Я обеими руками за кооперативные игры. Мне нравится проходить совместно все эти beat'm up-ы и стрелялки, пускай система «Дружественный огонь» мне не нравится совершенно, а человека её придумавшего надо хорошенько отшлепать, на мой взгляд. Я уважаю творчество студии Hazelight будь-то Brothers, A Way Out или готовящаяся к выходу It Takes Two, а пройденная в локальном кооперативе River City Girls хороша настолько, что была пройдена раз 6 меньше чем за месяц. Но это не относится к рассматриваемому в этом обзоре проекту, который до конца пришлось доводить аж с начала года, и то наибольшая активность проявлялась исключительно в эти и предыдущие выходные (как раз сюжет подвезли).
Итак, что такое Haven? По описанию и обещанию очень простая, буквально ненапрягающая, ролевая игра для влюбленных и любящих друг друга сердец. Представляет собой незамысловатую смесь между симулятором готовки, разведкой местности в стиле Journey и пошаговыми боями в реальном времени в духе…не знаю, японских ролевых игр, пожалуй. И, разумеется, мимишные сценки между двумя (из четырех всего) действующими лицами, которые составляют 70% контента игры. Он же, кстати, наиболее интересный, и которому все подчинено вплоть до того, что любой бой (проигрыш, в том числе), любой найденный предмет (хлам) или исследованный островок это триггер для новой сценки между парочкой. Притом количество их приятно поражает: какие-то сценки представляют собой череду плавно дополняющих друг друга тем (например, три последовательные ночи перед сном обсуждение сюжета книги и последующее сочинение её продолжения), какие-то хорошо раскрывают прошлое героев, какие-то просто вызывают улыбку. Словом, несмотря на футуристический сеттинг и в целом место действия непохожее на наш мир, герои игры вызывают понимание и эмпатию их отношения будут понятны любому их ровеснику, и не так уж они и отличаются от нас. Словом, с этой частью игры авторы, я считаю, справились на все 200. А с учетом того, что на момент просмотра финальных титров ни одна из сценок не повторилась дважды, то я даже представить боюсь количество заложенных в игру разговорчиков. Сценаристы постарались на славу.
Другой вопрос, гораздо более важный на мой взгляд, а будет ли интересно парам играть в эту игру и олицетворять себя с действующими лицами? Или, возможно, проект гораздо больше подойдет исключительно девушкам, мечтающими о подобных отношениях? Словом, не уверен, что паре геймеров игра может зайти дольше 2-3 часов ознакомления, ибо сценки сценками, но подобное они уже переживали, делали, испытывали в реальной жизни и ничего кроме чувства умиления (порой откровенной неловкости, как отмечено Щепычем в первом отзыве) они вызвать не могут. А ничего иного игра предложить не может, да и игрой называться она…ну, конечно, может (у нас и Sims «симулятор жизни», а механик в Haven поболее чем в иных симуляторах ходьбы будет), но интересной и захватывающей очень навряд ли.
По сути, каждый день героев это именно ежедневная рутина. Подъем, готовка, завтрак, сценка, разведка, возвращение домой, сон. Все это между чередуется сценками, конечно, но унылости этапа «разведка» они не умаляют. На растерзание отдается планета Исток, разделенная меж собой на несколько небольших островков, соединенных меж собой космическими потоками. Цель игры собрать запчасти для разрушенного корабля, ну и (где-то с середины игры, когда герои в ходе поисков найдут кое-что) выполнять определенные сюжетные задания (которые все равно сведутся в итоге к сборке корабля это не спойлер, а доброе предупреждение).
