^

Shenmue II

Альтернативные названия Shenmue 2
シェンムー II
Разработчик Sega AM2
Официальный сайт www.shenmue.com
Платформа
Дистрибуция
Жанр
Год выхода игры 2001
Релизы      
Рейтинг 1091 место (36 SFP)



Нужна помощь?

Вы можете задать любой вопрос или попросить совета по этой игре. Это займет совсем немного времени.

Задать вопрос



Описание игры

Легендарная игра, а так же гимн и сердце приставки Dreamcast. Является достойным сиквелом своего приёмника. Игра была выпущена в момент уже на грани банкротства приставки, посему, как и первая часть, не снискала славы в более широкой массы. Однако, всякий кто держал в руке приставку, обязательно знал об этой игре.

В отличии от первой части, игра идёт в 4-х главах вместо одного и потому действие происходит в нескольких мирах и соответствующих Историях.

Сюжет

Рё по прежнему жаждет мести за смерть своего отца и потому он отправится во многие места, чтобы найти и покарать своего убийцу Лана Ди. Как и в первой части, ему придется совать нос в подпольные организации, мафии и якудзы, чтобы добывать информацию, и за это ему окажут радушный приём. Но Рё к этому уже давно готов.


2-ая глава - Рё отправляется в Гонконг, но уже тут ему постараются помешать. Эта история является комикс-вариантом и дополнением для версии Xbox.

3-я глава - Рё пребывает в Гонконг и начинает осваиваться и добывать информацию. Поиски будут долгими, а информаторы прочными на кулак Рё.

4-глава - Действие происходит в крепости Коулун. Рё должен спасти мастера боевых искусств, попутно находя новые улики в поисках своего заклятого убийцы.

5-ая глава - Действие происходит в городе Гуилинь, где Рё уже не столько разыскивает убийцу сколько раскрывает тайны и интриги по поводу таинственной семьи Шенхуа. Это последняя глава на данный момент игры.

Геймплей

Как и первая игра, Shenmue II славится неповторимой атмосферой, красотой, жизнью, графикой, красивым саундтрэком и детализацией мира.

Игра условно делится на три вида геймплея:

1) Изучения мира. Рё теперь предстоит не только расспрашивать людей, играть в мини-игры и изучать боевые искусства, но и так же находить работу. Ведь теперь он вдали от дома и сам по себе.

2) Драки в духе Beat'em Up. Рё, выучивая новые приёмы, способен смешивать стили драк, делая его всё более и более достойным соперником преступных организаций.

3) QTE. Теперь ему уделено большее внимание. QTE стало больше и в драках и в конкретных событий когда Рё кого либо преследует или с кем то дерётся.

В связи с тем, что сюжет произойдет аш в 4-х мирах-Историях, детализации уделено чуть меньшее внимание, но она по прежнему на высоте. Просто она игрока больше не тормозит, за что многие чёрствые критики ругали первую игру.

Атмосфера так же перестала быть столь драматизирующей, а более живой и процветающей, словно между частями родилась новая Жизнь.

А сама игра стала гораздо более динамичным, боевым и интригующим.

Последние шероховатости и не без того идеальной игры были удалены и Жизнь этой игры забилось более интенсивным ключом.

Итог

Первая игра показала на сколько размеренной бывает Жизнь. А вторая на сколько энергичной. Это всё тот же Мир в котором всё течет и развивается, только, в тоже время, это стало всё более заметно и активно. Это теперь не похоже на некую медитацию, созерцание и нирвану, теперь это похоже на катарсис, просветление и вдохновение.

Несмотря на разногласия фанатов, все знают и понимают, это всё тот же Мир. Мир настоящего Shenmue.







