём там возникла проблема — совершенно непонятно, но не будем о грустном.
Главная роль отведена обычному деревенскому парню Бартцу, который путешествует верхом на гигантской жёлтой птице, относящейся к виду чокобо. Его кличка “Боко”, что довольно забавно, если учесть, что оно образовано от “чокобо”. Мы ещё успеем убедиться в преданности и надёжности нашего крылатого друга, а пока перенесёмся к месту более интересных событий.
Король Тайкуна покидает свой величественный замок, оседлав верного ветряного дракона Хирью. Направляются они в сторону храма ветра к соответствующему кристаллу, вызывающему некоторое беспокойство правителя. И, знаете, совсем не зря, так как тот раскалывается прямо у него на глазах.
Беда, как говорится, не приходит одна, и вот в землю врезается метеорит, появившийся из ниоткуда. Наш протагонист случайно проходил мимо и заглянул на огонёк на пару со своим пернатым спутником. Искатели приключений принимают решение обследовать метеор (уж не знаю, что они хотели там найти). Подойдя вплотную, они встречают дочь короля Тайкуна Ленну в компании странного старца Галуфа. Изрядно набегавшись по округе и подустав, Бартц решает помочь даме в устранении её проблемы, а именно — в поисках её затерявшегося отца, отправившегося в храм ветра. Сказано — сделано.
Начавшись довольно тривиально, история проведёт нас через несколько кристаллов, храмов, и выльется в традиционную борьбу бобра с ослом. К сожалению, больше ей похвастаться нечем. В то время, как сюжет Final Fantasy IV блистал красками, героями (часть из которых появлялась даже эпизодически), разрушением деревень и бесконечными предательствами, а также верой в настоящую дружбу и любовь, в новой финалке отнеслись к данному вопросу спустя рукава и даже халатно. Ну и раз в данном разделе рассказать больше нечего, то переходим к главной составляющей игры. Геймплею.
Эх, разгуляй:
Честно скажу, сложно относиться к игре с таким же трепетом, как игроки, получившие её десяток лет назад (это я сейчас не про ремейк) с высоты, нет, не ЧСВ, а количества и многообразия пройденных последующих игр. В те времена и народ было удивить проще и придумать что-то новое. Не забывая привлечь и прихватить все особенности стандартной JRPG (пошаговые битвы, исследование подземелий и городов, мучительные томны НПС, прокачка персов и навыков с экипировкой), игра раскидывает широченный выбор профессий (один для всех персонажей) — каждая со своими уникальными техниками и способностями, пришедший ещё из Final Fantasy III. Правда, там это был лишь эксперимент, сейчас же идее дали продолжение, так что почва из-под ног у нас точно уходить не будет от обилия бесполезных классов.
Как устроиться на работу:
В самом начале игры все герои… безработны. Вместо того чтобы обрывать телефонными звонками руководителей кадровых служб местных предприятий, ходить на собеседования или хотя бы просто встать на учёт в центре занятости населения, герои довольствуются тем, что есть (грубо говоря, уличный стиль). Ровно до тех пор, пока не находят обломки кристаллов. Тут-то нам и становятся доступны первые 6 классов / профессий / работ / специализаций (называйте как хотите, суть-то одна и та же). Конечно же, после того как мы немного побегаем по игре и исследуем мир, обнаружив новые кристаллы, их количество стремительно возрастёт. Захотите сделать персонажа сильным воином — пожалуйста, для вас есть профессия «рыцарь», а может быть, увёртливым и ловким — выбирайте профессию «ниндзя». Самая мощная профессия, которая объединяет в себе множество навыков, называется «подражатель», которая попросту копирует действия других профессий, тем самым придавая боевую силу отряду.
Смена профессии влечёт смену внешнего вида и экипировки персонажа. Никто не даст белому магу скакать, размахивая мечом направо и налево, или лучнику вручить увесистый томик Шекспира. Если говорить о количестве, то кристаллы подарят нам 22 профессии, получаемые по сюжету, и ещё 4 профессии, получаемые за выполнение сайд-квестов. В совокупности с профессией безработного они составят 27 видов (22+4+1=27). Другими словами, это 27 разных способов надрать кое-кому толстенную задницу.
Отличия от профессий из Final Fantasy III воистину знаковые. На этот раз персонажи могут совмещать техники разных профессий, которые они уже изучили, чтобы использовать совершенно потрясающую боевую силу в сражении. Чёрный маг, кастующий Cure? А может, хотите поиграть за призывателя, укомплектованного двумя катанами? Да ради бога. Всё, что вам вздумается. И таких комбинаций до крыши и выше. В общем, система довольно развита и привнесёт в геймплей дополнительный интерес. Можно было бы предположить, что ввиду такого разнообразия сами битвы станут сложнее. Однако это не заметно. На любого встречного монстра найдётся управа практически в каждой специализации.
