DmC - Обзор
Dmc: Devil May Cry, именовавшийся когда-то просто Devil May Cry 5, является игрой с весьма тяжелой судьбой. В первую очередь ей не повезло с отцом отец всей серии Хидэки Камия, приложивший в ранние времена руку и к таким хитам, как первые две части сериала Resident Evil, не участвовал в проекте. Разработку доверили великобританцам из компании Ninja Theory.
Рьяные фанаты седовласого остряка в красном плаще с большими пушками подвергли игру такой доле яростной критики, которая не достается даже нашему правительству от преподавателей права в институтах, да от бабушек в поликлиниках. Вот лишь небольшой список претензий, которые можно было встретить практически на всех форумах, посвященных новому Devil May Cry: «Роберт Паттинсон/Влад Топалов в главной роли» (!), «Искажение биографии персонажей и самой вселенной» (!!), «Это не продолжение старого Devil May Cry» (!!!). Как видите все претензии были в основном к смене имиджа главного героя (очень смелый шаг со стороны разработчиков), да суеверное мнение о том, что успешную японскую франшизу криворукие гайдзины запада/Альбиона обязательно угробят (мнение, вполне имеющее право на существование, если вспомнить историю с Silent Hill: Homecoming).
Итогом этих недовольств послужило вполне ожидаемое преднамеренное внесение игры фанатами в списки, наподобие «Разочарование года» или «Худшая игра серии Devil May Cry». Однако выход игры, сначала на E3, а затем и во всем мире, подтвердил неписанное правило: «Не суди игру по скриншотам/артам». DmC получился в самом деле вполне самостоятельным проектом, имеющим не очень много общего с японским детищем, но при этом остался той же самой игрой, в которой бодрый веселый парень крошит уродливых демонов в капусту, шинкует их тельца пулями, под отличный heavy metal.
Сюжет
Здесь мы рассмотрим главный объект недовольства многими игроками, а именно нового Данте. Дабы рассеять ваши сомнения, могу заранее сказать, что он получился просто дьявольски хорошим персонажем, ни капли не похожим на гомосека или эмо-боя. Пусть ему до чувства юмора и харизматичности старого Данте очень далеко, но могло выйти и хуже. А уж в сравнении с Неро из Devil May Cry 4 здешний Данте только выигрывает.
Итак нашему герою где-то около шестнадцати-семнадцати лет и он является самым лучшим примером того, к чему приводит ночная жизнь нынешней молодежи этого возраста: шумные клубы, дешевая выпивка, секс со стриптизершами и ядреное похмелье это его каждодневный образ жизни. Правда ко всему этому прибавляется еще один пункт: дело в том, что новый Данте страдает болезнью Джона Константина из одноименного фильма и комикса Hellblaiser (нет, не рак легких). Он периодически везде видит демонов, а те, в свою очередь, охотятся на него уже 8 лет подряд и выставляют террористом в глазах общества. Поэтому ему периодически приходится расправляться с ними, хотя о высших целях, наподобие защиты человечества, наш малолетний кутила не думает.
Насчет демонов здесь представлена уже беспощадно раннее эксплуатировавшаяся, но не в рамках Devil May Cry идея о том, что они среди нас. Демонами являются влиятельные люди, будь то банкир или телеведущий. Они контролируют весь мир, так как умнее глупых людей и добиваются своего, зачастую через средства массовой информации (и правда вот где сила). Бороться с ними пытается маленькая террористическая (исключительно для демонов конечно) группировка «Порядок» («The Order»), которой руководит брат близнец Данте Вергилий (далее просто Верджил). Их главным врагом является фактически правитель этого мира Мундус (главный злодей оригинального Devil May Cry, кстати), а целью завлечь Данте на свою сторону, ведь без него ничего не выйдет. Ну а какова роль Данте в этом масштабном плане его братца, почему он решил помочь людям, которых абсолютно не знает, и в каких местах ему придется убивать очередную орду демонят, вы узнаете пройдя стандартные для формата игры 20 миссий.