Мне сильно импонируют слова товарища Eterni, вложенные им в итог описания, ибо они как нельзя лучше описывают основное отличие второй части от первой: первая часть — созерцательная дрема; вторая — гимн молодости. Вообще, мне кажется, что так оно и правда и было задумано изначально, мол в начале саги Рё, основное действующее лицо сей истории, блуждает в потемках и видит мир таким холодным и несколько отчужденным, пускай время он и проводит в родных краях: его ведет лишь одно чувство. Во второй же части маленькими шажками начинается эволюция его личности или, скорее, начало её окончательного формирования, к чему прикладывают руку как новые знакомые, среди которых завелись хорошие (и не очень), но преданные друзья, так и проповедуемые ими истины (да и банальная смена обстановки, если уж на то пошло). Ведь недаром бытует в народе мнение, что личность одного человека — это совокупность черт людей, с которыми он так или иначе контактировал ранее в жизни. Вот и игра, пытаясь до игрока сеи перемены, что происходят в душе Рё, кардинально меняет свой темп, свою палитру, свой подход к повествованию. Перемены, как и в реальной жизни, а не в глупом кинофильме, неспешные и незаметные, и даже в конце второй части основной мотив движения вперед Рё остается неизменен. Но они есть — это трудно не заметить. 

Вот с подхода к повествованию, о котором я упомянул ранее, и стоит упомянуть в первую очередь, ибо если в первой части проработка окружающего мира была его сильнейшей стороной, а вот динамика происходящего слабейшей, то тут все наоборот — Сюжет качает!

Спойлер

Вообще, стоит отметить, что мне очень нравится как он выстроен: в первой главе (Гонк-Конге), Рё занимается по сути тем же, чем и в Японии — здесь он еще прежняя версия себя и изменения только намечаются. Во второй главе (Коулун) находит отражение вся гложущая его изнутри ненависть — игрока бросают в гущу сражений, что следуют одно за другим, не давая ему практически ни минуты покоя. В этой главе Рё, образно выражаясь, «выпускает пар» и игроки вместе с ним — самая динамичная глава. Третья же глава (Гуилин) влияет на главного героя больше всего, ибо именно здесь он находит свою землю обетованную, пускай разумом он этого еще и не понял. Его душа отдыхает в горах этой удаленной от цивилизации деревушки, а сама глава построена исключительно на размашистых, не только в рамках этой игры, диалогах между двумя молодыми людьми, бредущими по горной тропе через лес. Очень «лампово» и душевно вышло, хотя под конец и начало утомлять и отдавать некой скукой современных «стимуляторов ходьбы», аля Hellblade. И, как я уже упоминал, все окружение в этих главах словно работает на эту идею: яркий и манящий Гонг-Конг для потерянного и «слепого» Рё; угрюмый и грязный Коулун для неудержимого и боевого Рё и живописный зеленый Гуилин для умиротворенного и счастливого Рё. И при всем при этом, он остается все тем же школьником с каменным лицом, немногословным, несколько туповатым, но при всем при этом отчетливо видно, что под конец игры он стал немножко другим, более взрослым человеком. И вспоминая все сюжетные события и диалоги, понимаешь, что это произошло не внезапно: это был тернистый путь.   

Благодаря подобному построению, сюжет воспринимается целостным и отчасти даже законченным, несмотря на насмешливое (на фоне реальной истории) приписки Story goes by… в самом конце. А уж его многократно возросшая динамика и обилие боевых сцен еще и крепко держат у экранов. 

Но не только боевыми сценами, часть которых откровенно цитирует шаольинскую классику, обеспечивается динамика сего произведения: на экране всегда что-то происходит, что требует участия игрока. Теперь не приходится откладывать в сторону джойстик и ждать реальных 40 минут, пока в игре наступят заветные 8 вечера, чтобы лечь спать — о сне в этой игре вы забудете совсем, и вспоминать будете лишь по жалобам самого Рё. Во-первых, отправилась на помойку интересная, но знатно тормозящая процесс система макросоциума — магазины работают круглосуточно, ловить нужных NPC проблем не составит никаких, а если ты где-нибудь налажал, то всегда есть возможность вернуться к выполнению поставленной задачи: прохожий подскажет нужную инфу или важный сюжету NPC поделиться инфой — не суть. Застопориться и не знать что делать дальше и куда идти в Shenmue II практически невозможно. Плюс, Рё стал самостоятельным мальчиком и теперь сам предлагает, автоматически, отправиться в нужную и по сюжету точку (после сюжетного диалога, как правило) и даже отстоять до положенного по сюжету времени встречи не 20-25 минут, а каких-то 5-6 секунд. Ура! Во-вторых, просто дичайшее обилие необязательных сюжетных сценок: фотографироваться с Рё, у девушек мира Shenmue, имеющих на него свои виды, любимое занятие, судя по всему. Также, можно помочь повесить хозяину магазину вывеску (и сделать это все-равно криво), поиграть в раздражающие уличные игры, побороться на руках, поучаствовать в уличных боях, получать по ушам от японской школьницы, сходить с ней на потом на свидание и открыть для себя мир подпольных утиных гонок, а затем, внезапно, обнаружить, что во время дождя одна из уток заменяется пингвином (!) или просто сходить поработать грузчиком на полставки, ибо деньги в этой игре нужны (а можно и не работать, а срывать барыши на подпольных азартных играх или тех же кулачных боях). Словом, одна из моих жалоб к недостатку доп. контента в первой Shenmue была удовлетворена — это не уровень Yakuza, но и игра ставит временные рамки совсем другие и в ее пределах занятий тут достаточно. Исследовать окружающий мир стало интересно не только с позиции наблюдателя, но и её частичного участника. 

