Что получилось бы, если скрестить Edge of Eternity и The Order: 1886, дав разработчикам должных средств? Может нечто вроде Clair Obscur: Expedition 33 - французской ролевой игры, которой так не хватало игровой индустрии. Именно шарм Франции влюбляет, голоса чаруют, а саундтрек завораживает и не отпускает. А что самое трогательное и берущее за душу, так это реалистик-фэнтези сюжет, беспощадно стирающий популяцию человечества с лица земли. Жители Люмьера влачат своё существование на уединенном острове, с каждым годом теряя всё его старшее население. Пробило 33. Все кто был этого возраста перестали существовать. Время неумолимо сокращается. Пора бросить вызов судьбе, оставить дом и столкнуться с жестокостью и красотой мира за пределами. Необходимо уничтожить Художницу и тогда всё прекратится…
Минул ровно год, как мы узнали о грядущем появлении Clair Obscur: Expedition 33. Красивой, масштабной, в лучших традициях жанра и современности, ещё и в любимом сеттинге. Что это как не подарок, релиз которого был намечен на моё 33-летие?
Подарок был вручен и наперёд скажу, стал для меня настоящим исцелением и освобождением от того, во что я попутно играла последние годы. Каждый вечер я рвалась за консоль, с интересом рассматривала локации и дралась с каждым встречным противником, напрочь забив на гача-игры, прочно въевшиеся в мою жизнь.
Я отменяю свой Гоммаж!
Помимо лично моих видений, явно прослеживается вдохновение разработчиков из Sandfall Interactive следующими играми: Final Fantasy X (повествование и изучение навыков, но при этом не была введена самая очевидная фишка переключение сопартийцев во время боя); Persona 5 (стилизация, кнопочное управление приемами, когда раньше обходились просто выбором их из списка); Honkai: Star Rail (все действия требуют очки навыков, у боссов есть шкала слома, отсылка к мему с мусорками популярной ролевой гача-игры).
Персонажи. Вот подходит и их время, огромная экспедиция отправляется сражаться за свое будущее. Нам же отводят в управление лишь нескольких из них. Долгое время не могла выкинуть из головы, как же похорошел Роберт Паттинсон. Гюстав моя здешняя любовь, умен, заботлив, чувствителен. Напротив у нас Маэль, его воспитанница энергичная и храбрая девушка, которой ещё рано выдвигаться в экпедицию, но которую дома уже ничего не держит. Люнэ сама любознательность и сосредоточенность, исследовательница, которая готовилась к этому моменту всю жизнь. И Сиэль, фермерша и наставница местной детворы, отличный боец с нелегкой судьбой, к Гоммажу чуть ли не безразлична. Далее героям предстоит познакомиться с обитателями внешнего мира.
Бой и сопутствующий геймплей. Боевая система пошаговая, но обильно приправлена QTE. Система попаданий атак в заветный диапазон выглядит куда проще (Shadow Hearts, Lost Odyssey), чем уклонений и парирований (Sea of Stars), использование которых является ключом к победе в этой игре. Несмотря на разнообразие врагов и их атак, вскоре привыкаешь, начинаешь следить за звуками и взмахами атак, и своевременно избегаешь их. Тайминги парирования заменто уже, но их выполнение дает обильное число очков навыков персонажам, после чего им сразу есть чем действовать в ответ. Со временем появляются увороты в прыжке и контр-градиент не забывайте использовать для каждого свою кнопку ( Градиент, Парирование, Уклонение, Прыжок).
Всего можно экипировать по шесть приемов на персонажа, разной стоимости (выучить их можно у точки сохранения за очки опыта, там же и распределить характеристики за полученные уровни). Стоит отметить, что игра не карает за бесповоротное распределение тех или иных очков, в избытке всегда находится ретушь, позволяющая сделать их перераспределение. Во время боя даже всплывает подсветка, показывающая какой навык эффективнее использовать в текущий момент! Помимо этого есть возможность использовать пушку и предварительно обстреливать врагов, посбивать щиты, повесить на них парочку статусов, но потратив при этом очки навыка. Есть и суператаки, на применение которых требуется заполнение шкалы градиентными зарядами. Новые мы получаем с повышением уровня взаимоотношений между героями, за проведением бесед в лагере.