Сам сюжет, пускай и использующий многочисленные клише, которые мы видели раннее, на мой взгляд получился наилучшим в серии Devil May Cry. Это не удивительно, учитывая, что к нему приложил руку известный британский сценарист Алекс Гарленд, знакомый российскому зрителю разве что по парочке фильмов, среди которых числится «Пляж» и «28 дней спустя». В своем сюжете разработчики с Гарледном постарались охватить все темы, которые Capcom поднимал от игры к игре, тем самым растягивая их: взаимоотношения братьев и насколько сильная их братская любовь; моральное возвышение Данте от алкоголика, которому плевать на окружающий мир, до человека, способного пожертвовать всем ради спасения человечества в целом и особенно человека, который ему дорог; хлипкая, почти незаметная, романтическая линия и достойно реализованная идея города, населенного демонами, не говоря уже о прошлом Данте и его матери в частности.
Касательно самого прошлого Данте, то тут сюжетная линия, да и сам геймплей из-за этого, подверглись изменению. Теперь Данте у нас не просто сын земной женщины и темного демона-рыцаря Спарды, а нефилим, коих еще называют исполинами. Нефилимами называют существа появившихся на свет в результате союза ДНК демона и ангела. Этот ход тоже критиковался многими игроками, но для разработчиков он буквально развязал руки в плане избранности Данте и его силы, но также сковал для возможной связи со следующими играми серии.
Вообще с сюжетом получается достаточно странная ситуация, прямо как с фильмом Сэма Рейми «Зловещие мертвецы 2», который тоже каждый фанат может считать для себя как сиквелом так и ремейком. С одной стороны в сюжете игры довольно таки много элементов, которые не противоречат общему духу вселенной Devil May Cry, а лишь дополняют ее, превращая игру в приквел приквела (прошедшие игру меня поймут). С другой же явное противоречие происхождения Данте и истории Мундуса, ставят на связи этой игры с другими частями жирный крест. В принципе каждый может решать для себя сам, я же лишь надеюсь, что эта игра будет началом новой сюжетной ветки о похождениях Данте, какой когда-то стал «Бэтмен» Кристофера Нолана.
Персонажи
Наиболее сильная черта игр этой студии. И тут они также не упали лицом в грязь, что, несомненно, радует. Как и практически во всех слешерах, серии Devil May Cry в частности, здесь представлены лишь 8 персонажей, но лишь 4ро из них проработаны очень хорошо.
В первую очередь это касается нашего главного героя Данте, чей характер развивается на протяжении всей игры. Конечно, глубокой драмы в духе мексиканских сериалов вы здесь не увидите все чисто в духе мальчишеского жанра, но и это достаточно неплохо. По сравнению со своим прошлым воплощением, способным насмешливо поболтать по душам с каждой тварью Преисподней, здешний Данте еще неопытен и по-юношески амбициозен, а белый цвет волос его просто нервирует. Все его шутки связаны либо с измерением чужого достоинства, либо с прямым посылом, а кулак в челюсть его способ решения всех проблем. Ему еще только предстоит научиться достойно опускать врагов и стойко переживать все удары судьбы.
Его брат близнец Верджил подвергся куда большим косметическим изменениям. Не поверите, но он превратился из прямолинейного расчетливого маньяка в хладнокровного расчетливого лицемера, с чьих губ никогда не сходит улыбка. Он пойдет на все, чтобы добиться своей цели и ничто не остановит, кроме Данте. Два близнеца, олицетворяющие совершенно противоположное мировоззрение, образ жизни и социальное положение, не говоря уже о цвете волос (что, кстати, странно для однойяцевых близнецов то). Авторам удалось достаточно четко передать его любовь к своему брату, во всяком случае, часть ее, что точно была. Радует, что этому посвящена не вся игра, а буквально ее финальная часть, как в оригинальном Devil May Cry, оставляя за собой частицу недосказанности.
Девушка этой серии медиум Кэт, которая будет работать прямым напарником Данте. Радует, что она оказалась не пустышкой на два киноролика, как Глоррия (Devil May Cry 4), а вполне себе миленькой девчушкой, искренне переживающей за Данте и старающейся помочь ему во всех передрягах, в кои он попадает. И он отвечает ей на это взаимностью.