Впрочем, тем кому по нраву было бежать по сюжету и гораздо большее удовольствие они получали от созерцания «эволюции» характеров NPC и их отношений друг с другом, здесь может ждать горькое разочарование. В первой части, на растерзание отдавался небольшой район, состоящий из трех улиц, и населяющий его люди. В Shenmue II же нас ждет уже два города, только в первом из которых районов около 20 (если не ошибаюсь), а снующих по улицам людей гораздо-гораздо больше. Естественно, прописать каждому хозяину магазину свой характер и индивидуальность было просто физическим невозможно, а потому своим распорядком дня и характерами оказались наделены лишь сюжетные NPC и NPC, что хоть как-то могут пересечься с ГГ: та самая школьница-каратистка Узуми, например, подрабатывающая днем в магазине или гадалка, чьей основной ролью является отваживание Рё от всех знакомых ему девушек, ибо они принесут ему несчастье (впрочем, ни одно из её предсказаний и ложным назвать нельзя). Словом, ставка на сей раз была сделана не на количество, а на качество и интересность, что мне тоже дико импонирует. А уж дополнительная романтическая линия с прислужницей храма вообще заслуживает аплодисментов, как впрочем и тот факт, что разрушить её легче легкого: достаточно выбирать те ответы, что девочке не понравятся. А не понравится ей, как девушке, может почти что угодно: в разговорах с ней как на минном поле сидишь. Но награда того стоит. Словом, одни разговоры с ней уже окупили для меня проработку всех жителей Гонг Конга. А еще в Китае самые отзывчивый люд, готовый не просто указать тебе направление, но и лично довести до нужной тебе по сюжету точке назначения, если автоматически туда Рё сам прыгать не хочет. Правда, эти же люди могут тебе порой и нахамить и послать по неверному адресу, но это лишь еще одна прикольная фича. Должен сказать, мне очень понравилось чувство, что ты испытываешь первый раз попадая в Гонг-Конг: ты иностранец в чужой стране, в чужом городе, который тебе не знаком. Он больше, шире и другой…но в то же самое время и что-то знакомое в нем есть.

Но, тем не не менее, игру в избранное не добавлю и более того — злила она меня куда чаще чем первая часть. Если все что связано с повествованием и работой над ошибками первой части здесь вэри гуд, то зачем было городить ворох новых я не пойму. Тут речь, конечно, идет о беспощадных к игроку QTE, часть которых сурова настолько, что заставит вас перепроходить непростой сюжетный бой с самого начала, если вы нажмете хоть раз не ту кнопку в их цепочке из 3-4 штук. Да и их количество превышает просто все разумные пределы, в паре моментов. Не понравилось, что игра бывает порой откровенно к игроку недружелюбна, а порой держит его за полного идиота — проходившие игру, могут вспомнить стэлс на одном из этаже вражеской крепости и момент с мигающими лампочками оттуда. Я был в шоке. Не понравился жесткий тайминг с которым тут сделано практически все, и что к тем же QTE все-таки добавили «отдолби кнопку 100 раз». Но это мои заморочки. Но именно эти заморочки, заставлявшие моего внутреннего перфекциониста перепроходить один и тот же уже ненавистный момент 150 раз (речь, в основном, про мини-игры) доводили меня до белого каления, что игру я начинал откровенно недолюбливать. Но потом наступал черед сюжета, и я начинал наслаждаться историей вновь.  

Порой возникает чувство, что сюжет все же искусно растягивали, особенно в Коулуне. Но об этом в обсуждении и под спойлерами, если таково состоится. 

