Ys: Memories of Celceta - давно забытое королевство
Я никогда прежде не играл в игры серии Ys, поэтому обзор будет исключительно о игре на PS Vita, не касаясь истории предыдущих частей Ys.
Фанаты игры знают, что мир Ys зеркальное отражение реального земного шара. Все названия регионов и мест в игре это искажённые географические названия. Расположенный в южной Ispani (искажённое «Испания») Великий Лес Cельсеты это мистическое место, для которого не существует никаких карт и ориентиров. Многие отважные путешественники и картографы пытались пройти лес, и лишь единицы из них вернулись назад, рассказывая о таинственных руинах древнего королевства Сельсета, которое много лет назад бесследно сгинуло, поглощённое Великим Лесом.
Главный герой игры, молодой путешественник по имени Адол Кристин. На момент начала игры ему всего 18 лет, но он уже успел получить определённую известность, как смелый путешественник, картограф и мастер меча (написал сотни томов научных трудов, в которые описывал свои путешествия по неведомым землям). В общем, tondemonai yatsu da na («невероятный человек» яп.). Он уже путешествовал по Великому Лесу Сельсеты в одиночку (!) и смог вернуться оттуда живым (!!). К несчастью, неизвестные события, которые приключились с ним в лесу, вызвали у Адола амнезию.
Помочь Адолу в поисках его утраченных воспоминаний взялся старый друг, специалист по сбору и продаже ценной информации и мастер рукопашного боя, Дюрен. Вообще, Дюрен, хоть и обладает определёнными воровскими навыками, но при этом очень добрый человек, чуткий к чужой беде. Адол, естественно, не помнит Дюрена, их вместе сводят случайные обстоятельства.
Надо сказать, что на момент начала игры в мире идёт война между двумя государствами Ромун и Альтаго. Империя Ромун это военизированная, агрессивная нация, которая завоевала большую часть Европы. Княжество Альтаго богатые земли, изобилующие купеческими караванами и ресурсами, которые жаждет захватить Ромун.
Великий Лес Сельсеты, стартовый город Каснан и вообще вся Ispani принадлежат Империи Ромун. Это налагает определённые особенности на политические реалии игры. В каждой провинции есть наместник от Ромна (столица Империи) Генерал-Губернатор, которые обеспечивает мир и порядок во вверенных ему землях. Генералу-Губернатору в Каснане особенно повезло. Еще бы его земли граничат с мистическим лесом, откуда часто лезут всякие неведомые твари и чудовища, сея панику среди простого люда. В то же время, этот Великий Лес изобилует ценными ресурсами, ходят слухи, что там есть золотые жилы. Нынешний Генерал-Губернатор Сельсеты на удивление хорошая, решительная женщина, которая ДЕЙСТВИТЕЛЬНО помогает людям, обеспечивает стабильность (предыдущий Генерал-Губернатор был бесполезным и жестоким правителем). Ее зовут Гризельда.
И вот так получилось, что Адол и Дюрен приглянулись Гризельде, она увидела их боевые навыки во время инцидента с монстрами в шахтах рудокопов Каснана. Пригласив их к себе, она предложила им сделать невозможное нарисовать карту Великого Леса Сельсеты. Это нужно и для поиска золота, и для обеспечения безопасных проходов через лес, и для поиска следов человеческих поселений. Естественно, не бесплатно. Награду пообещала щедрую. И Адолу, и Дюрену такой вариант пришёлся по душе. Адол хочет вернуть воспоминания, которые он потерял, а Дюрен, под предлогом денежного вознаграждения (а на самом деле по доброте душевной), решил помочь своему другу.
Вот так начинается наше путешествие в волшебном мире игры.
Мы управляем группой из трёх персонажей и можем свободно переключаться между ними. Как бою, так и в мирное время. Каждый персонаж в группе обладает собственной боевой системой, которая делится на три типа: slashing, piercing, striking. Различные боевые построения гарантируют определённые бонусы группе:
- если в группе персонажи всех трёх типов: Rare Item Drop Rate Up
- если в группе два персонажа из трёх одного типа: Increased Damage
Кроме этих пассивных партийных абилок, боевые системы влияют непосредственно на сам бой. Многие монстры имеют уязвимости к одному из трёх типов. Если персонаж убивает монстра с уязвимостью, то это называется: Excellent Kill. Повышается шанс дропа редких ингредиентов, дропается больше золота и очков для прокачки скиллов.
