^

Beetlejuice

Разработчик Rare
Платформа
Дистрибуция
Жанр
Год выхода игры 1991
Релизы  
Рейтинг 15688 место (1 SFP)



Нужна помощь?

Вы можете задать любой вопрос или попросить совета по этой игре. Это займет совсем немного времени.

Задать вопрос



Описание игры

Спойлер

~Кривенькая игра по мотивам любимого фильма~

Кто смотрел фильм Тима Бёртона «Битлджус» 1988 года, те знают, что сюжет у фильма необычный, я бы даже сказал нетипичный для кинокартин с призраками. Сделать игру полностью следующую сюжету этого фильма задача непростая и у легендарной компании Rare это, будем честны, не вышло. Нет, отсылки к фильму явно имеются и о них мы поговорим позже, но они настолько ничтожны, что сюжет оригинала в них почти не узнаётся.

Итак, что же происходит в этой игре? Играем мы за того самого Битлджуса, и что ему нужно здесь понять сложно. Складывается впечатление, что парень просто веселится. Но вот игроку весело не будет совсем. В самом начале игры Битлджус говорит: «Шоу начинается!»

И вы начинаете исследовать первую локацию. Это городок Уинтер-Ривер, штат Коннектикут. Здесь супружеская чета Барбара и Адам Мейтленды проводят отпуск в своём загородном доме. Локация небольшая, но уже по ней можно оценить сложность всей игры. Изучив управление вашим персонажем вы увидите, что на одну кнопку Битлджус прыгает, а на другую топает ногой и это отнюдь не удар. Ударом пока выступает прыжок, но действует он не на всех врагов, а только на мух. Большие жуки же и скорпионы, снующие там-сям, прыжком не уничтожаются, да и в принципе не уничтожаются ничем. От них всю игру придётся уворачиваться. Попав в дом вы заметите, что и тут всего надо сторониться. Что-то отнимает одну единицу здоровья, что-то убивает сразу. Лучи света, бьющие из люстр, факела на стенах, рыбки выпрыгивающие из больших котлов, акула в ванной… Дом вам расслабиться не даст. Помочь здесь вам может только распускающийся время от времени цветок, коснувшись которого в момент полного раскрытия, вы на некоторое время станете неуязвимы. Но самую большую проблему представляет здесь в наивысшей степени неудобный и, я бы даже сказал, неудачный скроллинг экрана. Не знаю, то ли это решение программистов, то ли их недоработка, но игру это усложняет порядочно. Дело в том, что спрыгиваете ли вы на платформу ниже или поднимаетесь на платформу выше, экран не сдвинется пока ноги персонажа не коснутся этой платформы. Так, подъём вверх становится настоящей «русской рулеткой», ведь о наличии врага на платформе вы узнаете в последний момент или уже тогда, когда он вас с неё скинет. Немного вас успокою: в первой локации таких ситуаций практически нет. Спуск вниз при таком скроллинге тоже становится проблемой, ведь нижний край экрана убивает. Даже если вы знаете, что прямо под вами есть платформа, но не видите её, то спуститься не получится. К этой особенности игры лучше привыкнуть как можно скорее.

На улице вам встретятся ямы, из которых с характерным писком будут выпрыгивать разноцветные жучки. Вот тут вам и пригодится топанье ногой. Жучков этих можно давить и получать за них очки.