Задача каждого дня очищать каждый новой островок Истока от насытившей его ржавчины, сводящей всю местную фауну с ума, надеясь, что на новом островке среди все этой ржавчины, Вы найдете таки искомую деталь корабля. Параллельно стоит собирать всю что дает земля (ягоды, грибы, орехи, носящие чудные названия), ибо героев дома все же стоит кормить, дабы не ухудшить их боевые показатели. Впрочем, можно особо и не кормить, ибо бои здесь на редкость элементарные: часть противников реагируют исключительно на ближние атаки, часть на дальние. Нашли уязвимость бейте до победного конца. Порой будут встречаться враги посильнее, которых сначала нужно бить дальней атакой, а потом быстро ближней. Тут и пригодится возможность управлять каждым героев отдельно и спланировать что первый стреляет, выводит на 3 секунды противника из строя, пока второй наносит ему в этот короткий интервал критический удар. Словом, сложностей возникнуть не должно. Исключение огромная злобная тварь «БеруБеру», появляющаяся на последних (ближе к концу игры) островках переполненных ржавчиной в ночное время, когда игру начинает буквально глючить (небо в кубиках, земля ходит ходуном). БеруБеру обладает просто слоновьим запасом здоровья, урон ей наносится исключительно при совместных атаках персонажей (сначала дальних, затем ближних), и она не брезгует восстанавливать здоровье и больно кусаться сама. Собственно, это был единственный противник, на котором мы с Харль проиграли, ибо я даже не предполагал, что могут понадобятся аптечки в бою настолько все было элементарно до.
И так день за днем: собираем ягоды, чистим острова от ржавчины (дабы последнюю потом использовать в качестве компонентов для ремонта), участвуем в несложных сражениях, смотрим сценки. Очень скоро это начинает навевать откровенную скуку, ибо игра и не думает развлекать игрока. Она и правда скорее созидательная, а потому считаю что и не каждый начавший сможет довести её до конца. И это точно не из-за сложности.
Отмечу моменты, которые мне откровенно не понравились:
1) Практически никак не развивающаяся система полетов, которая раскрывает всю себя в первые 5 минут игры и не предлагает до конца игры ничего нового. Впрочем, для инди-проекта простительно. А вот вопрос необходимости участия второго игрока в полете уже серьезный. По факту, летит только один игрок (кто зажал кнопку) второй же может просто выбрать лететь ему слева или справа, но будет автоматически следовать за ведущим. Непонятно;
2) Отсутствие каких-то индивидуальных показателей у Ю (девушка) и Кей (парень) за пределами сценок. По сюжету предполагается, что она механька (физик), а он биолог. К сожалению, их профессии не нашли никакого применения за пределами диалогов и не использовались для создания каких-нибудь интересных геймплейных ситуаций. Это же касается и самого боя, в котором у героев одинаковая сила ударов, одинаковое количество HP, отсутствует предрасположенность к тому или иному типу атак. Словом они одинаковы всем, кроме модельки;
3) Обесценивание достижений игрока как исследователя. Дополнительные сценки есть далеко не с каждой найденной игроками в домах вещью. Запчасти для корабля разбросаны не в единичном экземпляре и львиная их доля лежит на последних по сюжету островках. То есть, можно как исследовать весь Исток, так и просто идти по сюжету последний вариант будет даже быстрее, учитывая, что долго искать запчасти не придется. Никаких бонусов за исследование, кроме опять же сценок, игрок не получит;
4) Исследователи всего и вся очень быстро упираются в потолок развития уровней (которые тут у героев совместные, а опыт начисляется как за победы, так и за сценки (преимущественно);
5) Музыкальное сопровождение, конечно, на любителя. Мне не зашло, но не спорю, что оно, может быть, чудесное;
6) В финале игры рьяно чего-то не хватает. Может босса, может еще чего-то…не могу объяснить, но прям чувствую, что недокрутили и завершали игру впопыхах;
7) Финальные титры не титры, а разврат. Притом цензура видимо разрешает показывать то, что показали, но запрещает рисовать соски. Чудный мир.
Ну, вот, в общем-то, и всё. Советовать не стану, считаю, что для совместного прохождения (в том числе и с девушкой), есть игры гораздо-гораздо увлекательнее. В свою очередь, любителям мыльных опер самый значимый контент игры можно глянуть на YouTube уверен подборки уже завезли.