Старая, новая Final Fantasy III
Final Fantasy III долгое время будто обижалась за то, что её путали с шестой частью, и не выходила за пределы NES и ей приближённых консолей. Но потом решила вернуться и вернуться с блеском…
В этой статье мы, так сказать, пройдёмся крупным помолом и по оригинальной части и по её ремейкам, чтобы никто не остался обиженным.
Начало
Итак, 1990 год. Хотя нет, стоит взять где-то 1989. Final Fantasy II с успехом вышла и, чтобы остаться на волне этого самого успеха, ребятам из Square нужно было придумать что-то новое (нет, ну не таскаться же с похищенными принцессами ещё одну часть?) как в плане сюжета, так и в плане геймплея. Долго думали светлые головы и решили сделать что-то совсем другое, что отличалось бы от всего, что они делали раньше. И, в какой-то мере, у команды это получилось. Именно третью часть мы и будем сегодня изучать.
Тысячу лет назад (начинается как сказка, не правда ли?) Летающий Континент населяла древняя цивилизация, которая додумалась использовать силу кристаллов для своих потребностей. Всё шло хорошо, жизнь процветала, света в мире становилось всё больше. Но, используя свет, люди затронули тот хрупкий и незримый баланс сил, который является фундаментальным и ни в коем случае не должен быть нарушен. Началась цепная реакция и свет заполонил весь мир. Но природа, как обычно это бывает, предусмотрела для таких случаев ещё четыре кристалла, на этот раз, тьмы. Те наделили своей тьмой четырёх героев, но они не успели восстановить равновесие вовремя и вся цивилизация погибла, хотя мир был спасён. Получилось так, что воины тьмы не смогли полностью восстановить баланс и, через тысячу лет, чаша весов качнулась уже в сторону тьмы. Именно с тьмой нам и придётся бороться…
Что? Снова четвёрка безымянных воинов? Да, именно она. Но, на этот раз никто не будет жечь родную деревню ребят, дабы пробудить в них чувство мести. Никто не будет бить их дубиной по голове, чтобы вызвать амнезию (без которой, конечно, не обходится ни в одной RPG, но, на этот раз она затронет нас совсем ненадолго и чуть-чуть) или похищать принцессу, чтобы испуганный король отправлял вслед за злодеем отряд быстрого реагирования. Всё гораздо прозаичнее…
Катавасия начинается с падения недостаточно внимательного паренька в очень глубокую яму (Алиса из Страны Чудес, ты, что ли?). После недолгих блужданий по небольшой пещерке, молодой герой наталкивается на великий, могучий и, кстати, говорящий, кристалл ветра. Тот рассказывает ему о балансе света и тьмы, который нарушился и, теперь, главной задачей Люнета (а именно так его назвали в ремейке) стал розыск трёх остальных воинов света…
Остальная часть команды тоже оказалась далеко не взрослыми ребятишками: молодой, но очень преданный принцессе рыцарь Ингус; дочь кузнеца, которая не хочет идти по стопам своего отца Рефия; и немного трусоватый, но добрый Арк. А в это время неприятности сыплются на мир, как из рога изобилия. Где-то проснулся древний дракон, где-то армия похищает людей, где-то король сбрендил и приказал своему войску перебить друг друга. И только наши ребята могут разобраться в этих разнообразных ситуациях, чтобы выйти на главного злодея, который всё это время, издалека, наблюдал за результатами своих злодеяний и строил зловещие планы.
Знаю, с высоты сегодняшних сюжетов (или из ямы, это как посмотреть) вся история кажется слишком детской и наивной. Знаю, что большинство событий выглядят высосанными из пальца, а герои, раз присоединившись к команде, умолкают навсегда, кроме редких исключений. Но вам наверняка понравится добрая и милая история, которая рассказывается в Final Fantasy III.
Геймплей
Для тех, кто совсем не знаком с игрой: Final Fantasy III классическая, пошаговая, японская ролевая игра. Это означает, что мы бегаем по миру и спасаем человечество от зла. Это, конечно, сопряжено с постоянными, случайными и не очень, схватками. В схватках мы выбираем действия, которые предпринимаются нашей командой и пытаемся снизить очки жизней врага (НР) до нуля, то есть убить его. Если же нашу команду убивают, то нас постигает Game Over.
Конечно, игра рассчитана далеко не на один день. Нам дают возможность сохраниться на карте мира, чтобы потом продолжить путешествие со всеми заработанными предметами и уровнями.
