^

Clair Obscur: Expedition 33

Разработчик Sandfall Interactive
Официальный сайт www.sandfall.co
Платформа
Дистрибуция
Жанр
Год выхода игры 2025
Релизы  
Рейтинг 3248 место (9 SFP)



Нужна помощь?

Вы можете задать любой вопрос или попросить совета по этой игре. Это займет совсем немного времени.

Задать вопрос



Описание игры

Дебютная игра французской студии Sandfall Interactive, состоящей из бывших сотрудников Ubisoft, представляющая собой пошаговую RPG с активным использованием QTE во время сражения с ужасающими врагами, что придаёт боям больше динамичности. Игрокам предстоит исследовать вымышленный мир (вдохновенный Францией предыдущих веков), полностью реализованный на движке Unreal Engine 5, что позволило реализовать невероятно потрясающую графику. И всё это под душераздирающий саундтрек, вполне соответствующий духу происходящего на экране.       

Согласно экспозиции сюжета, живёт на этом свете таинственное существо, известное как «Художница». Раз в год Художница просыпается и раз в год делает одно дело — рисует цифру на своём монолите. Одна единственная нарисованная цифра влечёт для мирового населения необратимые последствия, ибо все люди, которым не посчастливилось оказаться возраста того же, что и цифра на монолите, в мгновенье ока превращаются в дым и исчезают. Ритуал повторяется из года в год и каждый новый год Художница рисует всё меньшую цифру — полноценное исчезновение всей популяции людей остаётся вопросом времени.  

Решив не ждать смерти у порога, группа смельчаков, которым в следующем году исполнится 33 года, решили отправиться в свою, возможно, последнюю экспедицию и помешать Художнице нарисовать в следующем году смерть, в виде заветной цифры «33» на монолите. Так они и назвали себя: «Экспедиция 33».

Густав, Маэль и их товарищи по экспедиции, не первые решили найти Художницу — фактически, они пойдут по следам своих товарищей по несчастью, которым не удалось разорвать порочный круг смерти. Удастся ли им это?




Топовая игра, сюжет и музыка 10 из 10. Минус, геймплей шляпа, под конец удовольствия ноль от процесса, все противники тупо ваншотаються одним приемом, я просто в осадок выпал когда понял что два самых сложных супер босса в игре убиваются одним приемом Маэль (а я даже не качался специально под это дело). В остальном пока что игра года. 

20250613082512_6d56dd4a.png

Грацы, занятно, у нас с платиной на одну штуку больше трофеев. А я чет на финише уже глянула отзывы, в которых то и дело рекламируют сколько есть гайдов по убийству секретного босса, даже подумала вот это мощь будет, надо подготовиться… И тут думаешь, либо другие играть не умеют, либо идут туда слишком рано. 

Как вариант, можно играть разными персонажами и не использовать одни и те же приемы ;).

Нашел минусы в игре! После 35 часов, игра на скучивает. Однообразные бои с рядовыми мобами, буквально доведенные до автоматизма, поиск предметов на локации по одной и той же схеме, в основном красивые, но грустные мелодии. Однотипные локации с жестрелями. Своеобразная графика. Все говорят красотища, а вот по мне так слишком акварельно, что ли. Видимо, нельзя мне так долго в одну игру играть :) Надо сделать небольшой перерыв на пол года.

Что получилось бы, если скрестить Edge of Eternity и The Order: 1886, дав разработчикам должных средств? Может нечто вроде Clair Obscur: Expedition 33 - французской ролевой игры, которой так не хватало игровой индустрии. Именно шарм Франции влюбляет, голоса чаруют, а саундтрек завораживает и не отпускает. А что самое трогательное и берущее за душу, так это реалистик-фэнтези сюжет, беспощадно стирающий популяцию человечества с лица земли. Жители Люмьера влачат своё существование на уединенном острове, с каждым годом теряя всё его старшее население. Пробило 33. Все кто был этого возраста перестали существовать. Время неумолимо сокращается. Пора бросить вызов судьбе, оставить дом и столкнуться с жестокостью и красотой мира за пределами. Необходимо уничтожить Художницу и тогда всё прекратится…

imageimageimage

Минул ровно год, как мы узнали о грядущем появлении Clair Obscur: Expedition 33. Красивой, масштабной, в лучших традициях жанра и современности, ещё и в любимом сеттинге. Что это как не подарок, релиз которого был намечен на моё 33-летие?

Подарок был вручен и наперёд скажу, стал для меня настоящим исцелением и освобождением от того, во что я попутно играла последние годы. Каждый вечер я рвалась за консоль, с интересом рассматривала локации и дралась с каждым встречным противником, напрочь забив на гача-игры, прочно въевшиеся в мою жизнь.

