Final Fantasy XI – Обзор
Как вы думаете, какая Final Fantasy стала самой прибыльной? Final Fantasy VII, разошедшаяся тиражом 10 млн. копий, или Final Fantasy XIII, в одинь день окупившая затраты на своё создание? Назвав их, вы не ошибётесь, но вот в долгосрочной перспективе ничего прибыльнее, чем Final Fantasy XI (между делом, первый MMORPG-опыт компании Square), не найдёте.
Прошлое:
В момент, когда первая Final Fantasy в жанре MMORPG (или попросту, онлайн) уже начинала растекаться по сервису PS2 Play Online, я ещё только знакомился с самыми азами серии на консоли PSX. Именно Final Fantasy XI суждено было стать тем многолетним (как никак игра до сих пор чувствует себя вполне успешно) беспрецедентным положительным опытом для Square на поприще многопользовательских интернет игр.
Успешные проекты от других компаний уже некоторое время существовали на рынке к тому периоду, и руководство Square поняло, как использовать эту дополнительную жилку и прослойку игроков, чтобы снимать денежки не только за покупку самой игры, но и за продолжительное удовольствие, получаемое от неё. Это был важный и ответственный шаг для компании, но после успеха Final Fantasy X они потеряли всякий страх и рискнули. Что из этого вышло, мы и попытаемся разобрать.
Настоящее:
Лично я до Final Fantasy XI в онлайн игры и тем более RPG не играл. Считал и до сих пор считаю это пустой тратой личного времени, сил и жизни. С другой стороны, каждый сам решает, как ему распорядиться личным временем, поэтому осуждать кого-то за безвылазное задротство в MMORPG, наверное, не стоит. Кто-то находит в нём общение, которого так не хватает в жизни, кто-то друзей, а кто-то просто радуется самой игре и её геймплейным составляющим. Меня в мир онлайна как раз таки привела обожаемая финалка.
Всё произошло не сразу, а постепенно. Прежде всего, для меня оказались довольно любопытны изображения с персонажами игры, на которых изображен отряд чёрных магов, кастующих заклинание. Затем уже я где-то отыскал вступительный ролик к игре с красивой фэнтазийной, как я и ожидал, CG-анимацией. Особо знакомых персонажей я там не рассмотрел, зато наглядно демонстрировался один из отрядов, состоящий из героев разных рас и, по всей видимости, профессий. Наверное, это меня в итоге и зацепило в совокупности с другими чертами игры.
Мною незамедлительно были найдены красивые арты с указанием каждой доступной профессии и её способностей. Мысленно я представлял, как играю за белого / чёрного мага или вора (к слову сказать, это до сих пор одни из самых излюбленных моих специализаций). Однако мыслить – одно, а заниматься делом – совершенно другое. Идею сыграть в Final Fantasy XI пришлось оставить до момента, когда мне не проведут хотя бы ADSL инет, да не появятся деньги на счету (как запасной вариант я решил играть на одном из… неофициальных серверов финалки – в последствие оказалось, что там не так много народу, но играть вполне интересно).
Хотя, причём тут ADSL инет? Дело в том, что после довольно шаткого выхода на PS2 (по-другому никак называть не получается, мир просто не был готов к таким баталиям), Square решило добавить PC-клиент игры. Эта категория игроков на тот момент была гораздо подкованнее своих консольных собратьев. Уж не знаю, во что тогда играл народ, но Final Fantasy XI для PC определённо привлекла их внимание. Так разрабам удалось свалить сразу 2 зайцев: они выпустили первую полноценную финалку для PC и влили в игру свежую силу. Остановились ли они на этом? Что за удел слабаков! Игра продолжает развиваться до сих пор с новыми выходящими DLC, добавляя расы, профессии, квесты, экипировку, локации, сюжет и поднимая планку максимального уровня.
Честно скажу, я отношусь к MMORPG немного предвзято. Сейчас объясню почему. Просто я считаю, что у замечательной и полноценной игры должны быть: концовка, красивый финальный ролик и потрясающе трогательная песня под титры. Вот настолько я испорченный человек. А у MMORPG этого нет, конечно же, этого нет и у Final Fantasy XI в частности. Как можно играть в игру без конца – загадка, на которую нельзя найти ответ, не поиграв в неё, как бы прискорбно это ни звучало. Так и есть, чтобы выдать рецензию на фильм, необходимо предварительно его посмотреть самому (пофиг на тонкости, важны впечатления, то есть то, о чём хочется или же не хочется рассказывать). Так что, когда на форуме одного из сайтов появилось объявление о запуске неофициального сервака, на котором не пришлось бы платить деньги за игру, я, наконец, решился.