Ну и наконец-то Мундус, предстающий в виде миллиардера (?), контролирующего весь мир. На самом деле после прохождения игры начинаешь всерьез задумываться над вопросом, а был ли Мундус злом и настолько ли он сильнее человека, испытывая схожие с ними слабости? Главный злодей игры не какой-нибудь Аркхэм, которому плевать на все кроме силы, а жалеющий человечество демон, желающий защитить то, что ему дорого, пускай и не очень красивыми средствами.
За этих персонажей искренне хочется сказать спасибо такого злодея, слабого и сильного одновременно, ни в одном Devil May Cry еще точно не было. Да и Данте с Верджилом тут не просто супергерои, способные горы перевернуть на своем пути, а вполне реальные люди (если отбросить происхождение) со своими точками зрения на мир. Такими, по сути, являются почти все братья и не только близнецы.
Атмосфера
В плане геймплея суть осталась той же самой: уничтожать зло по 20 раз за уровень. Это не удивительно, ведь, как известно, сколько этих исчадий ада мечами не руби, бомбами не взрывай, святой водой не поливай, они все равно будут без конца возвращаться на радость играющим. Но все же есть у нового DmC три существенных отличия от былых DMC.
Первым является место действия самой игры: живой, в прямом смысле, город Лимбо. Похожая попытка предпринималась ранее в Devil May Cry 2, но не получила должной реализации. Здесь же, я считаю, разработчикам это удалось. Город, населенный как людьми, так и демонами, имеет свою темную сторону, параллельное измерение если точнее, где живут самые кровожадные и уродливые его обитатели. Именно в эту недоброжелательную реальность будет периодически проваливаться Данте, дабы вы совсем не заскучали, смотря многочисленные видеоролики. Эта реальность ловушка, из которой выбраться возможно лишь, уничтожив самого опасного демона или встав на нужную, отмеченную пентаграммой Кэт, точку пересечения реальностей.
Данный ход просто гениален, великолепно доказывающий факт, что демоны везде, а город живой. Да и оружием дают помахать, не разрушая город в реальном мире. Сами цвета окружающего «темного Лимбо» почти что прямо намекают, что это и есть Ад на земле, ранее показанный в упоминаемом уже фильме «Константин: Повелитель тьмы». Периодически появляющиеся на земле и стенах надписи «You can`t escape!», «Run», «Kill Dante», «Fuck you Dante», заставляют почувствовать себя несколько неловко, добавляя к чувству преследующего демонов охотника ощущения убегающей от города жертвы. Этому способствуют отдельные элементы геймплея, о которых я расскажу позже.
Людей в «темном Лимбо» нет, но есть их туманные силуэты, доказывающие, что они существуют и есть где-то там, в реальном мире, а Данте лишь оказался заперт в ловушке. Будут отдельные уровни, посвященные помощи Кэт, пребывая все еще в «темном Лимбо». В этом случае Данте будет действовать как приведение, которое никто, кроме вашей напарницы, не видит. Ваша задача будет заключаться в основном в спасении девушки-террористки от преследующих ее госслужащих с автоматами, но крошить людей вам все же не дадут. Придется действовать как настоящее приведение, гадя из-за угла с помощью посторонних предметов. Выглядит как в кино, только теперь игрокам самим доверено почувствовать какого это, очутится в мире, где тебя никто не видит, а сам ты заперт в, просто-напросто, ужасном месте, где надо бороться за свою жизнь.
Достопримечательности Лимбо тоже не так однообразны, как похожие друг на друга, как две капли воды, этажи башни, длинной во всю игру. Также вам и не придется перебегать во второй раз те же самые локации только в обратном порядке, что не может не радовать. Вам предстоит побывать на искажающихся в адском пламени улицах города, подводном мире аля Bioshock, перевернутом с ног на голову, на автостраде, разрушающейся прямо на глазах и в других, не менее интересных местах. Скучно точно не будет, ведь стоит окружающей вас картинке начать надоедать, как она тут же поменяет декорации. Словом все в этой игре работает на атмосферу психоделики, чего в предыдущих частях не хватало, а драйв никуда не ушел.