  • красный жук ~ 10 очков;
  • синий жук ~ 25 очков;
  • зелёный жук (тёмно-синий на первой локации) ~ 50 очков;
  • жёлтый жук ~ 75 очков;

Заработанные очки можно тратить в магазинах встречающихся довольно часто. Охотник из фильма с уменьшенной головой предложит вам три вида товаров. Иногда можно перезайти в магазин и ассортимент немного изменится. Но это работает не всегда. Купить здесь можно атаки, названные в игре «страшилками», а также дополнительные жизни. Использование страшилок изменяет внешний облик Битлджуса и позволяет производить выстрелы. Сами атаки хоть и выглядят одинаково, но различаются по силе и дополнительным возможностям. Давайте взглянем на расценки:

  • голова медузы — 1 выстрел ~ 100 очков;
  • человек-птица — 2 выстрела и более высокие прыжки ~ 150 очков;
  • двухголовый человек — 3 выстрела ~ 200 очков;
  • скелет — 5 выстрелов и неуязвимость к пчёлам ~ 250 очков;
  • голова-зонт — 9 выстрелов ~ 400 очков;
  • огр — 12 выстрелов ~ 500 очков;
  • привидение (из простыни) — 15 выстрелов ~ 600 очков;
  • человек-змея — 19 выстрелов ~ 750 очков;
  • дополнительная жизнь ~ 1250 очков;

Как видите, давить жуков по 10-75 очков за штуку, для приобретения атак и жизней придётся долго. Но есть и альтернатива. В ямы, откуда выпрыгивают жучки, можно спуститься. В каждой из них обитает монстр, убив которого тоже можно заработать очки. Уничтожать их надо прыжком. Монстры есть трёх видов: призрак мечущийся из стороны в сторону — за него вы получите всего 10 очков; несколько летающих голов — за каждую из которых дадут по 75 очков; черепообразный монстр — за каждый прыжок на которого тоже дадут по 75 очков; Кроме того в яме вы можете обнаружить зелье, за которое вам тоже начислят не мало очков. После победы над монстром яма пустеет и маленьких жучков уже там не будет.

Но вернёмся к прохождению. Побегав по дому, найдя и забрав книгу «Руководство для почивших» и выбравшись на улицу, вы доберётесь до входа в другой дом. Тут вас встретит первый босс. Это Отто Делия — друг семьи Дитц и дизайнер интерьера. Он будет брызгать в вас из болончика краской ~сине-зелёной, цвета гидроксида хрома~ Атаковать его можно только купленными страшилками. Без них его не уничтожить. Сама же битва не совсем обычная. Здесь для победы не нужно ударить босса энное количество раз. Его нужно, как бы, вытолкнуть с арены. Атакуйте Отто и тесните его к стене, что за ним. Когда он её коснётся битва будет окончена. Рекомендую применять атаку скелетом.

Спойлер

Далее следует короткая заставка, в которой мы видим тонущий в реке автомобиль Мейтлендов. Хронология событий в игре уже расходится с сюжетом фильма. В оригинале Мейтленды вызвали Битлджуса уже после аварии и после того как в их дом въехали новые жильцы — семья Дитц. Но оставим эту неточность на совести разработчиков.

Вторая локация — (куда уж без неё) канализация. Здесь часть пути придётся преодолеть на маленькой лодке уворачиваясь от мух или ловко с ними расправляясь. Далее будет подъём вверх по платформам, спуск ниже и опять подъём. Уровень особо ничем новым не удивит, ну, разве что врагами. Здесь впервые появятся прыгающие лягушки, сидящие на месте плюющиеся жабы и преграждающие путь осьминоги. Последних двух можно и даже нужно будет уничтожить. Также на пути будут встречаться и ямы с жучками. Я бы посоветовал именно на этой локации докупить жизней и побольше. Боссом здесь выступит мёртвый игрок в американский футбол. Тактика на нём точно такая же как на первом боссе.

Спойлер

Конечно же в фильме никакой канализации не было.