Скиллы в игре учатся автоматически, когда персонаж убивает сложного монстра, который ранее не встречался. Иногда требуется несколько таких монстров убить, прежде чем персонаж открывает новый скилл. Добавляет элемент неожиданности: никогда не знаешь, когда и от какого моба персонаж получит дополнительную способность. Скиллы можно ставить на специальный хотбар: +, + и так далее. Экипировать можно 4 скилла одновременно. Кроме того, у каждого персонажа есть еще свой уникальный EX-скилл активируется, если при полной EX-шкале зажать на секунду . Он демонстрирует красивую анимацию, серию мощных ударов и эффектные вспышки спецэффектов. Энергия для EX-скилла накапливается автоматически. Даже, если просто отдыхаешь, стоишь на месте (исключение данжны). Конечно, быстрее всего энергия накапливается в бою, когда успешно совершаешь Excellent килы и Скилл-финиши (убийства с помощью скилла). Энергию на использование обычных скиллов (SP) получаешь только в бою, но накапливается она очень медленно 5 единиц за удар (есть разные аксессуары, повышающие дроп SP сфер и даже дарующие авто-регенерацию SP). Для более быстрого восполнения SP существует особая фишка: после удара надо выдержать паузу, пока персонаж не мигнёт синим и его не окружит голубая аура, следующий удар выбьет из моба некоторое количество SP-энергии (больше, чем при обычном ударе, 25-30 единиц). В бою с группой монстров эти паузы были бы смертельны, если бы не возможность уклоняться и блокировать.
Уклонение очень удобно заточено под . Если успешно уклонился непосредственно перед ударом, то это называется Flash Move. На несколько секунд монстр уходит в slo-mo, совершая удар в пустоту, где секунду назад стоял твой персонаж, и можно безвозмездно дать ему серию тумаков.
Блокирование ударов заточено под . Если блокировать прямо перед ударом, то это называется Flash Guard. На несколько секунд повышается шанс крита и дроп SP-сфер.
Монстры в игре обладают сериями разных навыков, некоторые монстры на первых порах доставляют немало проблем, убивают с одного удара, нанося 300% урона, отравляют и парализуют одновременно.. и так далее. Приходится пробегать опасные участки леса, непрерывно уклоняясь от атак, и возвращаться к ним позднее.
Стимул возвращаться в исследованные области придаёт еще и возможность забраться в недоступные ранее места. Для этого мы используем специальные абилки персонажей. У каждого своя абилка. Например, Карна может выстрелить кинжалом в висящую конструкцию и создать платформу, или обрушить камень на монстров, или заполнить водой участок суши, чтобы вплавь перебраться на ранее недоступную часть суши. Кроме этого, существуют артефакты, которые дают особые способности группе. Например, Амулет Дварфа, которые уменьшает до чиби-размеров (урон монстрам, соответственно, тоже уменьшается) так можно забраться в узкие лазы, чтобы найти секреты.
С монстров дропаются различные ингридиенты. Также на карте есть месторождения руды и редкие растения. Один раз открыв месторождение, оно навсегда отмечается на карте и можно бесконечно к нему возвращаться. Иссякшая золотая жила со временем возобновляется, трухлявое бревно восстанавливается.
В игре практически нет дропа доспехов или оружия. Все доспехи и оружие можно только купить. Синтезировать их нельзя. Крафтить можно только аксессуары. Исключение: иногда доспехи-оружие дают в награду за квест, еще они могут быть в сундуках, разбросанных по карте. Сундуки бывают простые (ингридиенты), красные (доспехи-оружие, деньги, редкие ингридиенты) и большие (на замке, в них встречаются артефакты, ключевые предметы). Вскрывать замки умеет только Дюрен это его партийная абилка.
