Обзор ~Catherine~
Catherine игра, известная практически каждому геймеру за счет своей скандальной рекламной компании. Игра позиционировалась, чуть ли не как «секс-симулятор с элементами фильма ужаса» (самое смешное, что в игре эта история носит почти похожий жанр: «Фильм ужасов, с элементами истории любви».) Разработчики Catherine, известные своими работами по серии Persona и другими Megami Tensei студия Atlus, не торопились разглашать жанр игры практически до самого релиза.
Надо сказать, что разочарованию людей, поигравших в эту игру, не было предела: вместо нового мрачного JRPG детектива ну или на худой конец интерактивной истории с элементами порнографии (японские visual novels на подобные штуки ой как богаты), они получили какую-то непонятную аркаду, к тому же с чрезвычайно завышенным уровнем сложности.
Слабые духом американцы сразу же начали жаловаться, понося игру практически за все грехи, даже те, которые за нею явно не числились, при этом, не замечая, что сама игра-то неплоха, если знать, как в нее играть.
Ну вся эта история закончилась хорошо, продажами Atlus остались довольны, пусть доверие фанатов и было подорвано, а рекламная компания в очередной раз доказала, что успех игры на 60% зависит именно от нее.
Сюжет
В начале игры у людей, игравших в Persona 4 или хотя бы смотревших ее аниме-экранизацию, невольно екнет в груди. Все происходящие события в игре представлены в виде обычного фильма на канале «Golden Playhouse». Его ведущая с невероятно пышной шевелюрой и прической в стиле афро Триша (Trisha) будет, в весьма интимной позе, рассказывать вам историю о неком Винсенте.
Ну, так как Тришы здесь нет, то расскажу я. Итак, Винсент это не просто выдуманный для новой игры, но и использовавшийся ранее в Persona 3 Portable персонаж. Там он был пьяницей, выпивающим в баре и рассказывающим главному герою историю о своих ужасающих ночных кошмарах. Но посмотрим правде в глаза Винсента ввели лишь в версию для PSP, так что это, скорее всего, была еще одна реклама. Итак, Винсент 32 летний, самый обычный системный администратор, в какой-то фирме. У него вполне обычная жизнь: днем скучная работа в офисе, ночью посиделки в баре со школьными друзьями, в котором официанткой работает еще одна твоя школьная подруга. Не женат, хотя нет, стоп! Как раз из-за этого и происходит весь замут. Дело в том, что у Винсента есть подруга Кэтрин (Katherine) его школьная любовь, с которой он начал встречаться лишь после встречи выпускников, которая произошла относительно недавно.
Кэтрин тоже 32 года, она имеет хорошую карьеру в сфере рекламного бизнеса и вот-вот пойдет на повышение. Натура она строгая, но любящая или даже скорее заботящаяся. О браке тоже не думала до начала событий, пока не позвонила ее мамочка с разговорами в духе: «Доченька тебе уже не 26, пора обременять свою мужчинку или он у тебя баба?». Вот и начала Кэтрин пилить нашего несчастного героя, тонко делая намеки в духе: «Я была на корпоративе. Знаешь все мои подруги либо уже замужем, либо сделали карьеру бизнес акул и имеют по нескольку любовников. А у меня вот ничего нет…». Винсент намек понимает, но у него есть свои проблемы.
Буквально после этого разговора с Кэтрин нашему герою начинают сниться кошмары, в которых он овца на двух ногах и должен сыграть в смертельноопасную игру, а именно «Царь горы». Надо взобраться на вершину башни, состоящую из блоков и выйти с помощью двери в белый мир. Только тогда он проснется в целости и сохранности, не считая мокрых простыней и его трусов в сердечко. Ну а если он умрет во сне, то умрет и наяву. Как раз в это время умирает один из школьных товарищей Винсента, притом умирает в комнате, куда никто не входил и не выходил, от «остановки сердца в результате падения». Чувствуете связь? Жаль, что наш герой тугодум и не может связать два и два.