В начале начал:
Я рассуждал так: если в игре есть вступительные ролики, значит должен быть сюжет. История в Final Fantasy XI, хоть и не закончена ещё пока, но всё-таки есть (аллилуйя). Развивается она через сюжетные миссии в мире Вана’Диэль (Vana’Diel), где уживаются разнообразные расы (люди, эльфы, митры, галки и раса смешных получеловечков низенького роста тарутару), и вам придётся стать одним из представителей какой-либо ветви. Помимо сюжетных заданий нас ждёт практически бесконечное многообразие боковых квестов для развития и самосовершенствования. А теперь, собственно, перейдём к единственному знаковому элементу игры, который так подманивает игроков. К геймплею.
Альтер-эго:
Довольно сложно начать играть в MMORPG, не заведя при этом хотя бы одного персонажа, который будет представлять вас в воображаемом виртуальном мире. Дело в том, что за дополнительную ежемесячную плату Square разрешает разместить на своих серверах несколько созданных персонажей, привязанных к одному аккаунту. Это сделано для таких игроков, как я, желающих порубиться сразу за несколько различных рас, но что более важно, профессий. Эти герои вполне могут входить в различные партии / гильдии / альянсы, являясь самостоятельными единицами в мире игры.
Процесс создания персонажа вряд ли можно назвать увлекательным. Отмечу, что модельки на экране создания персонажей выглядят лучше, чем присутствующие в самой игре. Где справедливость =___=. Среди наиболее общих характеристик мы задаём: пол (мужской / женский для людей, эльфов и тарутару, только женский пол для митр – женщин-кошек и только мужской пол для массивных широкоплечих Галков). Далее предстоит выбрать понравившееся лицо, цвет волос. Напоследок выбирается ваша суть – специализация, профмастерство, называйте, как хотите. Завершает процесс создания персонажа выбор имени (его можно и автоматом назначить, доверившись компьютеру, чтобы получилось что-то вроде “BloodyCookie87”).
Трудоустройство:
Перед тем как выбрать профу при создании персонажа, лучше всё-таки почитать дополнительную литературу касательно внешнего вида будущих персонажей и, что более важно, их техник и умений. Иначе можно лохануться спустя 10-20 часов игры, поняв, что это – не ваш персонаж и играть вам за него совершенно не хочется. К счастью, 10-20 часов профукивания – это ещё не такая страшная плата, как, скажем, 1-5 лет в реальной жизни, так что дело поправимое. Просто удалите перса и создайте нового, или же прикупите привязку к аккаунту дополнительного героя.
Однако это лишь обзор, а не гайд по созданию специфичного персонажа, поэтому мы лишь вскользь пробежимся по профам. Система профессий – не уникальная часть конкретно самой Final Fantasy XI. В других играх это самое стандартное явление. Но зато, наша любимая серия имеет большой опыт, начиная с FFIII, FFV и т.д. Плюс, никто не мешает добавить собственные уникальные элементы. К примеру, в игре есть возможность сменить вашу профессию на другую, а после выполнения необходимых квестов даже экипировать способности дополнительной специализации. Всё это позволяет создать наиболее ловкого и гибкого в развитии персонажа, за которого хочется продолжать играть, а не забивать на полпути. Фундамент данной фишки очень похож на то, что мы видели в FF Tactics, хоть функционал значительно расширен в сравнении с ней.
В начале игры доступно 6 базовых классов: воин (warrior), монах (monk), вор (Thief), белый маг (white mage), красный маг (red mage) и чёрный маг (black mage). Постепенно разучивая и прокачивая способности нашего героя, мы сможем добраться до момента получения продвинутых классов, в зависимости от выбранного нами вначале класса: саммонер (summoner), повелитель зверей (beastmaster), паладин (paladin), драгун (dragoon), тёмный рыцарь (Dark Knight), ниндзя (ninja), бард (bard), самурай (samurai) и рейнджер (ranger).
