Вы можете задать любой вопрос или попросить совета по этой игре. Это займет совсем немного времени.
Шутер с фиксированным экраном, разработанный и выпущенный компанией Namco. За распространение игры в США отвечала Midway Games. Является продолжением Galaxian — прошлого аркадного блокбастера Namco, выпущенного ещё в 1979 году. Управляя космическим кораблём, игрок должен дать отпор всё прибывающим эскадрильям космических захватчиков Галага, параллельно избегая ответного огня и лобовых столкновений. Некоторые противники могут захватить корабль игрока под свой контроль с помощью луча захвата, однако его потом можно будет отбить обратно и получить возможность управлять одновременно двумя кораблями с соответственно удвоенной огневой мощью.
За разработку игры отвечала небольшая команда под руководством Сигэру Ёкоямы. На планирование проекта ушло около двух месяцев. Изначально игра разрабатывалась для аркадной платы Namco Galaxian, но впоследствии по совету R&D отдела Namco разработка была перенесена на новое «железо». Механику парных кораблей Ёкояма подсмотрел в одном фильме, увиденном им ещё до начала работы над игрой, в котором показывалось, как корабль захватывался массивным циркулярным лучом. Проект Ёкоямы вскоре стал очень популярен в стенах компании, и даже президент Namco Масая Накамура не без интереса следил за ходом разработки.
И хотя ранние полевые испытания показали себя не с лучшей стороны, Galaga получила признание критиков. Она быстро стала считаться классикой золотого века индустрии аркадных автоматов и одной из лучших игр всех времён. Критики были в восторге от её игрового процесса, инновационности, аддиктивности и того, как игра расширила и обогатила оригинальные механики из своего прародителя. Игра впоследствии была портирована на множество домашних систем, таких как MSX, Atari 7800, NES, а также посетила целый ряд платформ цифровой дистрибуции. Galaga можно найти во многих компиляциях игр от Namco. В 1984 году игра получила сиквел под названием Gaplus.
Игровой процесс
Galaga является шутером с фиксированной вертикалью, означающей, что игрок может перемещать свой корабль только по горизонтали. Задачей на каждом уровне является полное уничтожение сил противника, которые сначала будут прилетать на поле брани и формировать построение, а уже потом будут идти в наступление. Подобно Galaxian, инопланетяне будут пикировать на игрока, пытаясь либо подстрелить его, либо задеть лобовым столкновением; в обоих случаях игрок потеряет одну жизнь.
В самом верхнем ряду вражеского построения находятся четыре крупных пришельца, известных под названием «Главный Галага», требующих для уничтожения аж целых два попадания. Они могут с помощью луча захвата переманить корабль игрока на свою сторону, что для игрока будет равносильно потере одной жизни. Однако если на второй жизни игрок сможет подстрелить инопланетянина, контролирующего союзника, во время, когда тот не находится в построении, то захваченный корабль будет освобождён и присоединится к веселью. Грубо говоря, игрок будет одновременно управлять сразу двумя жизнями. Сдвоенная формация отличается вдвое усиленной огневой мощью с более широкой площадью поражения, которой хватает, чтобы уничтожать вражеские группы ещё до того, как они сформируют наступательное построение, однако и зона поражения такого супер-юнита становится в два раза шире. Однако если подстрелить «Главного Галагу» в построении, то корабль, захваченный им, навсегда перейдёт на сторону врага, и его останется только лишь умертвить, чтобы не мучился.
Некоторые противники могут по ходу сражения трансформироваться в особых юнитов, действующих отлично от логики поведения обычного врага. Среди таких особых юнитов можно даже встретить флагманский корабль из Galaxian в качестве эдакой отсылки. Нумерация уровней отображается в виде медалей. По мере продвижения по игре враги будут становиться всё более агрессивными, активнее отстреливаясь в ответ и интенсивнее атакуя в лоб. Третий этап и каждый последующий четвёртый является бонусным, в котором пришельцы по заранее определённым траекториям выписывают перед игроком различные пируэты и не пытаются подстрелить его или сбить своим телом.
Разработка
За создание Galaga отвечал японский разработчик и старожил Namco Сигэру Ёкояма. Первым большим аркадным хитом Namco была Galaxian (1979), считающаяся одной из первых игр с полноценной цветной графикой, и невероятный успех игры вынудил Namco бросить все силы на производство аркадных плат с Galaxian, чтобы поспеть за спросом. Но к началу 1980-х игру расхватывали уже не так охотно, и Ёкояма получил задание разработать две новые игры под платы Namco Galaxian и тем самым помочь разгрузить склады. Первой из таковых стала King & Balloon (1980) — шутер с фиксированной камерой, считающийся первой игрой, в которой реализована речь. Разработка второй игры в свою очередь была по предложению R&D отдела Namco перенесена на более актуальную аппаратную начинку. Эта новая аркадная плата впоследствии получила название Namco Galaga и использовалась в таких играх, как Bosconian (1981) и Dig Dug (1982). Хотя Ёкояма и не получал чётких приказов разработать шутер, руководство так или иначе выразило свою заинтересованность в том, чтобы Ёкояма создал игру, похожую на Galaxian. Первичное планирование проекта заняло около двух месяцев.