К его метаниям по поводу женитьбы и кошмара добавляется еще и факт измены. Напившись в баре, Винсент познакомился с очень миленькой девочкой в белом платье, чьим именем и названа игра Catherine (переводится тоже как Кэтрин, но вообще это ближе к нашей «Екатерине»). Ей 22 года и она считает, что брак это лишь глупая формальность.
Если люди любят друг друга, то штамп в паспорте это не гарантия, что они будут вместе, ведь только чувства могут скрепить их. Слово за слово, и на следующее утро, Винсент просыпается в постели с абсолютно голой новой знакомой, которая теперь еще и тонко намекает, что он ей очень симпатичен и теперь она его не отпустит.
Вот ровно с этими тремя проблемами, Винсент и будет разбираться на протяжении всей игровой недели. Сюжет в этой игре простой и сложный одновременно. Давайте назовем его «жизненным», при условии, что мы выкидываем все кошмары и овец.
Геймплей (Daytime)
Геймплей непосредственно делится на две части: Дневное время (бар «Заблудшая овца») и Ночное время (кошмары Винсента). Чем вы будете заниматься в кошмарах, я думаю, уже более-менее представляете, так что поговорим об этой основной части геймплея чуть позже, так как о ней действительно много есть чего сказать.
Днем наш герой, первую половину дня, решает свои проблемы, наподобие того, как не спалиться на измене или пофилософствовать с друзьями о том, насколько женитьба обременяет человека. Все это время вы просто смотрите интерактивное кинцо, которое в первые дни выглядит как комедия, потом как драма, затем как ужасы, а под конец так вообще превращается в психологический триллер. Остаток вечера философские разговоры продолжаются, но уже за стаканчиком чего покрепче и куском пиццы в баре «Заблудшая овца». Каждый вечер компанию Винсента будут составлять его двое школьных друзей Джоуи и Орланд и один новый друг его старого друга Тоби.
Периодически вставлять свои три копейки будет Эрика милая офицантка, тоже его школьная подруга. Да и кстати выпивка бесплатна, но напитка всего четыре: пиво (), ром с колой (), саке () и виски (). Количество выпитого Винсентом (занимает примерно три глотка) измеряется в трех бутылках в левом нижнем углу экрана: они должны будут заполняться. Так вот, когда все три бутылки окажутся заполнены, Винсент уже почти не сможет стоять на ногах, изображение на экране будет плыть, речь его станет заплетаться, а хозяин бара или друзья будут вежливо намекать ему, что пора бы домой. Но зачем напиваться в игре, если это можно сделать в реальности?
На самом деле есть резон: алкогольное опьянение Винсента позволяет его кошмарам протекать более гладко и быстро, а скорость вашего подопечного в них становится гораздо выше, это уже не считая еще парочки бонусов.
Помимо выпивки, герой может заняться еще одним весьма жизненным делом: разговорами по душам. Каждый вечер в баре собираются разные люди, но есть и постоянные посетители и каждому из них есть что вам сказать, будь это ваш фанат из начальной школы, ставший мажором-богачом или просто журналист, расследующий все эти таинственные смерти и строящий свои теории.
Разговоры со всеми этими людьми позволяют пролить больше света на сюжет, а ваше отношение к ним повлияет на концовку игры. Насчет отношений: вам немного дадут повлиять на характер Винсента, хотя ярко это выразится лишь в конце. В некоторых моментах вы должны будете выбирать приблизительный вариант реплики главного героя, которая подтолкнет его либо к «Порочности» (чертенок) либо к «Добропорядочности» (ангелочек).
Впрочем ничто не мешает вам чередовать эти варианты ответов и остаться где-то посередине. Все это отразится на концовке, которых тут около 8 штук. Все в лучших традициях Японии «истинная концовка», «хорошая концовка» и «плохая концовка» для каждого из вариантов поведения Винсента. Справедливости ради замечу, что вам не придется перепроходить по 10 раз игру всего лишь 8 раз последний уровень с самого начала, так как самые важные ответы, влияющие на концовку, Винсент будет должен дать там.