Я отменяю свой Гоммаж!

Помимо лично моих видений, явно прослеживается вдохновение разработчиков из Sandfall Interactive следующими играми: Final Fantasy X (повествование и изучение навыков, но при этом не была введена самая очевидная фишка — переключение сопартийцев во время боя); Persona 5 (стилизация, кнопочное управление приемами, когда раньше обходились просто выбором их из списка); Honkai: Star Rail (все действия требуют очки навыков, у боссов есть шкала слома, отсылка к мему с мусорками популярной ролевой гача-игры).

imageimageimage

Персонажи. Вот подходит и их время, огромная экспедиция отправляется сражаться за свое будущее. Нам же отводят в управление лишь нескольких из них. Долгое время не могла выкинуть из головы, как же похорошел Роберт Паттинсон. Гюстав — моя здешняя любовь, умен, заботлив, чувствителен. Напротив у нас Маэль, его воспитанница — энергичная и храбрая девушка, которой ещё рано выдвигаться в экпедицию, но которую дома уже ничего не держит. Люнэ — сама любознательность и сосредоточенность, исследовательница, которая готовилась к этому моменту всю жизнь. И Сиэль, фермерша и наставница местной детворы, отличный боец с нелегкой судьбой, к Гоммажу чуть ли не безразлична. Далее героям предстоит познакомиться с обитателями внешнего мира.

imageimageimage

Бой и сопутствующий геймплей. Боевая система пошаговая, но обильно приправлена QTE. Система попаданий атак в заветный диапазон выглядит куда проще (Shadow HeartsLost Odyssey), чем уклонений и парирований (Sea of Stars), использование которых является ключом к победе в этой игре. Несмотря на разнообразие врагов и их атак, вскоре привыкаешь, начинаешь следить за звуками и взмахами атак, и своевременно избегаешь их. Тайминги парирования заменто уже, но их выполнение дает обильное число очков навыков персонажам, после чего им сразу есть чем действовать в ответ. Со временем появляются увороты в прыжке и контр-градиент — не забывайте использовать для каждого свою кнопку (ps-r2 — Градиент, ps-r1 — Парирование, ps-circle — Уклонение, ps-cross — Прыжок). 

imageimageimage

Всего можно экипировать по шесть приемов на персонажа, разной стоимости (выучить их можно у точки сохранения за очки опыта, там же и распределить характеристики за полученные уровни). Стоит отметить, что игра не карает за бесповоротное распределение тех или иных очков, в избытке всегда находится ретушь, позволяющая сделать их перераспределение. Во время боя даже всплывает подсветка, показывающая какой навык эффективнее использовать в текущий момент! Помимо этого есть возможность использовать пушку и предварительно обстреливать врагов, посбивать щиты, повесить на них парочку статусов, но потратив при этом очки навыка. Есть и суператаки, на применение которых требуется заполнение шкалы градиентными зарядами. Новые мы получаем с повышением уровня взаимоотношений между героями, за проведением бесед в лагере.

imageimageimage

Неотъемлиемой частью геймплея и путь сотворения из персонажей настоящих машин убийств, являются «пиктосы». Эти значки с пассивными эффектами будут попадаться вплоть до финального босса игры. Ставим их персонажам как в FFIX (самое прекрасное, что достаточно выучить за одного и тот появится у всех), проводим четыре боя и получаем отличный список пассивок, увеличивающих мощность, живучесть и эффективность своих героев. Чем больше очков «люмины» у них, тем большим числом эффектов от пиктосов их можно оснастить. Ко всему, сами пиктосы здесь играют ещё и роль экипировки, т.к будучи надетыми повышают параметры. Если пиктос надет он усиливает персонажа и дает свой пассивный эффект, который уже не нужно ставить за очки люмины. Пиктосы имеют разные уровни, дубли усиливают основу, и если характеристики могут быть низкими/высокими, навык этого пиктоса может требовать для носки от 1 до 40 очков люмины за раз. Этот ресурс добывается за разные активности, битвы, исследования точек сбора.

imageimageimage

С умелым оружием в руках, которое имеет не меньшее разнообразие, чем пиктосы, можно постоянно менять свой стиль игры. Найденное в разных уголках мира (на локациях, с врагов, у продавцов — с которыми между делом нужно вступать в бой!), его можно прокачать до 33 уровня, используя разный тип катализаторов хромы, добываемых на определенных этапах игры. Со временем ресурсов становится в избытке, но вначале требуется вдумчивое распределение. Никаких шкур, смазок, щупалец и прочего, что радует и ускоряет процесс. 