Локация номер три — загородный дом Мейтлендов. Это самый длинный, самый запутанный и самый сложный уровень в игре. Запаситесь терпением. Данный уровень внесёт разнообразие в геймплей. Вид теперь сверху, прыжка нет, атаки-страшилки использовать нельзя. Начинаете вы в подвале. Вокруг раскиданы коробки и лучше бы их осмотреть. Для этого просто подходите к ним в плотную. В некоторых находятся зелья для вызова призраков-помощников. В других коробках можно будет найти ключи от дверей. Но будьте осторожней, в иных коробках сидят ведьмы и это самые доставучие враги здесь. Они от вас в прямом смысле не отстанут, ведь скорость перемещения у них не меньше чем у Битлджуса. Призраки-помощники могут избавить вас от этой проблемы. Только вот они обладают настолько странной траекторией движения, что порой по врагам вообще не попадают. Поэтому лучше их использовать стоя как можно ближе к врагу. Найдётся здесь и другое оружие. Это молоток и мухобойка. Молотком можно крушить ожившие статуи, а мухобойкой, соответственно, мух. На ведьм ни то ни другое оружие, к сожалению не действует, как и на бегающие ноги без тела (тоже довольно приставучие противники). Такие враги, как пауки, пилы выставляющиеся из пола, преследующая вас летающая дверь и вовсе неуничтожимы. Двери лучше вообще не попадаться. Она переместит вас в мир песчаных червей и чтобы выбраться оттуда, придётся вступить в схватку с такой тварью. Уничтожить червя можно только купленными атаками, поэтому на предыдущей локации закупитесь и ими. Вид здесь снова будет сбоку. Ещё одной проблемой станут коридоры между помещениями. Здесь нижняя часть экрана будет всё время поджимать. Задерживаться нельзя, надо постоянно бежать, выбирая наиболее короткий путь, иногда успевая вскрывать коробки и собирать ключи.

Ещё одним новшеством здесь будет квестовый элемент геймплея. Порой путь вам будут преграждать мёртвые и живые обитатели дома (Мейтленды и Дитцы), впервые появляющиеся в игре, каждому что-то будет нужно от вас, какой-то предмет. Находите предмет, отдаёте нужному персонажу и он уходит с пути. Всё просто. Обычно предметы находятся недалеко.

Что ж, поднявшись из подвала на чердак, где Адам Мейтленд собрал макет всего города вы, по-видимому, оказываетесь в этом самом макете, на кладбище. Вид снова будет сбоку. Начиная путь от могилы Битлджуса, вновь прыгая по платформам и страдая от ужасного скроллинга, вам нужно добраться до здания похожего на средневековую башню и там отыскать коробочку с мелом. На данном подуровне появятся новые враги похожие на кальмаров. Они как и скорпионы носятся туда-сюда и опасности почти не представляют. Снова появятся и ямы с маленькими жучками, на которых можно пофармить и, конечно, магазины где можно пополнить инвентарь. Советую это сделать, потому что больше возможности такой не представится. Если хорошо поизучать уровень, то можно найти несколько жизней. В конце этапа, в башне ждёт босс. Это некая призрачная сущность не имеющая отношения к фильму. Призрак медленно приближается и атакует молнией. Тактика лишь чуть-чуть отличается от предыдущих боссов. Этому надо стрелять только в голову.

Не расслабляйтесь. Это ещё не конец. Теперь вы снова на чердаке. Перед вами будет стоять Адам и ему нужно будет отдать собранный ранее предмет, чтобы пройти дальше. А далее начинается лабиринт. Несколько порталов будут отправлять вас в другие области с такими же порталами. Придётся найти правильную последовательность их использования. Здесь вас будет постоянно преследовать надоедливая дверь, но благодаря тем же порталам, от неё легко можно будет сбежать. Небольшая подсказка: не забывайте, что двери открываются не только ключами, но и уничтожением врагов. Если вы всё сделайте правильно, то окажитесь в комнате с кирпичной стеной, где Битлджус применит найденный мел.

Спойлер

В данном уровне отсылок к фильму больше всего. Квестовые предметы, встречающиеся персонажи, статуи созданные Делией Дитц. Пожалуй, это и есть основная игра по фильму Битлджус.