Только «истинные концовки» можно будет получить, проходя всю игру либо добряком, либо кобелем.
Насчет «Измены» и «Порядочности». Как вы понимаете, каждая девушка символизируют каждую из сторон этого поведения: распутная Catherine, которая хочет жить свободно, и строгая Katherine, которая и подумать не может об измене и, тем более, простить. А может можно получить их сразу обеих в свой гарем? Все зависит от вас и вашего отношения к ним.
Сами девушки появляются преимущественно только в заставках и все общение с ними, за редкими случаями, выражается только в переписывании смсками, которые они вам пишут. Стиль Katherine строгий и педантичный со всеми запятыми и прочими знаками препинания. Интересоваться она будет преимущественно вашим самочувствием и напоминать, что вам завтра на работу, так что хватит травить печень с друзьями. В общем, мамочка.
Стиль Catherine же легкий, не обремененный лишним смыслом, полный смайликов и простых вопросов: «Детка, можно мне к тебе сегодня?», порой сопровождаемыми пошлыми фотографиями (я бы сказал даже эротичными, но на большее не рассчитывайте), которые наш герой может смотреть только на толчке, дабы никто не видел его за таким непристойным занятием. В ответ на их смски, Винсент может строчить свои. Делать это, конечно, будете вы. В среднем его смска состоит из 3-4 предложений, которые вы выбираете из таких же трех вариантов. Три варианта выражают, соответственно, его различное отношение от милого до, просто, сволочного. Но не обязательно, чтобы вся смска состояла лишь из оскорблений или заискиваний.
Если вы написали первое предложение в духе: «Какого черта ты лезешь в мои дела?», то вторым предложением не обязательно должна быть фраза: «Ты мне не мать и пока вообще никто!», а скажем: «Прости малыш, я устал на работе и у меня болит голова. Давай поговорим завтра». Хорошие отношения с Katherine ведут к хорошей карме порядочного человека и, в свою очередь, поддакивание прихотям Catherine к плохой карме.
Помимо разговоров и переписываний со своими подружками, в баре можно сыграть в игру «Златовласка» (Рапунцель). Суть ее состоит в том же, чем вы будете заниматься в кошмарах, но более безопасно и выполненная в стиле игровых автоматов середины 90-х годов. Забавное развлечение, если вам некуда убить свое время или вы желаете собрать все бонусы.
Рядом с игровым автоматом стоит еще и музыкальный, где помимо мелодий из Catherine, можно послушать и мелодии из серии Shin Megami Tensei, если вы их еще откроете, конечно. Но, вот количество выпивки перевалило через край, Винсент скурил свою последнюю пачку сигарет и идет домой спать. А дома его ждет…
Геймплей (Nightmare)
Каждая ночь Винсента это каждая новая ступень в башне, которые так обожают создатели этой игры. И чем выше этаж башни тем он сложнее.
Суть, как выжить в кошмаре, достаточно понятна и проста: необходимо взобраться наверх, до того как блоки под твоими ногами обрушатся вниз и твоя «Love is over» наступит. Но проще сказать, чем сделать задача поставить удачно блоки, чтобы взобраться наверх, порой превращается в самую настоящую головоломку и рушащаяся под твоими ногами опора, лишь подстегивает бежать вверх еще быстрее, что порой приводит к совершенно неразумным результатам. «Как можно сделать интересной игру, где надо только удачно перемещать блоки и двигаться наверх по ним?» спросит меня незнакомый человек.
Так вот отвечу вам: «Скучно точно не будет!» С каждым новым кошмаром, авторы, помимо все более устрашающего дизайна уровня, добавляют в игру новые блоки, превращающиеся в самые настоящие блоки-смерти: блоки, которые разрежут/расплющат вас, стоит на них залезть, блоки пожирающие вас заживо или засасывающие в черную дыру.