imageimageimage

Мир. На карте мира персонажи могут разбить лагерь и стоя вокруг костара пообщаться друг с другом. Есть как сюжетноориентированные сценки так и дополнительные. К сожалению, игра не дала мне сблизится с Люнэ (слышала, что выбирать должны мы), но активно предлагала покуролесить с Сиэль, у которой и без нас были зрелые отношения. Там же у граммофона можно прослушать найденные композиции, сделать перерывчик, прокачать оружие и усилить исцеляющие предметы (важно до слез: все потраченные в ходе боя тоники, восстанавливаются после отдыха!).

imageimageimage

В игре всего три акта, сюжетная часть конкретна и не снабжает игрока филлерами. Зато исследовательская часть просто пестрит обилием подземелий, раскиданными по карте боссами, предметами коллекционирования — журналами и музыкальными записями. Нашлось место и нескольким мини-играм, без фанатизма. Исследовать хочется и долго, проработка локаций и зрелищность завораживает всеми своими видами, такой красивой пошаговой ролевой игры ещё не было. И что главное, все это не вываливают на игрока разом, доступ открывается постепенно. Локации куда пока не рекомендуется заходить, отмечены красным. Пешее передвижение вскоре сменяется оригинальным плавательным средством, которое в дальнейшем улучшается. Может сбивать преграды в виде камней и рифов, нырять и в дальнейшм летать. 

imageimageimage

Притяные фишечки. Такие как кровь и грязь на персонажах, появляющиеся на персонажах по мере уменьшения здоровья (исцеление возвращает бодрый вид). Разнообразие классных костюмов и причесок, и способов их получения (откровенно ненужные — это жестральные облачения, купальники и наряды мимов по своему хорошо смотрятся на определенных локациях). Рай для любителей создавать свои образы.

imageimageimage

Несмотря на не такое уж долгое путешествие героев, удалось даже выстроить свой внешний облик под эмоциональный рост героини, меняющийся по ходу странствия. Занятная деталь, что осталась красивая героиня, которой не подходил ни один костюм с прическами.

Маэль

imageimageimageimageimageimageimageimageimage

Чтобы случайно не забыть снять что-то пестрое и попасть на сюжетную заставку, в настройках есть функция отключающая отображение внешних изменений.

Оригинальность. Сложно припомнить игру, где все персонажи будут настолько полезными с реально индивидуальными механиками, которыми к тому же будет так интересно играть. Игровых перонажей всего шесть, но каждому всегда найдется применение. Казалось бы присоединились новые, а старички ушли на задний план, но нет. Раскачав их — уже не хочется отпускать. Что интересно, на каждом этапе игры играешь ими по разному, пока идешь к изучению более сильных техник да и вовсе осваиваешь преимущества каждого в бою. Из-за этого нет прожима скиллов, взятых на старте игры, нет скуки. К концу игры собираешь такие лютейшие комбинации оружия, пиктосов и навыков, что сильнейшие боссы игры не успевают сделать свой ход.

imageimageimage

Мои овации геймдизайнерам и за разнообразие врагов, повадки которых идут нам на запоминание, и боссов, которые своим видом откровенно страшат. Мимы, Бутонье и Хромы со временем воспринимались уже как родные.

Благодарна, что не стали портить игру рутинными ненужными квестами, сделали просто несколько длительных активностей на всё прохождение.

imageimageimage

Мне очень импонируют постапокалиптичные сюжеты и лор, передающий красоты былого мира. И вот фишка с Особняком, позволяющяя попасть в нетронутое и совершенное место, смотрится в игре нереально красиво и оригинально. Ведь он скрывает свои тайны и секреты. А куда бы мы не шли, натыкаемся на следы прошлых экспедиций и слушаем их последние слова, что так грустно и эмоционально подано.

imageimageimage

Посмотри по сторонам

imageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimage

imageimageimage

Найдутся ли в такой идеальной на первый взгляд игре недочеты? Как бы разработчики не делали удобными и интуитивно понятными разные элементы геймплея, в других они просто съедают время игрока. А ведь ещё говорят, что их игра очень короткая, с таким-то количеством локаций, хах.

— Отсутствие мгновенного перемещения между локациями, когда между точками сохранения оно есть.

— Привязка к лагерю на большую часть игры. Если характеристики и очки навыков раскидываются на любой точке сохранения, оружие, тоники и люмины можно качать только в нем. Ландшафтно лагерь вообще не видоизменяется и он большой, чтобы добежать до нпс раскиданных по нему, приходится тратить лишнее время.