По всему лесу разбросаны осколки воспоминаний Адола. Только он может с ними контактировать. Как правило, они содержат флэшбек из прошлого Адола:
- Картинка, изображающая персонажа, которого Адол видел ранее
- Серия комментариев в полной темноте
- Событие из детства Адола, из его прошлых путешествий, также иллюстрируется артом, но диалогов больше, чем в первом случае
- Сценка на движке игры, иногда даже дают возможность поучаствовать и поуправлять Адолом во время его воспоминания
Эти осколки выглядят как светящаяся синяя сфера. Чем ближе мы подходим к осколку, тем сильнее «телевизионные помехи» на экране. Сфера становится видна только с близкого расстояния.
Кроме сфер, воспоминания посещают Адола во время его стоянок в лесу. Лагерь в лесу можно разбить только в местах, где встречается росток волшебного дерева, которое, как говорит Дюрен, посадил некий бог, который жил на этой земле. И эти саженцы тоже пробуждают воспоминания у Адола.
Дерево всех воспоминаний можно посмотреть в Camp-меню (обычное меню персонажа просто название такое). Там же все эти воспоминания можно пересмотреть, «пройти заново».
На первых порах играть довольно тяжеловато. Бегаешь по лесу, кувыркаешься-уворачиваешься, но всё равно часто погибаешь. Зелья стоят дорого, денег пока нет. Зелёный новичок. До лагеря бежать далеко. Словом это кошмар. Шучу. Есть две фишки, облегчающие игру:
- В игре есть чекпойнты-обелиски, которые восстанавливают хп и лечат все статусы, даже мёртвых воскрешают (на аренах с обелисками можно нехило прокачаться и набить ингридиентов, возвращаясь в случае чего к своему «автохилу»). Кроме того между обелисками можно телепортироваться, но ограничение телепортироваться можно между обелисками одного цвета. Всего цветов 3: синие, зелёные, оранжевые обелиски.
- В игре можно просто остановиться на месте, в безопасном участке леса, который только что очистил от монстров. Персонажи в партии вложат оружие в ножны, выйдут из боевой стойки. Вобщем, создастся впечатление, что мы тут просто в лесу на прогулке. Во время таких остановок подлечивается хп. Чем дольше стоишь или ходишь, не бегая, не вынимая оружие, тем быстрее восстанавливается хп. Статусы лечатся, когда хп полностью восстановлено. Исключение: под параличом персонаж не может выйти из боевой стойки и, соотвественно, не может начать автохил. Когда персонажи стоят на месте, они могут вступать в небольшие разговоры между собой, переминаться с ноги на ногу, разглядывать там что-то под ногами, приседать на корточки, потягивать спину, зевать. Забавно это наблюдать. В данжнах здоровье не восстанавливается, так что приходится запасаться зельями, напрягать «силу кнопки икс», иногда просто сбегать с поля боя.
Монстры в игре респаунятся буквально сразу, чуть только на минутку-три отошёл, других мобов убил, возвращаешься а там уже старые мобы реснулись. Для того, чтобы увидеть этот респаун, даже не надо уходить с локации. Благо, локации тут большие. Есть не только лес. Есть равнины, есть плато, гигантские кратеры, руины древней Сельсеты, подземные проходы, водопады, реки, магические башни, лесная деревня «вокруг гигантского дерева», водная деревня «на плотах», много других населённых пунктов. Иногда встречаются лесные лабиринты. Карта на них не работает. Часто возвращаешься на то же место, откуда пришёл. Рядом стоят те же нпс и задают вопрос «почему я в 100й раз сюда вернулся». Чтобы пройти лабиринт, надо запоминать особенности. Есть маркеры. Не буду дальше говорить иначе вам будет не интересно самим проходить лабиринт.
Всего в игре 6 играбельных персонажей: Адол, Дюрен, Карна, Озма, Калилика, Фрида. Каждый со своим оружием, скилами, боевой системой.
Оружие и доспехи в игре можно прокачивать. Для этого надо в городе у кузнеца использовать ингридиенты. Прокачанное оружие, доспех получает индекс +1, +2 и тд. Причём одна заточка еще ничего не значит. Бывает, прокачаешь оружие на +3, а оно получит только +1 к урону. Часто в игре дропаются rotting-предметы (испорченные), низкого качества их можно объединять у специального нпс в предметы лучшего качества. Чем благороднее предмет (минерал, фрукт, кость, дерево, цветок..) тем больше нужно ингридиентов низких уровней на его синтез. Получаются многоуровневые процессы. Мелкие цветки в белые цветки, белые в жёлтые, жёлтые в фрукт, 3 фрукта в другой, более редкий фрукт, и так далее..