Итог: даже если бы Shenmue III и не анонссировали, то я мог бы считать историю лично Рё Хазуки в одной сюжетной линии абсолютно завершенной. А так сидим и ждем еще целый год. Я правда надеюсь, что Судзуки будет учитывать современные тенденции и сделает игровые механики Shenmue несколько более удобными, да и про интересных NPC не забудет — они сокровище.   

Начать за вас в блог это пихать что ли? 

Редактуру провести придется, все же.

Поздравляю с прохождением :) Ты всегда оставляешь такие подробные отзывы и некоторые моменты сложнее осветить точнее, чем осветил ты.

Перемены, как и в реальной жизни, а не в глупом кинофильме, неспешные и незаметные, и даже в конце второй части основной мотив движения вперед Рё остается неизменен

Спойлер

Мне давно уже кажется, что все те философии, которым пытались учить мастера, история о брате Ксюинг и многократно повторяющаяся тема важности дружбы намекают, что Рё может отказаться от мести, но что-то пойдёт не так, что всё равно потребует какого-то вмешательства. Так, теория на будущее. И очевидно, но что пока не произошло, больше всего на него повлияет Шенхуа.

Теперь не приходится откладывать в сторону джойстик и ждать реальных 40 минут

Охлол, во время третьего перепрохождения уже на современной консоли, был удивлён тем, что после отказа автоматически скипнуть день, нельзя попробовать вызвать запрос снова…

открыть для себя мир подпольных утиных гонок

Получил золотую медаль ? )

гадалка, чьей основной ролью является отваживание Рё от всех знакомых ему девушек, ибо они принесут ему несчастье

На что не пойдёшь ради любви :DD до сих пор оч забавно вспоминать её предостережения о «девушке с красными волосами» и её «как хорошо, что у меня не красные волосы»

о беспощадных к игроку QTE, часть которых сурова настолько, что заставит вас перепроходить непростой сюжетный бой с самого начала

Есть такое, хотя если qte происходит посреди боя, в нём намного больше окно для реагирования. Да и в битве с Байху фейл прощается, весь бой вроде же переигрывать не нужно. В то же время есть мнения, что в ремастерах qte усложили по скорости. Настоящим издевательством в детстве казалась финальная схватка, когда провал в т.н. super qte означал весь бой заново. Теперь издевательством кажется весь файт с Изуми, лол, из-за её «Sakura Festival» =/

QTE все-таки добавили «отдолби кнопку 100 раз»

Где это помимо армреслинга?

Насчёт растягивания сюжета в Ковлуне, хз.

Спойлер

Так как сюжет этой главы раскрывается в основном в действиях и нужен, чтобы показать прогресс отношений Рё и Рена, сложно представить, было бы лучшим решением её сократить

Такое было свойственно первой части из-за дефицита контента.

Так как Ю открыто признавал, что в игры не играет и не особо на них не смотрит, у меня есть сомнения относительно его понимания современных тенденций.
Сидим, ждём и надеемся, ибо story goes on…

Мсье, я таки покраснел. Приятно-приятно. 

Мне давно уже кажется

У меня закралась в голову точно такая же мысля, да оно и логично. Но случится это явно не в третьей части, ибо Рё еще не готов. Интересно мне еще другое, исключительно с логической точки зрения

Спойлер

Поведение Лан Ди в Коулуне в сцене финальной разборки. Что, помимо элементарной брезгливости, мешало ему спуститься и забрать и старика, и с блохами разобраться? Выпендриваться перед младшим Хазуки в начале первой игры ему религия позволяла, а тут улетел просто с видом победителя. Разве что дело было лишь в завершающем приеме Рё и том факте, что про второе зеркало и его нынешнего хозяина он еще не прослышал, судя по всему.

Получил золотую медаль ?

Нихт, сложным показалось. Полтора или два вечера на это точно убил, а затем с вопросом: «На что я трачу свою жизнь?», забил на это необязательное занятие. Золотая медаль и не выигранный в Lucky Hit второй свиток висят на мне черным пятнышком. 

На что не пойдёшь ради любви :DD до сих пор оч забавно вспоминать её предостережения о «девушке с красными волосами» и её «как хорошо, что у меня не красные волосы»

Это предостережение я тоже запомнил, но мне больше понравился заданный издалека вопрос: «Как вы относитесь к девушкам в синих китайских платьях? Вот на мне синее китайское платье». 