— Нет возможности переключать персонажей во время боя, но есть резервный отряд. Когда половина из них атакующая мощь, а другая больше поддержка — хочется использовать всех, персонажи и их наборы навыков шикарнейшие, а приходится выбирать.

— Платформингу в классических ролевых играх не место, ощущается он криво. 

— Отсутствует карта навигации в подземельях. Часто можно поймать себя на мысли, что бегаешь кругами, пейзаж мастерски перестраивается, а локации нередко просто закольцованы. 

imageimageimage

Только после 90 часов прохождения, заставила себя выбраться из игры. Никому Не Рекомендую, оставьте уже игру в покое, весь интернет обсасывает её как может. Все равно успех не повторится. Ещё сюжет грустный очень, до слёз.

Это твой лучший отзыв. Мне к нему просто нечего добавить. 

Разве что система крови на персонажах, и структура лагеря напомнили Dragon Age Origins (говорил). Первое — очень крутая фишка, которую не стремятся использовать, чтоб не отвратить игроков. Но есть произведения где это прямо в тему и Экспедиция 33 — одно из них.

Ещё сюжет грустный очень, до слёз.

ну как грустный, если помнить, что там

Спойлер

всё вообще ненастоящее, то…

 

Hidon, что могу сказать, значит передо мной снова нечуткий человек, ведь происходящие события там лежат не только на поверхности.

ну я как тот версо. за годы зачерствел.

Российская студия GamesVoice дублирует игру на русский язык. Вот песню перепели. Я не слышал оригинал песни. Кто слышал, можете оценить

https://youtu.be/5oC5yrosF1g

StalkerDolg, На французком играть в любом случае атмосферней будет.

Hidon, Даже если понимать, это ничего не меняет.

StalkerDolg, что мешает просто взять и там же на ютубе послушать?

https://youtu.be/LpNVf8sczqU

StalkerDolg, слушаю оригинал постоянно, он мягок и лиричен. Слишком красивый.

Что ж… Что по тексту там такая котовасия и не представляла. Тогда прошу обратить внимание на другие каверы, сделанные ранее, а то нечестно: 1 кавер, 2 кавер, 3 кавер Gingertail.

Чую тема разрастается в отдельное обсуждение. Там ведь еще и 3д модели по игре уже печатают/красят, может тоже кому-то такое интересно.

Шикарный отзыв, вполне тянущий на небольшую статью :)

Про вайбы FFX — значит мне не показалось.

И так собирался пробовать, но теперь уж решено точно. К тому же говорят, игра щадит даже тех, кто парирование не любит, ну и на 100 процентов скорее всего не буду закрывать в силу определённых причин.

tres2, что за причины такие :), если собирательством трофеев занимаешься на аккаунте, то кандидат достойный, в противном случае и не стоит — если причина 'время'. Радует, что все выполняется за одно прохождение, на мой слоу режим игры можно не смотреть. 

Выпускают очередной патч, на этот раз послабляющий для игроков. Ну, есть два стиля игры: слева Стокера, справа мой. <3

Спойлер

20250611215135_49178089.jpg20250611215108_ab7a7a74.jpg

Harle, причин несколько, но основная, что сбор всего и вся по итогу редко приносит удовлетворение даже. Ну и за трофеями (так как я пекарь то ачивками) не гонюсь. Кстати тоже во многих играх времени оставляю куда больше чем нужно, в силу слоупочности)

Я так понимаю, за ход больше 10к урона не нанести?

Всегда в таких случаях буду вспоминать FFXII, но там счетчик за 200 часов укатился. И ачивок тогда не было, по итогу уже плюнула и пошла на финал.

До начала 3 Акта нельзя, потом дадут соответствующий пиктос.

Мне на свои 250+ часов в Ведьмаке 3 или FFXV до сих пор смотреть страшно.

Понял, благодарю :)

пиктос на отмену лимита в 9999 урона конечно имба. да и тут он как-то по сюжету получается, без геморроя, в отличии от той же FFX, где это была боль.

Я в FFX только после прохождения узнал что такое возможно, в самой игре были подозрения, но спас читерный сейв.

Хорошо что здесь не так:)

заметил такую вещь. меня в игре много чего бесит, но тем не менее, не отпускает, зараза! например отсутствие какой-либо навигации в «данжах», бесить-то бесит, но каким-то непостижимым образом я умудряюсь пылесосить всё, что есть.