Озвучка в игре английская. Возможно, как-то можно получить японскую (предзаказ или другой способ), но я об этом не слышал.
Музыка очень хорошая. Треки подобраны в тему. Качество отличное. Очень громко и чётко. К каждой локации, будь то плато или кратер, есть свой трек. Вступительный ролик демонстрирует наикрасивейшую, пусть и слегка деревянную, анимацию. Жаль, его нигде нельзя заново пересмотреть. Раздела Special или Movie Theatre в игре нет (возможно, он открывается после прохождения игры). Ради этого ролика не стыдно во 2й, в 3й раз начать игру, лишь бы увидеть.
Сенсорное управление выражается в:
- на передний сенсор заточены иконки «Предметы» (быстрый доступ к используемым предметам в бою), Camp-меню, развёртывание мини-карты, меню Артефактов
- можно пролистывать диалоги в кат-сценах
- на передний сенсор заточен зум (два пальца вместе сводишь и разводишь, можно нажать еле заметную иконку Reset и вернуть экран в исходный размер)
- на задний сенсор выделили особые команды группе: их два типа Evasion (приказываем группе уклоняться и избегать боёв) и Attack (приказываем атаковать). Так же сводим и разводим два пальца, но, если честно, по большей части эти приказы не оказывают заметных действий на группу. Интеллект напарников оставляет желать лучшего. Они просто как массовка. Редко когда серьёзно помогают в бою. По сути, мы управляем «тройным персонажем» и умело переключаемся. Основной дамаг мобам наносит персонаж, которым мы управляем. Поэтому, когда в одном из сайд-квестов проходит дуэль Дюрена и Адола, поражает, как Дюрен технично использует приёмы. Такой бы ИИ да в саму игру..
- В игре есть головоломки, когда мы сенсором перемещаем фрагменты, вставляем их в пазы и поворачиваем под нужный ракурс. Подобное можно видеть в Uncharted на вите.
- Что-то еще (будет добавлено по ходу дальнейшего прохождения игры)
За нашу «картографию» Великого Леса Гризельда нас поэтапно награждает. Призы имеют разную ценность. Рекомендуется после каждого сюжетного события возвращаться в Каснан и отчитываться перед Гризельдой. На карте мы видим, сколько процентов Леса мы открыли. Карта очень хорошая, рельефная. Отображаются обелиски, данжны, необычные места, деревни, точки ресурсов, флажки сайд-квестов и сюжетные ориентиры.
Сайд-квесты можно получить на специальной доске объявлений в каждом населённом пункте. Их немного, среди них есть довольно интересные: подоить дикую корову, чтобы она этого не заметила, научить деревенских девушек драться, подарить десять листочков местной фанатке лосей.
К слову, о лосях. В игре можно встретить много разных домашних (и не только) животных, которых можно покормить, попробовать погладить, взять за узду, украсть яйцо. Можно дать гнилой листочек, но это настроит зверя на негатив. Если кормить «отборными фруктами и орехами», то звери начинают испытывать к нам любовь, по-смешному лопотать на зверином и дарить редкие ингридиенты. Забавно, что у каждого зверя, даже если это два идентичных поросёнка, своё имя. А когда встречаешь семью из петуха, курицы и цыплёнка, это вообще весело. Есть несколько трофеев, базирующихся на наших отношениях с домашним зверьём.
Как вы поняли, игра очень интересная, много возможностей, сюжет поначалу кажется шаблонным, но позже выясняется, что он просто идёт по рпг-канону, а по сути отличная история. Есть недостатки деревянной анимации, ИИ напарников (у монстров с этим всё нормально, хотя одну гигантскую Осу-босса можно весело наколоть и заставить крутиться по кругу), графика не самый блеск. Зато спецэффекты на высоте, цвета сочные, боевая система драйвовая. Битвы с боссами это нечто. Очень оригинальные.
Владельцам ps vita и фанатам рпг мастхэв. Любителям хороших, продолжительных игр тоже рекомендуется.
В конце этого ролика на 1:46 вы можете услышать заглавную тему Memories of Celceta, которая звучит в меню игры.