Мега-прокачка:
Увлекаться с апгрейдом всех профессий для каждого персонажа смысла нет. Достаточно распределить их таким образом, чтобы у всех было не более чем по 4-5 профессий. Кто-то пусть специализируется на воинских классах, кто-то на магических, другие на скорости и ловкости. Профессии также повышают свой уровень. К примеру, профа красного мага, прокачанная до 3-го уровня, позволит вам использовать некоторые заклинания белой и чёрной магии для любого класса, если вы решите его сменить. Партия получится сбалансированной, а количество АР (ability points), которые необходимо накопить для разучивания навыков, не снесут вам крышу.
Эти очки мы приобретаем за победу в сражениях, наравне с ЕХР, Gil и предметами. Я даже помню одно место в подвале замка Бала, где очки AP легко набираются за победу над Objet d'Art. Враги эти круты и могут убить довольно быстро, но и обезвредить их самих несложно, что делает это место лучшим фармом АР в середине игры. Действия в битвах пошаговые и каждый следующий ход осуществляется, когда вы назначите действия выбранному персонажу. Ну а очерёдность хода зависит от скорости персов и монстров. Это в плане особых изменений в традициях жанра не наблюдается. Задержки между выбором заклинания и его активацией сведены к минимуму.
Режимов битвы всего два: Active и… не, не Passive, а Wait. Юзая первый режим, ожидайте атак монстров даже в то время, пока вы копаетесь в инвентаре в попытках подлечиться восстанавливающим или оживляющим предметом, а также во время выбора заклинаний и других техник. Второй же режим (в котором предпочитаю играть и я) даёт вам неограниченное время на копание во всех менюшках битвы (монстры не будут атаковать, даже если пройдёт час или два). Он больше рассчитан на новичков, ну и для тех, кто просто желает без труда пробежаться по игре, тоже подходит. При этом случайные сражения пропускать не стоит. Награда в виде AP — хороший стимул.
Возможности GBA:
Портативная консоль такая портативная… Это чувствуется в каждом пикселе и полигоне игры. Не сильно отличаясь от PSX-версии, она, тем не менее, не отпугивает, а странным образом притягивает к себе внимание. Может, это всего лишь непередаваемое чувство ностальгии, которое захлестнуло меня, когда я принялся играть в расширенный порт на GBA или просто я не слишком требователен к графике. Не знаю, скорее даже и первое и второе утверждения верны. Такие небольшие нюансы, как смех персонажей, который видно на лицах сотрясающихся миниатюрных фигурок героев, придают ей некоторую живость и человечность. Да и набор НПС стандартных вариантов серьёзно увеличен, количество цветов, в которые они раскрашены, тоже.
Саундтрек:
Много слов о музыке писать не стану. Качество на GBA серьёзно страдает и более близко к SNES-версии игры, чем к PSX. Немного изменилась аранжировка карты мира, добавилось несколько звуковых эффектов (перечислять которые я, конечно же, не стану). Музыка по-прежнему вышла из-под пера гениального композитора серии Final Fantasy Нобуо Уэмацу. Кроме Battle Theme мне запомнились произведения “Home, Sweet Home” и “Dear Friends”. К слову сказать, вроде бы обе даже вошли в сборник Piano Collection, хотя 100% утверждать это не берусь. Сам саундтрек получился довольно качественным и разнообразным, так что в каждый момент игры звучит подходящая тема.
Отличия, куда же без них:
Портированная версия не могла остаться без плюшек, иначе её не было бы смысла приобретать. На этот раз в эксклюзивный контент GBA-версии были включены следующие лоты:
полноценный бестиарий, доступный из меню игры, для тех, кто любит завершать игру на 100% / музыкальный проигрыватель;
бонусное подземелье (Sealed Temple);
4 дополнительных класса / профессии, не присутствовавшие ранее (гладиатор, оракул, канонир и некромант);
новые опциональные боссы, которые заставят попотеть даже раскачанных персонажей;
и, наконец, волны боссов, между которыми нельзя будет подлечиться (Cloister of the Dead).
Если вы ещё раздумываете над дилеммой, пройти игру заново или нет, то решитесь на этот шаг, ведь на эмуле это сделать и просто и быстро.
В общем и целом:
Нашей доброй японской конторе вновь удалось выпустить практически совершенный продукт, который сможет зацепить геймера на долгие часы. Не знаю, будете ли вы переигрывать Final Fantasy V Advance, пройдя её единожды, но приятные ощущения от первого прохождения навсегда останутся с вами. Только представьте знаменитую битву на мосту, а сражение с Гильгамешем, который впервые нам встречается в серии! Вообще, это целостный и комплексный продукт, к которому непонятно что можно добавить. Пока новая версия игры для PSP не ожидается, хоть я и скрестил пальчики и сжал кулачки на этот счёт, а это значит, что нет никаких причин откладывать ваше знакомство с новым и удивительным миром кристаллов, профессий и героев.