Есть и просто блоки, которые нельзя сдвинуть или блоки гололеды, на которых гарантировано прокатишься в ближайшую пропасть сделав лишь один шаг, только если какой-нибудь другой блок на пути не остановит тебя.
Где-то со второго кошмара, начинают появляться другие овцы-игроки, которые, ради спасения собственной шкуры, с удовольствием сами спихнут вас вниз или будут мешать всеми способами пройти дальше или выстроить нужную лестницу из блоков.
Избавиться от них можно в первую очередь с помощью подушки, которую Винсент постоянно таскает с собой, как оружие, для таких случаев. Потом уже начинают появляться агрессивные красные овцы-убийцы, против которых хорошо работают только специальные предметы, такие как «Красная книга» (поражает молнией всех врагов вокруг вас, превращая их в кровавый фарш). Непонятно только, почему другие овцы не носят с собой подушек, как оружие.
Зато подушки, встречающиеся на этажах, служат тем, что не раз спасет вам жизнь очки continue. И если у вас дела станут плохи, а очки continue будут очень малы, то есть верный способ пополнить их: подушки, как правило, располагаются неподалеку от чекпоинтов. Так что, вы можете перезагрузиться, взять подушку (+ 2 жизни или больше, зависит от уровня сложности) и умереть (-1 жизнь).
Мне во всяком случае это помогало. Только следует иметь ввиду, что от постоянных смертей и затраченного на все это времени, пострадает ваша итоговая статуэтка. А ведь, получив золотую статуэтку за уровень, вы имеете право пропустить этот уровень (работает только, если повторно проходить на том же уровне сложности), что очень ускорит процесс, если вы решили получить от игры все концовки.
Неизменным во всех этих процессах остается лишь высокий уровень сложности игры, который насилует не только ваши пальцы, но и мозг. Вполне возможно, что все ваши гениальные планы построения удачной лестницы наверх, закончатся тем, что вы встрянете у самого подножия горы, потому что путь к ней расположен на ряде из 6 непередвигаемых блоков.
Вот тут вам и помогут другие специальные вещи, такие как «Создание белого блока». Поверьте, создание нужного блока в нужном месте, порой может спасти вам жизнь и помочь пройти ненавистный уровень.
Овцы, желавшие убить вас на башне из блоков, вполне не против поделиться с вами жизненным опытом в «Зале отдыха», расположенном после каждой секции этажа. Сам этаж состоит от 3 до 5 секций (включая последнюю секцию с боссом). Довольно скоро до игрока, но, к сожалению, опять же не до Винса, дойдет гениальная в своей простоте мысль, что все овцы, с которыми вы общаетесь это те самые посетители бара, включая одного вашего друга.
На это очень хорошо указывают какие-нибудь отличительные признаки каждой из овец, которыми обладает ее человеческий аватар в реальной жизни (дурацкая прическа, кожаная куртка и т.д.). Все они мужчины и с каждым днем, кто-нибудь из них будет умирать, а соответственно и из бара исчезать. Вот тут и включается детективная составляющая сюжетной части игры, которая будет побуждать вас общаться с каждой овцой во сне и наяву и пытаться найти способ спасти ей жизнь, выбрав правильный вариант ответа в разговоре.
Более подробно следить за новостями и вздыхать с облегчением, узнав, что ваш знакомый не умер. Помимо опять же разговоров, в «Зале отдыха» можно покупать товары у жирного овна, на деньги, которые вы заработали, проходя башню.
Очевидно настоящий стеб разработчиков тут заключается в том, что, возможно впервые в жизни, все эти покупки абсолютно бесполезны: вы можете таскать с собой всего один предмет, а ассортимент толстопуза обычно состоит всего из двух товаров-блоков, самый лучший из которых вы найдете в начале следующего уровня. Так что действительно, не в деньгах счастье.
