Рецензия на Sengoku Rance. Как Ранс Японию покорял
Sengoku Rance пошаговая тактическая стратегия, вышедшая в 2006-м году. Получилась настолько отличной, что стоит упоминания даже сейчас, спустя восемь лет.
«Everything is mine!»
Rance
Вступление
Чем же игра так хороша? Наверное, часть людей, посмотрев на жанры и увидев в них «визуальная новелла» и «эроге», отмахнутся, сказав: «да что там может быть серьёзного в ролевой/стратегической составляющей?». Позволю себе не согласится. Sengoku Rance в первую очередь стратегия и рпг, и только во вторую очередь эроге. H-сцены при желании легко и быстро проматываются, и вряд ли составят даже 20% от игры. Основные достоинства данной игры забавные диалоги, один из лучших главных героев за всю историю игр (да-да, я серьёзно), многообразие различных родов войск, огромное количество уникальных персонажей-бойцов (при лимите в 30 командиров вы не сможете собрать всех уникальных персонажей физически придётся делать выбор), отличная реиграбельность и множество сюжетных линий. Приятная анимешная 2D-графика вкупе с H-сценами для определённой части ЦА служат лишь вишенкой на торте Sengoku Rance и без этого был бы великолепной игрой.
Сюжет
Благодаря ВН-составляющей игра кроме прекрасного игрового процесса получила и отличный сюжет, увлекательные диалоги и отличных персонажей. Обо всём этом поподробнее дальше. Сюжет данной игры берёт начало после шестой части, в которой Ранс спас королевство Зет и сбежал, не желая жениться на принцессе. Он отправляется в страну JAPAN, являющейся альтернативной Японией в эпоху Сенгоку, к своему старому знакомому Нобунаге Оде. Так как Sengoku Rance это фентези, и Япония тут альтернативная, многие известные личности предстанут в несколько… неожиданном амплуа. Например, Уэсуги Кэнсин здесь девушка (впрочем, кого этим после Артурии Пендрагон удивишь?), а Токугава Ияэсу ёкай-енот. Нобунага к началу игры тяжко болен и делает Ранса тайным управляющем своих провинций чтобы тот сражался на благо семьи Ода и покорил Японию, набрался опыта и женился на принцессе Коу сестре Нобунаги. Ранса, естественно, женитьба не привлекает, но вот шанс покорить сердца японских красоток (его главная цель на протяжении всей серии) довольно заманчив, и Ранс соглашается. Меж тем пробуждается древнее зло, с котором Рансу придётся скрестить мечи…
Да, сюжет в целом довольно тривиален, но главное здесь подача. Собственно, основная канва «истинной» истории в чем-то сравнима с серией X-COM: делится на две части, начало (нападение пришельцев) и конец (уничтожение марсианской базы пришельцев), только здесь роль инопланетян играют демоны. Всё, что происходит в промежутке игры исключительно зависит от вас, на кого вы нападёте, сколько провинций успеете захватить и так далее. Каждая воюющая сторона имеет свою историю, сюжет, причины сражаться. В течении игры ситуация в альтернативной Японии будет зависеть не только от ваших действий, но и от действий других: какая-либо сторона вполне может захватить другую или наоборот заключить с ней альянс. Так что полностью назвать сюжет «банальным» лично у меня не поворачивается язык в игре полно случайных событий, так что каждое новое прохождение будет чуточку да отличаться.
Так же, помимо основного сюжета. после первого прохождения игры, появятся так называемые «if routes» различные варианты развития сюжета. идущие по принципу «а что, если…». Так, вместо сражения с Демонической Армией вам придётся спасать мир от нашествия совершенно других демонов, а если выберете другой путь сразится на дуэли со всеми сильнейшими противниками альтернативной Японии. Таких вариантов достаточное количество, каждый необычен и приоткрывает завесу одной из фракций Японии эпохи Сенгоку, так что эстетам, любящим нетривиальные и закрученные сюжеты тоже будет, чем насладится.
Персонажи
Вот мы и подошли к одному из главных достоинств данной игры персонажам. Я разберу несколько ключевых персонажей, дабы не раскрывать весь сюжет, да и отмечу наиболее узнаваемых и появившихся в других играх этой серии персонажей.
Ранс
Главный протагонист всей серии. Настоящий мужик, и альфа в психологическом плане. Впрочем, однозначно положительным персонажем назвать трудно единственная его цель заключается в том, чтобы захомутать в свой список как можно большее количество красивых девушек. Ранс не мямлит, не впадает в ступор и никогда не тормозит он решителен и напорист, что выгодно отличает его от 90% всех персонажей японских игр. Не смотря на довольно прагматичную цель и отсутствие размышлений о моральных идеалах человечества, Ранс отзывчивый и честный человек. Да, он не болтает о справедливости и руководствуется правилом «победитель получает всё», однако он никогда не поступает подло, хоть и руководствуется принципом «для победы все средства хороши», вы никогда не увидите, чтобы он ударил в спину или убил невиновного всё решает честная дуэль.