Hidon, Отсюда можно предположить, что ты достаточно молод, раз не застал игр без навигации :)

нет, просто к хорошему привыкаешь. тут часто бывает, что вот ты идёшь по какой-то развилке и видишь флаг. ну такой, оукей, это дальше по сюжету. потом бежишь обратно(и хорошо, если не отдохнёшь у флага, иначе мобы реснутся), ну и идёшь по другой дороге на развилке. в итоге выходишь к тому же флагу с другой стороны. а по сюжету надо в третью сторону. т.е. тебе по любому надо оббежать всё, ведь там ништяки. но бывает, что просто теряешься, из-за того, что графика в игре хоть и красивая, но часто однообразная. и если в мире у тебя есть компас и карта, то в данжах нет ничего.

Hidon, Да, есть такое. Но, вот меня это никак не раздражает. Наоборот, нравятся такие игры, хоть мозг развивают. А то бывает из-за этих миникарт, я тупо по карте стрелочкой передвигаюсь и даже на игру внимания не обращаю :)

Не ну пока так-то топчик.

Помнится, я как-то давно говорил, что в юбисофт работают очень талантливые разработчики, которым просто нужно дать творческую свободу и они обязательно сделают что-то крутое. Никак не ожидал, что они вот так зайдут с ноги и выпустят свое любовное письмо jrpg, уделывающее все что делали японцы последние лет 15. 

Игра года вне всяких сомнений, желаю им сделать успешную франшизу и остаться независимыми. 

За последние 15 лет? То есть ремейк фф7 официально обоссан? ))

Да ты погоди, пару лет пройдет, он скажет, что этот трижды переваренный кал не заслуживает никаких обсуждений.

Все хорошее первого ремейка делится пополам последней главой, о чем я говорил уже не раз. Это все не меняет того факта, что он до сих пор является лучшей жрпг, выпущенной в Японии. Проблемы второго я детально расписал в обсуждении сразу после прохождения. 

Экспедиция — топ от начала и до конца, без всяких НО. Брюнстуд может сколько угодно обижаться, что я назвал какую-то из понравившихся ему игр говном, но обвинять меня в непостоянстве не выйдет.  

Да я то не играл в сабж, но планирую. Собственно на фоне того что GamesVoice объявила сбор средств на русскую озвучку. Попробуем, будем посмотреть, так сказать 

Там звездный состав актеров озвучки и часто используются французские слова, дубляж игру только испортит. Да и русские субтитры вроде есть, так что ждать точно не стоит. 

Ну я и Алана Уейка (обе части) играл сначала на инглише) но потом для разнообразия можно и с русскими голосами поиграть) Тем более студия очень качественно озвучивает

В общем убедился, что можно попробовать, не ожидая каких-то там DLC. Единственное, парирование и тайминги явно нервы вымотают, но для таких как наверняка завезли что-то вроде сюжетной сложности.

tres2,  уклонения гораздо проще парирований, но не дают бонус очки действий и контратаку — то есть пройти можно спокойно, просто бои будут дольше длиться. Ну и сильные враги строго опциональны, а реально сложный босс всего один — и тот секретный в постгейме. 

Victorique, тогда я спокоен.

Victorique, Полностью согласен! Играть, строго на французком с субтитрами :)

StalkerDolg, А вот Алана я забросил на целый год, чтобы озвучку дождаться и не пожалел!

StalkerDolg, всем фанатам ФФ7 автоматом нужно обоссывать ебальники.

Ждем уже весной следующего года. Мне прям самому не по себе, насколько я жду эту игру, но по трейлерам это выглядит буквально всем, чего мне хватало в играх последние годы. 

Главное потом не стать жертвой завышенных ожиданий.

Впрочем чего греха таить — выглядит и правда чертовски вкусно.

Именно поэтому я и пишу, что мне стремно сейчас хайпить игру — очень легко остаться разочарованным в итоге. В тоже время равнодушным оставаться невозможно, так как повторюсь, выглядит она чуть ли не игрой мечты. 

Тогда остаётся лишь дождаться релиза, который надеюсь не перенесут.

Главное потом не стать жертвой завышенных ожиданий.

Все там встретимся. :')

Victorique, вышла!

Сейчас прочитал, что на озвучке главных героев Клайв из ФФ16 и Шадоухарт из БГ3 — это прям лютый хайп, обязательно с английским дабом играть надо будет. 

Вот это может быть годно! Давно не видел классических японских РПГ с реально выглядящими персонажами. Последнюю что играл, была Lost Odessy.

Только это французская рпг от ветеранов ubisoft. 

Первый подобный опыт с Child of Light, кстати, вполне-вполне вышел. Хотя тут и замах побольше и лица, что создавали ту игру, в разработке не участвуют (насколько мне известно). 

Victorique, может, плохо гуглил, но там такие «ветераны», что лучше не надеяться сильно на игру.