Концепция парного юнита проистекала из стремления Ёкоямы создать врагов с самыми разными повадками. Луч захвата, которым пользовался противник «Главный Галага», был вдохновлён фильмом, в котором корабль одного из персонажей был захвачен притягивающим лучом. Ёкояма реализовал в Galaga свою идею, согласно которой враг мог получить контроль над кораблём игрока, и этот самый корабль потом приходилось бы спасать. По изначальной задумке вызволенный из неволи корабль должен был давать игроку дополнительную жизнь, однако разработчики вскоре сделали так, чтобы он поддерживал главного героя огневой мощью. Впрочем, на пути к реализации этой идеи не обошлось без трудностей, обусловленных ограничениями железа на отображение спрайтов. В качестве обходного пути Ёкояма сделал 16×16 спрайт для спаренного юнита и 16×16 спрайт для пулек, снизив общее количество спрайтов на экране на два.
Ёкояма реализовал также бонусный уровень, взяв пример с межуровневых заставок из Pac-Man (1980) и бонусных этапов из Rally-X (1980). И тогда ведущий программист Тэцу Огава сообщил о баге в игре, когда противники просто покидали зону боевых действий вместо того, чтобы формировать построение. Огава выразил заинтересованность в том, чтобы сделать из этого бага фичу, и так в игре появились Challenging Stages. Изначально противники должны были летать по одинаковой траектории, однако больше вариаций их перемещения было впоследствии добавлено для повышения реиграбельности. За дизайн большинства спрайтов в игре, включая спрайт главного героя и «Главного Галаги», отвечал художник Хироси Оно.
Ещё до начала первых полевых испытаний игры команда разработки сфокусировалась на продумывании карточек с инструкциями, объясняющих правила игры. За текст отвечали планировщики, а итоговый дизайн был за художником. Изначально на карточках расписывалось управление и базовые основы игрового процесса, однако их сразу отмели как слишком скучные. Ёкояма предложил сразу раскрыть карты с двойным юнитом, чтобы заинтриговать игроков. Президент Namco Масая Накамура отклонял все варианты, которые команда приносила ему, и в итоге он приказал им просто сделать новый дизайн карточек в его присутствии.
Благодаря относительно «мягкой» корпоративной структуре тогдашней Namco команде было позволено самой определять свои собственные крайние сроки. Отзывы по ходу разработки проекта поступали от Накамуры и прочих сотрудников Namco, включая создателя Pac-Man Тору Иватани. И хотя игра была невероятно популярна в стенах самой Namco, полевые испытания в залах аркадных автоматов не соответствовали заявленным ожиданиям — игроки на одной монетке проходили очень далеко, из-за чего общий доход автомата был небольшим. Несмотря на заявления Ёкоямы о том, что популярность игры всё равно обеспечит ей доходность, руководители Namco настояли на повышении уровня сложности. Galaga была выпущена в Японии в сентябре 1981 года, а уже в октябре за её распространение в США занялась Midway Games.
Конверсии
Первой домашней конверсией Galaga стала Sega-Galaga, выпущенная компанией Sega для SG-1000 в 1983 году. Годом позже последовала версия для MSX. Конверсия для Famicom была выпущена в 1985 году в Японии, а впоследствии она добралась и до всего остального мира стараниями Bandai, получив подзаголовок Demons of Death. Atari Inc. выпустила свою версию игры для Atari 7800 в качестве одного из тринадцати лонч-тайтлов консоли.
Namco в 1995 году выпустила для Game Boy парную игру Galaga & Galaxian. Nintendo выпустила игру за пределами Японии под брендом Arcade Classic. Также были выпущены две мобильные игры для японских телефонов; первая была для i-Mode, выпущенная в 2001 году, а вторая — для EZweb в 2006. Оригинальная аркадная версия была выпущена в Xbox Live Arcade в 2006 году с поддержкой достижений и онлайн таблиц рекордов. NES'овский порт игры в 2007 году был перенесён в Wii Virtual Console; двумя годами позже за ним последовал и аркадный оригинал. Порт на Roku вышел в 2011 году. В 2013 году NES'овская версия игры была выпущена в 3DS и Wii U Virtual Console. Galaga была одной из четырёх игр, выпущенных под маркой Arcade Game Series для Xbox One, PlayStation 4 и PC в 2016 году.
Namco регулярно включала Galaga в свои компиляции, будь то Namco Museum Vol. 1 (1995), Namco Museum 64 (1996), Namco Museum 50th Anniversary (2005), Namco Museum Virtual Arcade (2008), Namco Museum Essentials (2009) и Namco Museum Megamix (2010). В вышедшей в 2010 году игре для Wii под названием Pac-Man Party, а также в её версии для 3DS Galaga была включена в качестве бонуса наряду с Dig Dug и Pac-Man. По случаю 30-летия игры в 2011 году для iOS был выпущен ремейк в составе Galaga 30th Collection, в котором также были ремейки Galaxian, Gaplus и Galaga '88. Наряду с сиквелом Galaga Legions она была портирована на Nintendo 3DS в составе Pac-Man & Galaga Dimensions. В 2012 году оригинальная версия была также добавлена в iOS Namco Arcade компиляцию. NES'овский порт стал одной из тридцати игр, вошедших в состав NES Classic Edition.