Неотъемлиемой частью геймплея и путь сотворения из персонажей настоящих машин убийств, являются «пиктосы». Эти значки с пассивными эффектами будут попадаться вплоть до финального босса игры. Ставим их персонажам как в FFIX (самое прекрасное, что достаточно выучить за одного и тот появится у всех), проводим четыре боя и получаем отличный список пассивок, увеличивающих мощность, живучесть и эффективность своих героев. Чем больше очков «люмины» у них, тем большим числом эффектов от пиктосов их можно оснастить. Ко всему, сами пиктосы здесь играют ещё и роль экипировки, т.к будучи надетыми повышают параметры. Если пиктос надет он усиливает персонажа и дает свой пассивный эффект, который уже не нужно ставить за очки люмины. Пиктосы имеют разные уровни, дубли усиливают основу, и если характеристики могут быть низкими/высокими, навык этого пиктоса может требовать для носки от 1 до 40 очков люмины за раз. Этот ресурс добывается за разные активности, битвы, исследования точек сбора.
С умелым оружием в руках, которое имеет не меньшее разнообразие, чем пиктосы, можно постоянно менять свой стиль игры. Найденное в разных уголках мира (на локациях, с врагов, у продавцов с которыми между делом нужно вступать в бой!), его можно прокачать до 33 уровня, используя разный тип катализаторов хромы, добываемых на определенных этапах игры. Со временем ресурсов становится в избытке, но вначале требуется вдумчивое распределение. Никаких шкур, смазок, щупалец и прочего, что радует и ускоряет процесс.
Мир. На карте мира персонажи могут разбить лагерь и стоя вокруг костара пообщаться друг с другом. Есть как сюжетноориентированные сценки так и дополнительные. К сожалению, игра не дала мне сблизится с Люнэ (слышала, что выбирать должны мы), но активно предлагала покуролесить с Сиэль, у которой и без нас были зрелые отношения. Там же у граммофона можно прослушать найденные композиции, сделать перерывчик, прокачать оружие и усилить исцеляющие предметы (важно до слез: все потраченные в ходе боя тоники, восстанавливаются после отдыха!).
В игре всего три акта, сюжетная часть конкретна и не снабжает игрока филлерами. Зато исследовательская часть просто пестрит обилием подземелий, раскиданными по карте боссами, предметами коллекционирования журналами и музыкальными записями. Нашлось место и нескольким мини-играм, без фанатизма. Исследовать хочется и долго, проработка локаций и зрелищность завораживает всеми своими видами, такой красивой пошаговой ролевой игры ещё не было. И что главное, все это не вываливают на игрока разом, доступ открывается постепенно. Локации куда пока не рекомендуется заходить, отмечены красным. Пешее передвижение вскоре сменяется оригинальным плавательным средством, которое в дальнейшем улучшается. Может сбивать преграды в виде камней и рифов, нырять и в дальнейшм летать.
Притяные фишечки. Такие как кровь и грязь на персонажах, появляющиеся на персонажах по мере уменьшения здоровья (исцеление возвращает бодрый вид). Разнообразие классных костюмов и причесок, и способов их получения (откровенно ненужные это жестральные облачения, купальники и наряды мимов по своему хорошо смотрятся на определенных локациях). Рай для любителей создавать свои образы.
Несмотря на не такое уж долгое путешествие героев, удалось даже выстроить свой внешний облик под эмоциональный рост героини, меняющийся по ходу странствия. Занятная деталь, что осталась красивая героиня, которой не подходил ни один костюм с прическами.
Маэль
Чтобы случайно не забыть снять что-то пестрое и попасть на сюжетную заставку, в настройках есть функция отключающая отображение внешних изменений.
Оригинальность. Сложно припомнить игру, где все персонажи будут настолько полезными с реально индивидуальными механиками, которыми к тому же будет так интересно играть. Игровых перонажей всего шесть, но каждому всегда найдется применение. Казалось бы присоединились новые, а старички ушли на задний план, но нет. Раскачав их уже не хочется отпускать. Что интересно, на каждом этапе игры играешь ими по разному, пока идешь к изучению более сильных техник да и вовсе осваиваешь преимущества каждого в бою. Из-за этого нет прожима скиллов, взятых на старте игры, нет скуки. К концу игры собираешь такие лютейшие комбинации оружия, пиктосов и навыков, что сильнейшие боссы игры не успевают сделать свой ход.