Помимо разрыва шаблона о покупках, разработчики разрывают шаблоны о боссах. Вам не придется их убивать, вам придется все также от них удачно убегать на вершину. Боссы, точно также как и овны, имеют за собой жизненную почву. Они являются реально взятыми из жизни страхами Винсента, будь то Katerine, которая напугала его, воткнув вилку в тортик перед его лицом (в его кошмаре она будет пытаться проткнуть вилкой уже его и блоки под ним), или ребенок, которым она якобы беременна (в кошмаре это ужасный эмбрион, который с криками «Папочка» пытается вас сожрать).
Все боссы огромны, вследствие чего карабкаются наверх весьма медленно, но уверено. У них есть собственный специальный прием, который либо осложнит вам восхождение наверх (превратит все простые блоки в недвижимые), либо просто убьет (выстрел из револьвера точно в вашу маленькую тушку).
Все эти сражения придают заряд бодрости от адреналина и подстегивает двигаться вверх еще быстрее, так как спасение уже совсем близко, ведь боссы всегда на последних секциях. Да и уровни с ними построены обычно легче, ведь там соображать нужно еще быстрее.
Ну и наконец одна из интереснейших особенностей игры: психологическая или просто разрыв четвертой стены. Перед тем, как попасть в следующую секцию, вам необходимо зайти в кабинку для исповедования. Там существо с голосом, очень похожим на тот, что был у маленького мальчика из Persona 3, будет задавать вам вопросы, ответы на которые опять же влияют на вашу карму.
Но сами вопросы-то заданы как будто лично игроку: «Вы думаете, что секс после свадьбы теряет свою прелесть?» «Со свадьбы жизнь заканчивается или начинается?». И ответить на эти вопросы, касающиеся переходного возраста, секса, семьи и свадьбы, можно только двумя вариантами ответа, без юридического: «Затрудняюсь ответить». Самое забавное смотреть после своего ответа, как ответили другие владельцы PS 3 по статистике «Только мужчины» или «Только женщины».
Рисовка и музыка
За создание аниме роликов к игре отвечала аниме студия Studio 4°C, ответственная и за наше русское аниме «Первый отряд» и новые фильмы по вселенной Берсерк. Этим людям искренне хочется пожать руку, за идеально переданные в смешной форме выражения лица Винсента, да и вообще идеально прописанную, даже пугающую, мимику персонажей в своих заставках. Художники Atlus, в кат-сценах на движке игры, от них в этом плане конечно немного отстали. В общем, отличная работа.
Что касается музыкального сопровождения, то если оно нравилось вам в Persona 3 и Persona 4, то понравится и здесь, так как знакомая рука явно чувствуется. Единственная моя претензия на количество самих треков. Примерно всю игру, вы будете слушать одни и те же три мелодии: бар, этаж, босс. Одни и те же, сколько бы кошмаров вы не прошли. Я считаю, что можно было бы сделать и поразнообразней.
Другие режимы
Помимо Рапунцели и разглядывания откровенных фоток на толчке, игра, после прохождения хоть раз основной сюжетной линии, побалует вас двумя режимами: Вавилон и Колизей. Оба режима направлены на решение тех же самых головоломок с блоками, только уже со своим другом. Если вы найдете друга, которому нравится подобное, то завлечь это сможет не хуже какого-нибудь файтинга или гонок. В остальном, вы можете потратить силы на достижение всех концовок, так как ничем другим игра развлечь не сможет.
Итог
Catherine явно не игра для людей моложе 16 лет. Здесь они не найдут ни голых тел, ни демонстрации полового акта, ни легкого геймплея в духе «Руби и жги». Но зато людям, оценившим предыдущие творения студии Atlus или просто обожающих игры-головоломки, Catherine подарит массу незабываемых эмоций, приятного времени и даже позволит задуматься над некоторыми проблемами современности, вашего настоящего или вашего будущего. Учитесь на чужих ошибках, в данном случае на ошибках Винсента и играйте в хорошие игры.