Поздравляю! Вы на четвёртой локации. Это финальный уровень в игре. Комната ожидания в загробном мире. Здесь Битлджусу надо собрать шесть номерков (хотя в фильме ему нужен был только талон с номером 4). Хоть уровень и не является запутанным лабиринтом, но здесь много врагов, которых невозможно убить, и самый жёсткий платформинг, а если добавить к этому ещё и ужасный скроллинг, то получается вполне достойный финальный этап. Номерки раскиданы по платформам и лучше всего их планомерно исследовать, постепенно поднимаясь, чтобы потом не пришлось возвращаться. Здесь вам помогут оставшиеся неиспользованные страшилки. Ведь каждая из них даёт дополнительные удары. Получая урон Битлджус теряет пугающую личину, но не теряет здоровье. После сбора всех шести номерков останется найти выход. И вот он — конец игры. Небольшая заставка, несколько слов от Битлджуса, где он называет себя шоуменом, просит не слишком много аплодировать и напоминает как его можно вызвать.

Спойлер

Напомню, что в фильме Битлджус попал в комнату ожидания не по своей воле. А по сюжету игры складывается ощущение, что именно это и была его главная цель. Ну что ж, если так, то можно за него порадоваться, я думаю)

Несколько слов об игре и её разработке

Что можно сказать про эту игру? Ну, например, то, что она явно не является одним из лучших платформеров на восьмибитках. Даже среди средних по качеству платформеров она будет не в первых строчках. Единственная причина, почему об игре ещё вспоминают, это хоть и неуверенная и местами нелепая, но всё же попытка передать сюжет прекрасного во всех отношениях фильма. Удивляет и факт принадлежности игры к, так скажем, перу компании Rare, подарившей миру Battletoads, Donkey Kong Country, Snake Rattle 'n' Roll и ещё не мало других значимых игровых проектов. Но этому есть и объяснение. Желая сделать как можно больше игр и получить как можно больше прибыли, Rare поручали разработку игр для NES небольшой компании Zippo Games. В 1990 году Zippo Games была куплена и переименована в Rare Manchester. Таким образом Битлджуса делали разработчики Zippo Games, но уже как сотрудники Rare, а издателем игры выступила, небезызвестная благодаря одному злобному видеоигровому…эм…обзорщику, компания LJN. Интересно, что после окончания игры никаких титров нет. По словам сотрудников Rare это было сделано для того, чтобы разработчики не получали предложения о работе из других компаний.

Музыку к игре написал тот самый Дэвид Уайз (Battletoads, Donkey Kong Country 1-2-3, Battletoads & Double Dragon, Battletoads in Battlemaniacs, Snake Rattle 'n' Roll) И вот к музыкальному сопровождению претензий нет никаких. Много запоминающихся и красивых мелодий. Возможно, именно музыка и запомнится из всей игры)

Почему я вообще решил уделить этой игре столько внимания? Ну, во-первых, потому что мне нравится фильм Битлджус; Во-вторых, потому что эта игра, в отличие от двух других вышедших для MS-DOS (Adventures of Beetlejuice: Skeletons in the Closet, 1990) и Game Boy (Beetlejuice: Horrific Hijinx from the Neitherworld!, 1992) основана именно на фильме, а не мультсериале; В-третьих, это отсутствие на наших игровых и околоигровых сайтах подробного её описания; В-четвёртых, это когда-то оказавшаяся в моих руках четырёхигровка с данной игрой. Как позже выяснилось, игра Битлджус была довольно редкой на нашей пиратке. Конечно, тогда я её не прошёл. Лишь спустя годы мне удалось её одолеть. Советовал бы я её кому-то к прохождению? Разве что только тем, кто любит щекотать нервы 8-битным хардкором. Даже ценители фильма её вряд ли одобрят) Но какой бы она не была, всё же эта игра является частью 8-битной видеоигровой истории.

Спойлер

Если же кто-то после прочитанного решится попробовать её пройти, тому я желаю неизменной удачи и терпения!)