Открывал сразу тру-концовку по гайду. Поскольку она противопоставлялась «плохой», настроен был весьма беззаботно, так что сцена в конце всё-таки завершившегося первого таймлайна стала полнейшей неожиданностью. Уже решил было, что где-то накосячил, но наблюдая за дальнейшим прогрессом, понял, что всё идёт по плану.
Спойлер
Самым сильным моментом для меня стало, как ни странно, составление стихов во втором прохождении -- то, с какой лёгкостью и очевидностью «слова Саёри» начали доставаться двум её оставшимся конкуренткам: «весёлые» -- Кацуне, а «мрачные» -- Юри. Теперь стало невозможно спутать отттенки… Ну а к концу второго таймлайна я начал понимать, что дисклеймер из начала игры предназначался и для меня.
Кстати первый случай на моей памяти, когда интернет настолько массово угорел по какой-то внке, и да, я помню Бесконечное лето.
Но имхо, игра хоть и неплоха в целом, да и ввиду бесплатности грех жаловаться, но уж чрезмерно переоценена. А внутри пустовата, и выезжает в основном на шок факторе, который работает лишь один раз, хотя и неплохо, да и способ «победы» весьма оригинален, признаю.
И ведь в тех же Хигураши и Сае например тоже жести хватает… А по объему контента ещё и тому же лету проигрывает, которое тоже бесплатное, тут же получилась эдакая зарисовка, черновик настоящей визуальной новеллы,который каким образом удачно запрыгнул в тенды.
Опыт в чём-то и забавный, да только привязанности к вселенной у меня как-то не возникло (там есть вселенная?). В БЛ тоже было достаточно поползновений в сторону четвёртой стены -- в директорию лезть, правда, не заставляли, зато внутри игры прямым текстом обсуждались последствия вариативности и реиграбельности. Каждый секретный рут так или иначе затрагивал тему выхода за пределы внутриигровой реальности.
Да что рассказывать -- привык я к тому, что подобные плашки приколачивают как крест от комнатных мизулиных на любые мало-мальски серьёзные тайтлы. «Не подходит для детей и женщин» -- в принципе означает, что от игры следует ждать чего-то умного. =) Если создатели поставили целью изобразить повреждённый и глючащий цифровой мир, то непонятно как в это вписывается анимешка с ожившими глазами (на чём, собственно, и наступает пиперебор) и прочая всплывающая муть органического характера. Здесь, как и в основной массе хорроров -- не страшно, а скорее просто душно, с одним лишь недоумённым вопросом по итогу просмотра / прохождения -- нахрена?
А что там внутри, за этой шок-обёрткой совершенно неважно, получается.
Ну, хотя та же Агония быстро и за дело получила по щам. Там кстати разрабы вроде как работу над ошибками провели, но так лень уже проверять, настолько игра в своё время оттолкнула.
Важно. Порой шок-контент используется для подчеркивания идеи. Первые две части Postal, например, в которых при желании можно разглядеть манифест против второй поправки к Конституции США (право на свободное ношение и использование огнестрельного оружия простыми гражданами). Вторая часть сей момент подчеркивает особо ярко в одном из монологов ГГ.
Ну, в принципе, хотя Postal вообще толстая сатира, и там конечно важно и содержание. Кстати третью часть создатели оригинала вообще из канона выпилили, так что можно смело говорить «Дилогия Postal»)
Но конкретно в случае Клуба, шок-контент единственный фактор, который может его «продать». И да, получилось ведь. Что необязательно плохо.
А что там внутри, за этой шок-обёрткой — совершенно неважно, получается.
Для многих, если не для большинства. Ту же Агонию ругают только за баги и убитый геймдизайн, а не потому что там есть порнуха от первого лица и прочая дичь. Все же знают, как публика переживала, пустят ли в Стим версию без цензуры?
Все же знают, как публика переживала, пустят ли в Стим версию без цензуры?
У меня такое недоумение в своё время было от Plague Inc. Пролистал несколько страниц отрицательных отзывов в Стиме -- рецензенты жаловались на баги, затянутость, скучную графику, но ни одного из них не смущала идея игры. Потом свыкся с тем, что люди -- это такое себе и больше ничему не удивляюсь.
Кошки вылетели из головы. С другой стороны, в этой игрушке даже такое воспринималось на уровне мультяшного насилия, недалеко ушедшего от какого-нибудь Крэш-Бэша.