NES
Что получится, если смешать первую и вторую части Final Fantasy? Конечно же, Final Fantasy III! Из первой части к нам вернётся возможность выбирать профессии (благо, теперь не раз и навсегда), а из второй система опыта. Вкратце, мы бьёмся, пробиваемся до кристалла, который даёт нам частичку своего света (а, заодно, нужные и не очень профессии) и свободно изменяем профессию персонажа на подходящую в данный момент. Конечно, всё имеет свою цену вместе с Gil, после битвы, мы зарабатываем и Capacity Points, которые тратятся на каждую пертурбацию. Персонажи, конечно, зарабатывают свой «родной» уровень, но, вместе с ним очки отходят и на активную профессию, ведь та тоже получает уровни и увеличивает характеристики героя. Из интересных фактов стоит заметить, что у третьей части есть онлайновая «преемница» под названием Final Fantasy XI, где очень похожая система.
DS, Android, iOS, PSP, PC
Игра не только перешла в 3D, но и получила довольно серьёзные поправки, незаметные на первый взгляд. Были пересчитаны значения НР (например, Гаруда в NES-версии имел 5000 НР, когда во всех последующих он получил целых 10 000), отшлифованы значения наносимого урона, подправлены повышения характеристик на разных уровнях профессий и целая куча приятных, но важных мелочей. Потому не удивляйтесь, что противники стали посильнее, а бои увлекательнее.
Легче всего заметить, что создатели игры полностью отказались от очков Capacity Points и заменили их на другую, но не менее противную систему Adjustment Phase. Мы можем спокойно менять профессию персонажа сколько нашей душе угодно, но за смену придётся провести некоторое время без бонусов профессии вообще. Такая фаза не может превышать битву и рассчитывается точь в точь, как отношения CP для профессий в старенькой версии.
Владельцам PSP дали возможность автоматизировать процесс боя кнопкой «Auto». Можно проставить одно действие, которое персонаж будет постоянно повторять каждый ход и нажать Select чтобы «промотать» битву вперёд. Вполне логично, так как точно такой же режим был и в Final Fantasy IV Complete Collection, которая выходила на эту же консоль, но немного раньше.
Ну а в DS'ке, всем известно, можно пользоваться такой штуковиной, как Wi-Fi. В каждой деревеньке мы можем встретить представителя сети Mognet, который отправляет и передаёт письма, как между игроками, так и между персонажами мира Final Fantasy. Все побочные квесты, ясен перец, завязали на эту штуковину. Хотите открыть самую милую и сильную профессию Onion Knight? Так отправьте четыре письма другому владельцу DS! Что? Не можете? Нет рядом человека с DS'кой?? Это ваши личные трудности!
Правда, не могу не посоветовать вам несколько способов, чтобы обойти этот социальный кошмар.
- Используйте любой редактор памяти чтобы изменить значение по адресу 220C7050 на любое вроде 00000007 и выше. Код подойдёт для всех читерских штук и версий игры.
- Используйте редактор сохранений игры Thundaga. Там тоже будет строка с редактированием значения количества отправленных писем.
- Постараюсь я и закину архив с сохранениями в самом начале игры с уже добавленными письмами, которые просто можно будет скачать и начать играть, не беспокоясь о каких-то там письмах.
- Ну и, в конце-то концов, найдите кого-то с DS и просто перешлите семь пустых писем чтобы иметь запас на весь открываемый контент.
В младших версиях это, слава Б-гу, исправили и письма теперь приходят только от персонажей и только в зависимости от наигранных часов. Правда, весточки прилетают разным персонажам и, вы, например, не увидите никаких активных писем, если на первом месте в команде Ингус, но, когда переключитесь на Люнета, то заметите, что Топапа прислал ему письмецо. Не так удобно, но за избавление от Wi-Fi мучений приходится платить какую-то цену.
Графика
Да что тут можно сказать? Никаких свершений и графических прорывов игра не предоставила, да и не ожидалось от неё этого. Правда, не обошлось без нововведений. Например, ушло в никуда разделение боевого экрана на две части (самые, самые старички понимают, о чём я говорю), конечно же циферки с обозначениями урона, без которых немыслима любая Final Fantasy (хотя промахи всё ещё показываются в отдельном окошке снизу). Ну и из самых мелочей плавная прокрутка меню. А так всё очень похоже на вторую часть с небольшими графическими улучшениями.