Силл
Рабыня нашего главного героя, постоянно терпящая от него третирования (и не только их, хе-хе). Типаж доброй и тихой девушки. В бою помогает Рансу, леча его, однако в моменты, когда идут различные дуэли, становится боевым персонажем, способным неплохо зарядить огненным шаром по лицу противнику. Очень полезный персонаж в различного рода подземельях, Силл в мирное время гоняется Рансом туда-сюда, изредка горюя о своей судьбинушке, но на самом деле ей нравится быть с протагонистом, который в её отношении ведёт себя отчасти как цундере; вроде бы и поддевает и подшучивает, но в душе очень к ней привязан. Так же Силл изредка служит «модератором» для нашего героя, в отдельные моменты демонстрируя решительность и упорство, уберегая Ранса от того или иного неприглядного поступка, который тот в пылу иногда может совершить.
Коу
Сестра Оды Нобунаги, совсем ещё юная. После того как Оду сразила загадочная болезнь, приняла на себя обязанности управляющего провинцией. Однако в силу возраста ей всё ещё требуется помощь и опека, и эту роль занял Ранс по просьбе Оды. Очень дружна с Силл, поскольку обе они очень добрые и отзывчивые. В отдельные моменты так же демонстрирует решимость и готовность защищать каждого ценой своей жизнью это даже отражается на её боевых способностях, т.к. она при выступлении в роли боевого отряда имеет способность «All Guard», которая дает возможность принимать удары противника вместо любого персонажа, а не только стоящего в её ряду.
Сузумэ
Женщина-ниндзя (существует отдельный термин для этого «куноити»), одна из первых персонажей-женщин, которая присоединяется к Рансу. По характеру она та ещё извращенка (собственно, в команду она вступает потому что поразилась тому, что Ранс сумел заняться с ней любовью и выжить, не смотря на все ловушки, спрятанная в её одежде). Сузумэ вечно подтрунивает над главным героем, а так же служит основным источником информации так как она ниндзя, она часто уходит на разведку и добывает необходимую информацию для Ранса, ну и вообще единственный человек, которого приставания Ранса скорее забавляют, чем раздражают.
Уэсуги Кэнсин
Девушка-самурай (да-да), аватар бога войны Бисямонтэна. Лучший мечник Японии, Уэсуги Кэнсин. Одна из самых сильных персонажей в игре. Безнадёжно влюблена в Ранса (причём эта любовь, что называется, с первого взгляда). Честная и благородная девушка, спасённая Рансом от злобного дяди Кэнсина, который взял в её заложники и пытался использовать как выкуп в войне с семьёй Оды. Постоянно попадает в комичные ситуации из-за своего отношения к Рансу.
Игровой процесс
Делится на стратегическую и тактическую части. В первой вы управляете провинцией, нанимаете войска, собираете дань, поднимаете уровень национального духа (national power, отвечает за стоимость найма войск и количество их найма, а так же за возможность рекрутировать из тюрьмы вражеских генералов). В общем, очень напоминает ранние стратегии, например с SMD, вроде «Chingis Khan». Так же можете отправится на охоту или рыбалку, а можете сразиться с какими-то уникальными зверями/монстрами (только в некоторых провинциях), поискать сокровища или рекрутировать новых командиров в своё войско, а так же исследовать подземелья. Подземелья здесь имеют особый смысл, так как только в них можно получить «кости Они» единственную валюту, которую принимают в магазине в провинции Хара (а там продаются очень хорошие вещи), плюс ко всему полное прохождение подземелье поднимет уровень абсолютно всем генералам в вашей армии.
Несмотря на то, что различных возможностей тут вроде бы немного и всего два ресурса люди да деньги, всё же в стратегическом плане есть чем заняться. Чтобы начать войну с кем-либо нужно обязательно объявить войну, а для этого нужно отправить дипломатов с достаточным параметром Negotiation (иначе, видимо, не договорятся, хе-хе). Во-вторых, ИИ тут не лыком шит; он не будет терпеть спокойно ваши нападки, а будет отбиваться или стараться захватить ваши провинции, так что о прикрытии всегда нужно заботится: если потратите слишком много войск для захвата, не будет чем защитится от нападения противника во время его хода и все ваши усилия пойдут прахом, ведь количество действий весьма ограничено: всего два в начале игры. К тому же, существуют различные способы начать войну: например, если вы вдруг платите дань какой-нибудь стране (очень часто вначале этой страной будет дом Ашикага), то отказ от выплаты означает автоматическую войну. Так же пассивность тут не поощряется: если вы слишком долго будете сидеть на месте на вас самих в итоге нападут. Во время войны появляются дополнительные возможности: например. подготовка к следующей битве (увеличивает ваше преимущество в тактическом бою, об этом позже), различного рода диверсии (например, можно политически дискредитировать противника тогда за него не вступятся или не заключат с ним союз), а на финальных этапах войны можно заставить стать его вашим вассалом. В общем, Sengoku Rance конечно, не Цивилизация, но интересных фишек в ней в достатке и заскучать не придётся.