Геймплей (боевая система)
Во-вторых, помимо смены стиля повествования, разработчики поменяли и стиль самого геймплея, сделав его ближе к своему кинематографичному Heavenly Sword, нежели бывалому Devil May Cry 4. Как следствие, это ограничилось не одной лишь камерой, но и исчезновением столь любимой японцами хардкорности. Теперь для получения ранга S за прохождение миссии не надо обладать виртуозностью пианиста и великолепной смекалкой. Достаточно лишь научится уворачиваться от ударов, знать подход к каждому врагу и его слабые места, да периодически менять оружие убиения, дабы получать очки стиля. Ну а для тех, кто выжил на «Heaven or Hell» в 1, 3-4 части оригинала здесь свою честь точно не изгадит, получая SSS за каждую миссию. Сама игра на максимальном уровне сложности на начало игры, «Нефилим», проходится где-то за 5 часов, буквально в один присест.
Очевидно желая быть более дружелюбными с современными, зажравшимися, геймерами, Ninja Theory провели кардинальную переработку боевой системы, черпая вдохновение из Dante Inferno (калмбур какой-то вышел). В корзину отправились все боевые стили Данте, уступив их одному. В игре всего 8 орудий (5 ближнего и 3 дальнего боя), из-за которых фанаты пустят скупую/гневную слезу, увидев близкие сердцу Ebony и Ivory (несменяемые спутники пистолеты Данте) и чуть менее от Rebellion-а (меч Данте, которым он орудовал в 2-4 части). Дизайн орудий, точно также как и их хозяина, был переработан, что может немного огорчить. Из остальных старых знакомых вернулись перчатки Данте, в очередной раз сменив название и делая на этот раз Данте куда более неуклюжим, чем предыдущие версии, да обрез, введенный скорее как дань, чем необходимость. Из новых орудий вы встретите святую косу Osiris (еще одна дань Dante Inferno), демонический топор Arbiter и священные бумеранги Aquila. Ну и из огнестрельного добавился обычный электрошокер, превращающийся в «темном Лимбо» в некое подобие миномета. Все орудия ближнего боя хранятся в мече Данте и использовать их вы сможете лишь активировав силу одного из своих родителей: матери ангела Евы (священные орудия) или отца демона Спарды (уже демонические). Скажу сразу, все это вам точно придется использовать, если не для убийств врагов, то для прохождения некоторых зон.
К каждому из этих 5 орудий ближнего боя имеется свой, не очень разнообразный, но элементарно исполняемый, набор движений, превращающий Данте в виртуозную машину для убийств. Производите улучшения вы в том же месте, где и покупаете необходимые для себя, знакомые рьяным фанатам, предметы, то есть у Статуй. Для покупки предметов используются красные орбы, выпадающие буквально из любого разрушаемого объекта, а для своих навыков владения тем или иным оружием белые.
Управление осуществляется, вместо привычных четырех кнопок, три из которых отвечают за атаки, теперь уже шестью. Вызвано это тем, что у Данте появились новые приспособления, облегчающие ему жизнь: Ophion Whip (ангельский гарпун) и Ophion Pull (демонический гарпун). С помощью них, Данте приходится, как решать здешние детсадовские головоломки, так и использовать напрямую в бою. Ангельский гарпун притягивает самого Данте к врагу, демонический же самого врага к Данте. В общем, на ваш вкус все. И было бы все это чудесно, если бы не одно «но»: управление, преимущественно, для PC версии, да и для консолей в принципе тоже, сделано через одно всем известное место. Не очень получается войти в кураж, когда первое время надо постоянно напоминать себе, что один палец надо держать на определенной кнопке, иначе красивого шоу не получится. В принципе это бы еще не так морозило, если бы за всю игру не приходилось задействовать эти орудия и гарпуны постоянно, так как разработчиками была придумана хорошая забава: создание демонов, которые уязвимы только для ангельского или демонического оружия. В результате если игрок случайно отпустит кнопку, Данте не сможет завершить комбинацию нужным оружием и сразу же получит по роже. Не смертельно, но неприятно.