У каждого свои преимущества, но так чтобы вот класс совсем был никудышный, это вряд ли. В большой компании каждая профессия пригодится. Ниндзя отлично управляются с двумя оружиями за раз, красные маги показывают неплохую атаку в комбинации с магическими возможностями, драгуны используют знаменитую способность к высоким прыжкам, позволяющую ускользать из-под вражеских атак, а также призывать крылатых существ вивернов (wyvern). Саммонеры призывают на поле битвы наших старых знакомых Шиву, Ифрита, Рамуха, Титана, Карбункула и др.
Второе высшее:
О дополнительных профессиях уже было сказано выше. Сейчас же немного расскажу принцип работы. Раскачав перса до 18 уровня, вы получаете возможность выполнить квест на получения второй профы. Раскачка второй профессии идёт точно так же, как и первой (на неё нужно переключиться). Фишка в том, что уровень второй профессии никогда не будет превышать уровень первой (максимум он может составлять половину уровней от первой профессии). То есть, даже если вы раскачаете 2-ую профу до 20 уровня, а первая при этом будет находиться лишь на 26 уровне, то при переключении обратно на первую профессию уровень второй автоматически снизится до 13 (26/2=13). К счастью, сам уровень условно сохраняется, так что если вы после этого прокачаете первую профессию до 28 уровня, то уровень второй так же автоматически восстановится до 14-ого. Довольно необычная система, которая несколько урезает возможности раскачки серьёзных героев.
Альянсы:
В связи с тем, что FFXI – онлайн забава, придётся считаться и с другими игроками. Наиболее распространены 2 вида групп: сбалансированные персонажи приблизительно одного уровня, которые ходят совместно на квесты и собирают лут, а также группа, где один или два персонажа являются “танками”, то есть принимают более-менее серьёзный урон от противника на себя, тогда как молодняк с низким уровнем прокачивается, аккумулируя ЕХР и лут. В принципе, это вполне в правилах онлайн этикета, так что можете попросить кого-нибудь помочь вам раскачаться на начальных этапах игры.
Сюжетные миссии также сложны, так что выполнять их в одиночку глупо и неинтересно. Раз уж играете в онлайн игру, то пользуйтесь всеми удобствами, что она располагает.
Миссии и квесты:
В отличие от других MMORPG закалённая временем FFXI имеет несколько преимуществ в плане набора заданий. Тут вам и скрытные миссии, и спасение детей, и служба доставки, и сражения с чудовищами. Можно заниматься благотворительностью в церкви, искать редкие драгоценные камни, восстанавливать семейные узы и ещё сотни других. Конечно же, не каждый квест придётся по нраву. Муторные и нудные задания присутствуют, не без них, но по большей части выполнять квесты интересно.
Ваш герой обладает рангом, который растёт при получении ранговых очков, выдаваемых за выполнение сюжетных миссий нации. Ваша профессия должна помогать стране, приютившей вас, и это – самый надёжный способ ей отслужить. Повышение ранга – важный элемент геймплея, поскольку позволят приобретать более крутую и качественную экипировку.
Боёвка:
Если вы играли до этого только в JRPG, то, вероятно, не знаете, как обстоят дела со сражениями в онлайн играх. Битвы не рэндомные, то есть монстры не набрасываются на вас откуда-то исподтишка, а вполне себе бегают по карте мира / локации. Таким образом, и вы бегаете по локации, пока не встретите интересную особь, которую захотите прикончить. Сражаться со всеми подряд необязательно и не нужно. Низкоуровневые монстры вас скоро перестанут интересовать вообще, а высокоуровневые могут быть слишком опасны для сражения один на один. Но совсем избегать сражений не следует, так как противники роняют лут, который затем можно использовать для продажи или обмена.
Технически битвы не претерпели изменений. Наши герои также атакуют, кастуют заклинания и используют техники с предметами, только теперь мы управляем всего одним персонажем. Каждый успешный удар, пришедшийся по врагу, приносит нашему герою тактические очки (tactical points). Когда их количество достигнет определённого уровня, мы задействуем мощный финиширующий удар, называемый оружейный навык (weapon skill). Эффекты разнятся от оружия к оружию, при этом уровень ваших способностей в обязательном порядке влияет на использование этих техник. В принципе, вы можете спокойно исполнить комбо цепь из этих ударов, если ваш товарищ нанесёт свой собственный финиширующий приём в течение 3 секунд после вашего. Корректные действия приведут к небольшой вспышке, символизирующей успешность комбо цепи, и ещё больший вред будет нанесён НР монстра.