Тактическая составляющая здесь занятна даже поболее. Ближайшим аналогом, пожалуй, к ней будет Disciples количество мест строго лимитировано 6 штук, так же генералы могут прокачиваться, но введен дополнительный параметр количество войск. Так что каким бы сильным не был наш Ранс, если количество его солдат будет серьёзно меньше чем количество солдат противника, есть нешуточный шанс получить крепких оздоровительных. Размещение войск такое же, как в Дисах 3 отряда на передний ряд, лучники/маги не имеющие ответной таки на задний ряд. Однако, в отличии от Disciples тут более широк спектр различных классов, а так же имеются весьма уникальные способности, способные перевернуть ход игры.
Классов множество: кроме банальных лучников, магов и воинов, так же есть Foot Soldier выполняют роль настоящих танков, имеют навык прикрытия соседних или даже сразу всех воинов (что делает даже в некоторых ситуациях выставление одного такого юнита в задний ряд вполне логичным если у вас есть маг, которому нужно время на раскаст). Ниндзя вроде бы обычные лучники, но даже их стандартная атака имеет свойство cancel preparation отменяет некоторые способности (например, Shinigami у Diviner-войск), для которых нужно время на подготовку. Или вот эти самые Diviner по сути они не имеют способностей на урон, кроме атаки, требующей подготовки, а основная их задача в бою установка щита, который единожды защищает союзного персонажа от любых повреждений. И это лишь часть видов дополнительных войск.
Кроме различных родов войск и способностей тактический режим имеет две шкалы, как видно на скриншоте шкала преимущества той или иной стороны на этом поле и шкала действий общее число ходов которое смогут сделать войска за этот бой. Флажками обозначены «очки действия» воинов после того. как они все закончатся, персонаж не сможет больше выполнять действия и будет просто стоять без дела, отвечая лишь на атаки (если может). битва прекращается как только все воины одной стороны уничтожены или закончена шкала общих действий или у всех войск закончились ОД. В последних двух случаях в дело вступает шкала преимущества на чьей стороне в данный момент преимущество, та сторона и побеждает. Преимущество высчитывается из того, на чьей провинции идёт бой, сколько общее количество войск, участвующее в битве, была ли использована в глобальном режиме опция «battle preparation». И ещё один редкий случай некоторые войска класса tactician могут получить способность,которая просто сдвигает преимущество в вашу сторону. Как видим, в совокупности это даёт огромные возможности для манёвров.
Музыка, дизайн и графика
Музыка в игре весьма хороша, вступительная композиция звучит приятно, но не более (на мой взгляд, однако среди фанатов открывающая песня очень любима). В самой же игре музыка так же приятна и ненавязчива. Больше всего понравилась композиция во время битвы с Армией Демонов очень драйвовая музыка, подходящая для стычек не на жизнь, а насмерть", если так можно выразится. Не сказать, что музыка в игре шедевральна, но негативных эмоций она точно у вас не вызовет.
Графика выполнена в опрятном 2D стиле, а я, как фанат спрайтов и пикселей, считаю что качественное 2D>3D выполненном хоть на UE, хоть на CryEngine. Цвета не вырвиглазные, на картинку приятно смотреть, CG-вставки выполнены качественно и красиво, так что этой частью игры я могу только восхищаться и хвалить. Могу только опять же добавить, что для игры уровня Sengoku Rance как по мне, такая графика служит лишь приятным дополнением, на красивое 2D смотреть одно удовольствие, а навороченное 3D или псевдо-3D, чем таки грешат некоторые подобные игры тут и вовсе не нужно. Просто берёте и наслаждаетесь милой картинкой
Дизайн хочется упомянуть больше в ключе персонажей: каждый из них действительно уникален, зачастую обладает уникальными способностями, имеет свою историю и мотивы. В общем, игровые дизайнеры, как и художники тут на славу постарались. Даже у обычных, не уникальных персонажей (их принято называть generic) приличное количество портретов и моделек. Дизайн различных подземелий тоже не сказать что точь-в-точь, каждое из них ещё и имеет свою мини-историю, а призы вы каждый раз за них можете получить разные
Отдельного упоминания стоят и различные артефакты: здесь и мощное оружие, увеличивающее процентно ваш урон, и добавляющее чистый урон, и защитные артефакты, способные сделать из персонажа непробиваемую стену и более интересные вещи: добавление ОД, но «ополовинивание» количества наёмников у персонажа, и различные артефакты, повышающие не боевые навыки (что тоже имеет смысл, т.к. без достаточного параметра Negotiation или Search вы рискуете и вовсе не открыть подземелье/поймать нужного командира/найти артефакт).
Заключение
На мой взгляд, Sengoku Rance угодит многим: не только любителям визуальных романов и хентая, но и любителем пошаговых стратегий и рпг. Здесь не так уж много H-сцен, чтобы зацикливать на них внимания, при этом тактическая и ролевая составляющая тут интересны, а многообразие героев и возможностей даёт возможность пройти каждый раз игру по-новому. И это без учёта того, что после завершения игры первый раз вы получаете возможность открыть новые сюжеты по мере прохождения, каждый из которых уникален и интересен. Поэтому не стоит отмахиваться от этой игры, только потому что она преподносится как ВН это далеко, далеко не так и эта игра способна подарить многие часы приятной игры.