Настоящим издевательством в детстве казалась финальная схватка, когда провал в т.н. super qte означал весь бой заново. Теперь издевательством кажется весь файт с Изуми, лол, из-за её «Sakura Festival» =/

Да, вот Изуми у меня тоже на этом поле конкретно и отожгла. Только с 4-5-ой попытки у меня начало получаться предотвращать её смертельный удар, а до этого игра упрямо отказывалась признавать что я правильные кнопки нажимал. Все этот тайминг, мать его. Забавно, что не встретил в игре больше противника, что использовал бы столь подлую тактику — это делает Изуми одним из, если не самым, опасным противником в игре. Финальный твист с Доном тоже запомнился, но там все было быстро: противник — груша для битья по которой сложно не попасть, также легко увернуться, а финальные QTE — имитация уворотов. Погорел единожды. С Байху вот вообще проблем не было: там словно тайминг замедлили на фоне всех остальных сражений. Везде успел, нигде не ошибся. Или хорошенько натренировался предварительно, скорее. 

Где это помимо армреслинга?

Да, только в нем, но это очень яркое воспоминание. У меня было такое чувство, словно я в реальном арм-реслинге гору мяса поборол и возможно, я бы так и сделал, если бы в них давали возможность ставить соревнование на паузу и делать передышку на 5-10 минут и продолжать с той же позиции где и закончили. 

Насчёт растягивания сюжета в Ковлуне, хз.

Ну, например, момент с вербовкой и обязательной победой в трех уличных поединках. И ни к сюжету никак не относится, да и повторяется считай дважды. Не достаточно ли было бы одной победы на любом из уличных поединков? 

Такое было свойственно первой части из-за дефицита контента.

О да. Смотря на вторую, уже и не понимаешь, а что в первой части-то было такого, чтоб её можно было назвать полноценной частью. А потом вспоминаешь про телефонные звонки, тренировки под дождем на парковке и уличные разговоры. 

Так как Ю открыто признавал, что в игры не играет и не особо на них не смотрит, у меня есть сомнения относительно его понимания современных тенденций.

Ну, я знаю точно какая подработка будет у Рё и в третьей части. Это же классика! 

Стокер,

Поведение Лан Ди

Я ставлю на то, что мол «ещё не пришло время». В первой части Лан Ди узнаёт о местонахождении второго Зеркала в апреле. В сиквеле бэд эндинг немного интереснее и он наступает летом: Лан Ди приходит, когда камень Зеркала тускнеет, приходит к Шенхуа и говорит, что ему нужна «её сила» . Исходя из таймлайна, Лан Ди к моменту на крыше мог знать, что Зеркало у Рё, но что-то поменялось, что заставляет его теперь ждать. И потом заманивает в Гуйлинь. Или я всё усложняю и тут главным было показать красивый уход Лан Ди со сцены )) и всё было бы иначе, если бы Рё крикнул: «А ты случайно не это ищешь?» ;)

Ой, по поводу второго свитка… Первый выбил без проблем, а на второй больше 5 часов попыток, и всё без толку. Ради одного приёма рандом слишком беспощаден, тоже до сих пор висит мёртвым грузом.

Утиные гонки на самом деле изи, нужно следовать только трём правилам: 1. НИКОГДА, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ, ДАЖЕ СЛУЧАЙНО нельзя сталкиваться с другими утками! Это сильно тормозит. 2. До середины трассы перед лестницей выносливость нужно держать в жёлтой зоне, чтобы утка с неё взлетела (нажав «крестик» /"А"). 3. Остаток трассы мчаться на всех парах! Если угодно и не запрещается, вот недавно шейрил: https://youtu.be/0K5FHrtqgrA

Короче, простые японские школьницы жгут )

У меня было такое чувство, словно я в реальном арм-реслинге гору мяса поборол

Ахахаха, да, руки ппц устают ))

Так, насчёт Ковлуна. Ну, видишь ли, город этот объёмен не вширь, а в высоту, и многие здания кроме ключевых этажей пустые. Таким образом, немного заполнили контент внутри высоток и заставили по ним побегать. Согласен, не обязательно было так делать. В любом случае, это одни из самых интересных битв в игре. Кроме разве что Роба.. Или Рода..?, который ничем не примечателен.