Мои овации геймдизайнерам и за разнообразие врагов, повадки которых идут нам на запоминание, и боссов, которые своим видом откровенно страшат. Мимы, Бутонье и Хромы со временем воспринимались уже как родные.
Благодарна, что не стали портить игру рутинными ненужными квестами, сделали просто несколько длительных активностей на всё прохождение.
Мне очень импонируют постапокалиптичные сюжеты и лор, передающий красоты былого мира. И вот фишка с Особняком, позволяющяя попасть в нетронутое и совершенное место, смотрится в игре нереально красиво и оригинально. Ведь он скрывает свои тайны и секреты. А куда бы мы не шли, натыкаемся на следы прошлых экспедиций и слушаем их последние слова, что так грустно и эмоционально подано.
Посмотри по сторонам
Найдутся ли в такой идеальной на первый взгляд игре недочеты? Как бы разработчики не делали удобными и интуитивно понятными разные элементы геймплея, в других они просто съедают время игрока. А ведь ещё говорят, что их игра очень короткая, с таким-то количеством локаций, хах.
Отсутствие мгновенного перемещения между локациями, когда между точками сохранения оно есть.
Привязка к лагерю на большую часть игры. Если характеристики и очки навыков раскидываются на любой точке сохранения, оружие, тоники и люмины можно качать только в нем. Ландшафтно лагерь вообще не видоизменяется и он большой, чтобы добежать до нпс раскиданных по нему, приходится тратить лишнее время.
Нет возможности переключать персонажей во время боя, но есть резервный отряд. Когда половина из них атакующая мощь, а другая больше поддержка хочется использовать всех, персонажи и их наборы навыков шикарнейшие, а приходится выбирать.
Платформингу в классических ролевых играх не место, ощущается он криво.
Отсутствует карта навигации в подземельях. Часто можно поймать себя на мысли, что бегаешь кругами, пейзаж мастерски перестраивается, а локации нередко просто закольцованы.
Только после 90 часов прохождения, заставила себя выбраться из игры. Никому Не Рекомендую, оставьте уже игру в покое, весь интернет обсасывает её как может. Все равно успех не повторится. Ещё сюжет грустный очень, до слёз.
Это твой лучший отзыв. Мне к нему просто нечего добавить.
Разве что система крови на персонажах, и структура лагеря напомнили Dragon Age Origins (говорил). Первое очень крутая фишка, которую не стремятся использовать, чтоб не отвратить игроков. Но есть произведения где это прямо в тему и Экспедиция 33 одно из них.
StalkerDolg, слушаю оригинал постоянно, он мягок и лиричен. Слишком красивый.
Что ж… Что по тексту там такая котовасия и не представляла. Тогда прошу обратить внимание на другие каверы, сделанные ранее, а то нечестно: 1 кавер, 2 кавер, 3 кавер Gingertail.
Чую тема разрастается в отдельное обсуждение. Там ведь еще и 3д модели по игре уже печатают/красят, может тоже кому-то такое интересно.
Шикарный отзыв, вполне тянущий на небольшую статью :)
Про вайбы FFX значит мне не показалось.
И так собирался пробовать, но теперь уж решено точно. К тому же говорят, игра щадит даже тех, кто парирование не любит, ну и на 100 процентов скорее всего не буду закрывать в силу определённых причин.
tres2, что за причины такие :), если собирательством трофеев занимаешься на аккаунте, то кандидат достойный, в противном случае и не стоит если причина 'время'. Радует, что все выполняется за одно прохождение, на мой слоу режим игры можно не смотреть.
Выпускают очередной патч, на этот раз послабляющий для игроков. Ну, есть два стиля игры: слева Стокера, справа мой. <3
Harle, причин несколько, но основная, что сбор всего и вся по итогу редко приносит удовлетворение даже. Ну и за трофеями (так как я пекарь то ачивками) не гонюсь. Кстати тоже во многих играх времени оставляю куда больше чем нужно, в силу слоупочности)
Я так понимаю, за ход больше 10к урона не нанести?