Наведение на цель, всегда было слабой чертой всех Devil May Cry, но в этой части она вообще отсутствует, что особенно неудобно из-за летающих врагов, обожающих забрасывать вас всякой взрывоопасной гадостью. Вот вам нужно уничтожить очередного крылатого пакостника, но Данте упорно продолжает бить/стрелять по какому-нибудь хилому дьяволенку перед вами.
Но стоит побороть все эти неудобства и найти общий язык с управлением, как игра сразу же становится для вас настоящим праздником. Здешний Данте не сможет вытворять всех тех безумств, что делал в предыдущих частях (например, кататься на врагах, как на скейте), но вот врываться вихрем в стан врагов, раскидать их всех вращением своей косы, прицепиться к летающему гоблину и обрезать ему крылья выстрелом дробовика и завершить это все взрывом пожалуйста. Все зависит от вашего мастерства и фантазии. Хотя смотрится это уже далеко не так весело, как раньше.
Также не весело выглядят и здешние боссы, которых всего-то шесть штук на всю игру и то битвы с ними это каждый отдельный уровень. Да и выглядят они все как-то не очень бодро, представляя чаще всего из себя тупую жирную массу, у которой надо найти слабое место и где-то шесть раз повторить одну и ту же процедуру: воспользоваться слабым местом босса и завалить его, а затем отпинать так быстро и сильно, как только можете. Спасает ситуацию лишь то, как поданы эти схватки (фантазия штука хорошая), да, на редкость просто напросто отличная, финальная дуэль.
Еще одно нововведение
Ну и третьим значительным изменением игры является желание разработчиков разнообразить жанр слэшера аркадными вставками, которых к концу игры становится все больше и больше. Да, разработчиками были убраны все головоломки игры, мрачная готическая атмосфера заменена на яркую психоделическую, но вот в этом плане они зашли слишком далеко. На своих крюках Данте теперь может летать по некоторым заранее заданным маршрутам как какой-нибудь Человек Паук.
Подобные попытки предпринимались и в четвертой части, но здесь они оказались поставлены чуть ли не в главу геймплея. Ангельским крюком, Данте подтягивается (помечено все голубым светом), а демоническим наоборот выдергивает необходимые поверхности из стены. Поначалу смотрится очень здорово. Все также здорово смотрится это и на уровнях, где Данте должен баловаться этим для мелких шалостей.
Но вот бесконечные полеты от одной точке к другой, где все решает ваша реакция, могут утомить кого угодно. При том ладно, если бы эта система была реализована нормально, но нет: наш герой периодически отказывается прицепиться к тому или иному сияющему объекту, пускай он у него почти под носом, только потому что не долетел до него по воздуху пару миллиметров. Еще часто игра любит преподносить испытания в духе: «Пролети по воздуху, подцепись к ангельской точке, перелети еще на ангельскую, подцепи демоническим крюком платформу и сразу же перелети на нее с помощью ангельского крюка, а потом сделай все то же самое три раза». Под конец игры вы чаще будете видеть эти сияющие точки, чем вражеские морды. Так что запомните: если вы застряли и не знаете куда идти, то ищите сияющую точку. Дело точно в ней и она где-то есть.
Итог
В качестве итога хотелось бы сказать, что не стоит ругать игру и называть ее надругательством серии, про которую сразу было сказано: «Это наш собственный взгляд на серию». Взглянуть с другой точки зрения на зашедшую в тупик серию, во всяком случае, куда лучше, чем ничего. Для фанатов же творчества Хидэки Камии могу посоветовать только запастись терпением и ожидать Bayonetta 2 на Wii U в 2014 году и надеяться, что мастер вас не разочарует. А касательно DmС и отношения к нему старых фанатов можно сказать лишь одно: то что плохо для хардкорщиков, то просто отлично подойдет для обычного геймера.