DS
Возвращение, уже в трёхмерном пространстве, происходило на небольшой карманной консоли, потому всё сделано, в основном, из спрайтов. Спрайтовые домики, спрайтовые деревья, спрайтовые декорации. Нет, 3D объекты тоже в наличии, да и выглядит всё это очень мило. Картинка насыщена цветами, магия выглядит отлично, локации разнообразные и запоминающиеся. А чего стоят милейшие чиби-персонажи! На самом деле, это вынужденная мера, так как экран DS не предназначен для отображения большой картинки, а головы персонажей были бы слишком маленькими… да и просто это некрасиво бы выглядело.
Отдельно стоит вспомнить про замечательный опенинг, который использует оба экрана на полную катушку. Да и два экрана часто-густо будут нам помогать в игре. Так, на карте мира, на верхнем экране будет отображаться схематическая карта местности, а в магазине — подсвечиваться персонажи, которым можно экипировать предмет. Да и «внутренние голоса» обычно доносят нам весточки сверху. Хотя, во время битв и простых блужданий по городу, он никак не используется. Очень жаль, было бы очень удобно смотреть подробные сведения о монстре и ходе битвы или о доступных магазинах/новой почте. Ну, не додумались, так не додумались.
Если вам нужна оценка в двух словах, то это будет: лучше Final Fantasy VII и с нормальными 3D-локациями.
Тут, ясное дело, двух экранов вы не дождётесь, но графика ушла выше. У нас всё то же 3D, но текстурки, обтягивающие спрайты, стали намного лучше. Правда, большой экран успел показать небольшие искажения в перспективе, когда камера показывает персонажа на фоне деревьев (особенно это видно, когда Рефия не хочет заходить в город из-за отца). Эффекты тоже остались из DS, но с небольшими «понтами» вроде дополнительных элементов и искорок.
Правда, без двух экранов придётся плохо, особенно тем, кто привык к DS-версии. Но, со временем, привыкаешь.
Были замечены небольшие подтормаживания, но они, со временем, проходят (совсем непонятно, игра притирается к консоли, что ли?). Неприятно, но дискомфорта не вызывает, да и кажется мне, что это моя древняя прошивка.
Музыка
NES
Тут всё замечательно, да и не может быть по-другому. Над саундтреком работал сам Нобуо Уемацу и, хочется сказать, очень хорошо постарался. Замечательная и спокойная тема карты мира, таинственная тема океана тьмы, отличные темы обычных и боссовских битв. Музыка радует нас постоянно. Кстати, композиция, которая играет в спасённых от зла городах, вернётся аж в Final Fantasy XI в виде небольшой пасхалки для ветеранов серии.
DS
Если NES не могла выдать всё то богатство мелодии, которое хотел вложить автор, из-за своих ограниченных возможностей, то у DS точно всё получилось. Саундтрек оформлен просто замечательно (правда, люди с более-менее хорошим слухом услышат, что всё это сделано на улучшенном MIDI-движке), всем мелодиям было уделено большое внимание и в каждой ноте чувствуется тот дух доброй и милой сказки про воинов света.
Android, PSP, PC
Дальше — лучше! На версиях выше NDS в мелодии вплели ещё больше инструментов, улучшили до предела. А в версии для PSP мы можем переключаться между версиями саундтрека, когда нам вздумается. Ну да ладно, лучше вам послушать собственными ушами.
Дополнительный контент
Владельцы NES, NDS, Android — извините, но тут строки для владельцев PSP-версии.
Итак, самая последняя версия игры предоставила нам галерею для просмотра разнообразных артов из игры (встречаются даже уникальные, вроде набросков персонажей для CG-опенинга), плеер, который может проигрывать мелодии, услышанные в игре (как в новой аранжировке, так и оригинальные) и возможность ещё раз просмотреть опенинг.
Весь контент, конечно, открывается по ходу игры. Кто знает, может нас ждёт дополнительный бонус, если мы заполним всё на 100%?
В двух словах, приятное и совсем необязательное дополнение к отличной игре.
И, пожалуй, стоит отписаться здесь о небольших неприятностях с сохранениями. В силу каких-то обстоятельств игра постоянно пытается сохранить нас в новый слот, а, после сохранения, ещё и изменяет файл System Data игры. Ясное дело, это как-то многовато времени занимает, нежели сохранение на DS. Также, при первом запуске будет просто парад всяких уведомлений, навроде автосейва и ему подобных (но это только на первом запуске). Ещё, совсем непонятно, но после просмотра галереи игра снова сама по себе начинает обновлять System Data.