Но и это ещё не всё. После исполнения цепи включается эффект усиления определённого вида стихийной магии, и если, к примеру, в вашей партии есть чёрный маг, который использует стихийное заклинание, соответствующее стихии созданного эффекта в нужный момент, то урон от него увеличится до 2-10 раз!!! Сколько НР снимется у босса, я думаю, упоминать не стоит, а обычные враги вполне могут вообще загнуться от этой способности.
Работа в команде разоблачает эгоистов и индивидов сразу, так что лучше придерживаться стратегии группы, если уж вы отправились в поход вместе. Это не раз спасёт жизнь, если вы играете магом, так как воины могут провоцировать монстров атаковать себя, отвлекая их от слабого колдуна, в то время как лекари обязательно должны подлечить рвущихся в бой физически сильные классы, иначе худо придётся и тем и другим, быстрые воры в это время комуниздят предметы.
Нагибатели:
Родились мы в своём родном городе и сражаемся за одну страну. Это логично. Вы, в общем-то, можете и не быть патриотом, но союзников лучше искать именно так. В принципе, тут даже есть небольшой разброс в плане стран: шахтёрская республика Басток (Bastok), магическая федерация Виндурст (Windurst) или же королевство Сан д’Ория (San d’Oria). Чем круче и продуктивнее становится ваше государство, тем лучшие предметы и экипировка продаётся в магазинах города за низкую стоимость.
Более того, когда вы сражаетесь за собственное государство, все ЕХР, получаемые с монстров, начисляются и в счёт него. Также есть ещё один вид очков – магические (conquest points). Только на них приобретаются совсем уж редкие и особые вещицы, эксклюзивные для вашей страны, которые нигде больше нельзя приобрести. В конечном итоге, совместными усилиями вы добьётесь полного контроля над регионом, и, как видите, это приносит лишь одни плюшки.
Явки, пароли:
Раньше существовала, по крайней мере, одна неприятная особенность в Final Fantasy XI. После создания персонажа он направлялся на рэндомный сервер (кстати, они названы в честь саммонов), то есть шанс встретиться с друзьями был невелик. Чтобы перейти на необходимый сервер, в игре существовал предмет World Pass, приобретаемый за некоторую сумму Gil. Стоили они не очень дорого и представляли собой небольшие пароли. Сейчас от этой системы отказались, так что при регистрации персонажа, сервер выбираете вручную.
Немного о бытовухе:
Чем ещё можно заняться в этом виртуальном мире? Думаю, вам знакомо слово торговля. Торгуют в игре обычные НПС (лица без определённого места жительства), торгуют другие игроки, торговать будете и вы. Впрочем, можно и просто обмениваться необходимым лутом с другими игроками, который для вас уже бесполезен, а для них может быть как зеница ока. Так как всё происходит в режиме реального времени и, скорее всего, на специальных рыночных площадках аукционах, игроки будут сравнивать цены между продавцами и выбирать наиболее подходящий вариант. На самом деле, относиться к этому как к настоящему аукциону не стоит, ведь первый игрок, который заплатит цену, выше, чем предложил продавец, сразу же получает предмет. В этот момент главное не продешевить, но и загибать неподъёмную цену также не следует.
Не удивляйтесь, если во время сражения с монстром другой игрок подбежит и подлечит вас или скастует Protect. По большей части игроки – достаточно вежливы и могут обращать внимания на чужие проблемы, предлагая даже ненужную помощь. Этикет – это всегда хорошо, даже если вы разных национальностей. Даже совсем немного зная английский, вы можете успешно сражаться с партиями, составленными из японских игроков.
До 20-ого уровня вам придётся передвигаться на своих двоих, куда бы вы ни захотели отправиться. Но после появляется возможность выполнить квест на получение чокобо. Точнее, его можно будет арендовать, и скорость вашего передвижения разительно возрастёт. Ещё позже в игре откроется доступ к воздушным кораблям, курсирующим из порта одного города в другой. К способу передвижения можно отнести и особые заклинания телепортации чёрных магов.