Ну, я знаю точно какая подработка будет у Рё и в третьей части

Точняк :DD

 Похоже, что кто-то из руководства дал хорошего пинка ленивожопым разрабам потому, что вторая часть по сравнению с первой это «как небо и земля». Игру всячески ускорили — Рё стал бегать быстрее, драться быстрее, а все магазины теперь просто работают с утра до вечера, да и сам Гонконг намного красочней и интереснее исследовать, чем Японию. И главное сюжет теперь очень насыщенный, появилось множество различных ярких персонажей, а в один день происходит сразу несколько событий, а если же между событиями есть большой временной промежуток, то игра предложит сразу скипнуть его. Приёмам Рё теперь обучают не какие-то портовые бомжи, а настоящие мастера боевых искусств. В общем в игру теперь действительно приятно и интересно играть. Из недостатков только что перегруженность в некоторых местах  однообразными QTE и система лифтов.

Кому и зачем, пришла в голову мысль портировать игру на ни кому не нужный XBOX? В результате до смешного мизерные продажи, несомненно хитовой игры.

эта игра — олицетворение мощи SEGA

Да, мощи, провала, гибели Дримкаста. Целая эпоха.

Какой ты все таки циничный. Игра же и правда была чертовски необычна, а для своего времени я подобных так вообще не видел никогда. 

Поэтому больше никогда и не увидишь. С тех времен люди научились лучше оценивать свои возможности, чтобы не вбухивать миллионы в провальные вещи. Хотя окупиться она смогла бы только, если продалась бы, как современные Колофдьюти. Говорят, некоторые даже ждут третью часть или ремейки первых. Наивные, Сега их в жизни никогда с полки не достанет.

Гм…я даже не помню закончилась ли она сюжетно. Да Якудза их это уже совсем не то. Ну что поделаешь: амбиции одного человека построить игру своей мечты весьма пагубны. Хорошо, что у него это хоть удалось. Я уж давно потерял надежду. 

@Стокер писал:

м…я даже не помню закончилась ли она сюжетно.

 нет. и многие ценители до сих пор где-то в глубине души надеются на выход 3-ей части.

@BlindHawkEye писал:

 нет. и многие ценители до сих пор где-то в глубине души надеются на выход 3-ей части.

Которая, если слухи окажутся правдой, будет эксклюзивом для ПС4 Х)

dameon

Говорят, некоторые даже ждут третью часть или ремейки первых. Наивные, Сега их в жизни никогда с полки не достанет.

Кто бы мог подумать ¯\_(ツ)_/¯ xD

даже сейчас она смотрится очень неплохо, а по возможностям превосходит нынешние экземпляры :)

уроды, делайте 3 часть Т_Т

@Jing писал:

уроды, делайте 3 часть Т_Т

Вряд ли Сега, как и с консолями, встанет на одни и тежи грабли дважды.

@Odin писал:

@Jing писал:

уроды, делайте 3 часть Т_Т

Вряд ли Сега, как и с консолями, встанет на одни и тежи грабли дважды.

 возможно, но они не перестают при каждом удобном случае говорить: дайте денег на игру :)

Сега просто не будет тратить большие денег в третий раз на игру, которая возможна, не окупится. Они же не идиоты. Да и третья часть без Ю Судзуки уже не то.

В руководство SEGA пришли люди из бизнеса, их девиз максимальная прибыль при минимальных затратах. Ждать от таких людей каких либо откровений, бессмысленно. Поэтому сега закрывает европейский филиал, поэтому почти нет новых игр, одни переиздания и именно поэтому третью шенму, ждать не имеет смысла.

Насколько я поняла из интервью создателей игры, они затянули вопрос с тем, на какую платформу выпускаться, тк на несколько не было средств. И получилось, что пока они решали поезд ушел.. Но на ютубке где-то был вкусный трейлер, правда не помню на какую пл)) Обидно конечно, но они говорят, что всё из-за отсутствия финансирования.. Им бы перевыпустить игру на… на Виту например. Я б купила не задумываясь!

хм…такая игра и не одного комментария! на момент выхода лучьшая в мире графика, живой мир, интересный сюжет, куча миниигр и боевая система от создателя виртуа файтер. на долго могли затенуть в виртуальную вселенную.