Смысла переигрывать нет (если только желаете попробовать других персонажей), вы не сможете её завершить, по крайней мере, на данном этапе. А ведь в игре ещё есть 4 дополнения:
Rise of Zilart (дополнение 2003 года);
Chains of Promathia (дополнение 2004 года);
Treasures of Aht Urghan (дополнение 2006 года);
Wings of the Goddess (дополнение 2007 года).
Графон:
На момент выхода игры графика была чертовски хороша, что для PS2, что для PC устройств, но и сейчас, спустя 10 лет игра держит высокий уровень качества картинки. Задержек и лагов практически не возникает, если только несколько десятков моделей персонажей и монстров не оказываются на одном экране одновременно. Персонажи выглядят уникально, благодаря разнообразным моделькам оружия и брони, да и сами модельки экипа сделаны с хорошей детализацией, так что можно без труда разглядеть символику щита, узоры на пластинах брони или же вычурное лезвие клинка.
Локации, которые вам ещё только предстоит посетить, обширны и грандиозны. Полностью открытый мир со своими тайнами и загадками готов распахнуть двери, куда бы ни ступила ваша нога или лапа вашего жёлтого друга. Конечно, из-за размеров локаций, качество каждой конкретной картинки страдает. Если вы находитесь не в городе, а где-нибудь в поле / болотах / лесистой местности, объектов вокруг вас не так уж и много. Но, опять же повторюсь, зато нет лагов, в результате которых на вас могут напасть совершенно неожиданно со спины, и вы ничего не заметите. По ходу вашего движения, погода становится изменчивой: то нас ждёт палящий зной, то ветер с дождём. Ураганов, тайфунов и цунами не бывает, а ведь как было бы интересно тогда.
Внешний вид монстров позаимствован из основной серии игры. Есть и удивительные уникальные экземпляры, встречающиеся впервые. К счастью, модели монстров ничуть не уступают самим персонажам, так что отвращения к бегающим под ногами саблезубым кроликам вы явно испытывать не станете.
Ну и в последнюю очередь стоит упомянуть спецэффекты. При использовании навыков вашего оружия, при касте заклинаний чёрной магии, лечении и защите героев всё выглядит даже круче, чем в обычной финалке. Эти заклинания используют не против вашего отряда, а против, как будто бы, вас самих! Эффект присутствия никто не отменял.
Музыка и звук:
Музыкальное сопровождение игры ничуть не менее запоминающееся, чем в других Final Fantasy. Существует несколько вариантов Battle Theme и парочки других, так что наскучить вам не должны. Каждое новое дополнение привносит в игру собственный набор композиций, освежая и обновляя OST. Ну и музыка старается соответствовать локациям, где звучит, будь то счастливая и беззаботная мелодия в портовом городке Selbina или же торжественная и эпичная музыка в королевстве Сан д’Ория. К слову сказать, музыка покрывает не все локации. К примеру, на равнинах La Theine, кроме свиста ветра в ушах, а на болотах Pashhow Marshes шлёпков по трясине, вы ничего и не услышите.
Будущее:
Исходя из всего выше перечисленного, вы без труда сможете решить, подходит ли игра лично вам, но даже если и не особо играете в MMORPG, как я, советую всё же попробовать сыграть месяцок, чтобы точно решить, что это не ваше. Несмотря на огромное количество других подобных игр, Final Fantasy XI продолжает жить и здравствовать и по сей день. Даже её преемница Final Fantasy XIV ещё долго будет пробиваться до таких же высот.
В любом случае, мы на это дело посмотрим ближе к зиме 2012 года, когда её запустят и на PC и на PS3. Ну а если вас не особо заботит потрясающая графика или новизна игр, то качество сюжета, геймплея, квестов и битв вы отыщите как раз в описываемой в этом обзоре игре. К счастью, за 10 лет регистрация на официальных серверах значительно упростилась, главное иметь интернет пошире, чтобы докачать гигантское обновление игры. А компания уже готовит новое обширное 5-ое по счёту дополнение для игры Seekers of Adoulin к выходу в 2013 году, в котором обещает добавить 2 новые профессии: геомансера и совершенно секретный класс. И да не пройдёт оно мимо ваc.
Немного красивых артов напоследок: