^

Отзыв к игре Shenmue

Стокер 9 октября 2018, 09:32

Достоинство игры в том, что она, на примере небольшого района одного уездного портового городка, создаёт небольшой социум, причем как на микроуровне (резиденция Хазуки и семья Ре) так и макро (жители города, живущие по своему распорядку дня). Проще говоря, перед нами действительно иллюстрация живого мира, в котором основное действующее лицо игры является не его центром (не считая пару интересных исключений, о которых в самом конце), а лишь одним из муравьев, живущих и что-то там делающих в этом муравейнике под названием «жизнь». Это и сегодня-то интересно и мало где встречалось (разве что в Deadly Premonition), а уж для 1999 года это был прорыв. Как созерцательная (ок-ок, «медитативная») игра очень хороша. Основной недостаток кроется в том, что игрока-то в этот мир поселили, а интересных занятий для него не придумали. Походы в бары не закончатся ничем (ГГ ничего не нальют, ибо он малолетка); покупать еду в магазинах смысла, кроме как вытащить золотой билет и получить уникальную игрушку, смысла нет (ибо герою есть не нужно, а кошка из доп.миссии на ноги встаёт быстро); автоматов в зале аркады не то чтобы много, а прохожие, несмотря на все свои уникальные и озвученные реплики, разговаривают с героем исключительно по его нынешней цели сюжетного задания. Вот и получается, что иллюстрацию жизни разработчики создали вроде бы правдивую, а красками ее наполнить забыли/не хотели, в результате чего и играется несколько тоскливо. Ре, главному герою, отводится роль скорее не обывателя этого мира, а мимолётного гостя-наблюдателя. Походил, посмотрел — иди дальше. Своими действиями ты не исправишь ничего что не было бы прописано условиями сюжетной линии или дополнительного задания.

Следовательно, хоть вокруг героя и не вращается окружающий мир, но двигателем сюжета является все-равно именно он, ибо от долгого бездействия (до 15 апреля, точнее) можно прийти к плохой концовке (очень сложная задача, как по мне). Вот и получается, что Shenmue, несмотря на сложившийся вокруг нее миф об «игре-жизни» игра все же очень-очень сюжетно ориентированная, ибо помимо выполнения сюжетных заданий заняться тут и нечем. Те же дополнительные миссии (весьма редкие) и случайные сценки (коих не очень много) воспринимаются лишь как способ занять свое время между теми самыми сюжетными заданиями, которые часто строятся по схеме: "Нужный тебе чувак будет завтра в полдень. Приходи. Ты приходишь, смотришь сценку длинной в минуту и, если повезёт, тебе дают зацепку, и ты можешь двигаться дальше к другому чуваку в другом месте в тот же день. Если не повезёт, то придется ждать следующего дня и идти в указанную точку, изнывая все это время от скуки. Самым полезным занятием может стать «тренировка», которая тут такая же медитативная, как и многое в этой игре: вы буквально, как в тренировочном режиме файтинга, повторяете известные Ре приемы, нажимая нужные комбинации кнопок и чем больше прием повторяете, тем сильнее в настоящем бою он бить будет. Звучит (да и играется тоже) не очень интересно и ощущение это сравнимо скорее с настоящей тренировкой: время проходит быстро, ты часто повторяет одно и то же и после этого у тебя болят определенные суставы. Опять же Реализм (именно с большой буквы) на базе которого в этой игре пытались выстроить многое. Но начать в этом вопросе стоило бы явно с управления и анимации движений героя, который своей грацией напоминает деревянного андроида: такой же медлительный, в поворотах роботизированный и им, на первых порах, также тяжело войти в открытую дверь. На полном серьезе, первый игровой день я вообще не покидал дом Ре, буквально учась ходить и привыкая к здешнему управлению. Отчасти это ещё, правда, было связано с упомянутым мной микросоциумом, ибо поместье Хазуки — одна из самых интересных локаций в игре, в каждой из комнат которой (даже ящике) лежит что-то интересное, что может поведать без слов историю семьи главного героя. Больше настолько интерактивных локаций в игре не встречал: в другие жилища героя не пускают, а сюжетные обители не содержат и десятой доли возможностей, что даёт поместье Хазуки.

Но вернёмся к управлению и анимации движений: они дубовые. Что-то на уровне ранних (до Nemesis) частей серии Resident Evil, только ещё медленнее. Это же касается и боёв, которые напоминают, опять же замедленный, Virtua Fighter, который и так динамикой и красочностью похвастаться не мог. Бои здесь делают, типа как, упор на техничность и применяя особо заковыристые комбинации трех-четырех кнопок, противника можно отправить в нокаут одной серией. Но это в теории. На практике же, противники быстрее вас раза в полтора и их больше (атакуют группами по 3-4 человека, если их больше, то оставшиеся смирно ждут в сторонке своей очереди) и весьма больно могут бить. И вот ты пытаешься применить тот новый удар, который так хорошо выходил в додзё, но фиг там: надо просто быть настоящим монахом Шао Линя, чтоб не потерять самообладание в здешних схватках и сделать все красиво, не натыкаясь на здешние блоки. Так что проще просто выбрать не особо сложную комбинацию и делать ставку на захваты. Учитывая, что дерётся ГГ на больших пространствах и здоровье тут имеет свойство восстанавливаться, то, бегая кругами вокруг особо «толстых» врагов можно без проблем одерживать над ними верх. Единственный сложный бой в игре — схватка со здешним горлумом в зале игровых автоматов, в котором нет почти никакого пространства для маневров, в результате чего приходится учиться уворачиваться, что тут сделано тоже криво. Авторы, видимо, осознавали сложность сего боя, а потому и сделали победу в нем необязательной, а за победу над ним не дадут даже трофея. Повторять, это единственный сложный бой — даже финальный очень простой.

Второй тип сражений — это QTE. Я не люблю QTE, этот рак индустрии современных видеоигр, но тут они довольно щадящие. Сценка с проигранным QTE начнет переигрывать счета сразу, а в особо длинной цепочке QTE (погони) разрешается допустить 2-3 ошибки до поражения. + тут нет ситуаций «Отдолби кнопку Х 50 раз и получишь результат». Так что годится. Сюжет в игре достаточно интересный, разве что в погоне за совмещением детективной истории из кино и симулятором жизни школьника-каратиста, команда не смогла достичь баланса, в результате чего многое разбивается об рутинную бытовуху: садясь играть в Shenmue, ты не погружаешься в историю, а как будто идёшь на вторую работу. В конце игры — буквально.

Итог: перед нами прекрасный эксперимент, но как игра — это красивая картина, на которую можно минут 10 посмотреть и даже потрогать, но с которой совершенно не хочется проводить 13-15 часов жизни. И все же, начав вторую часть, мне было горестно узнать, что приключения Ре на теплоходе пошли под нож. Девочка в начале ссылается на какие-то там события о которых мне и неизвестно. Чувствую себя несколько обманутым — словно серию в диск с сериалом не записали.

P.S. В паре моментов, игра все же делает героя «центром вселенной». Например, в начале игры я полтора игровых часа не мог выйти из комнаты отца ГГ поскольку его «опекунша» зажала меня в углу, проводя свои молитвы. Я просто стоял на месте. А вот в конце игры, когда Ре работал грузчиком, все погрузчики что врезались в мой и не давали мне проехать исчезали прямо на глазах. Чудеса!

← вернуться к отзывам

Ответы

> приходится учиться уворачиваться, что тут сделано тоже криво

Кнопка блока перед ударом противника, и всё. Ни один удар или захват не пройдёт. Если почти сразу после успешного блока нажать любую кнопку атаки, Рё автоматически (иногда красиво) контратакует: на видео https://youtu.be/YMQCA7_j8nM пример с 30 секунды. + приём Shadow Step — имба (то же самое видео с 2:55). Так же как и контратакующий приём, которому учит мастер Чен в конце. Просто нужно соблюдать жёсткий тайминг, предчувствовать удар противника: постоянное нажатие клавиши блока только вредит.

> разговаривают с героем исключительно по его нынешней цели сюжетного задания

У ряда персонажей по ходу следования сюжета происходят перемены в жизни, которые могут быть отражены в диалогах. Например, о взаимотношениях Курита-сан с женщиной из цветочной лавки напротив остановки. О планах на будущее Норико. О том, как себя чувствует Нозоми нам всегда рассказывает Эрика. После каждого рабочего дня можно узнать историю каждого из коллег. Так, один из них (в зелёной кофте) успевает отрабатывать как недельную смену в магазине Томато, так и погрузчик гонять, лол. И сюжетно он действительно работает на двух работах. Постоянные звонки Нозоми вообще приводят тому, что Рё почти признаётся ей в любви. Другое дело, что эти мелочи ни на что влияют, но конкретно этих персонажей можно начать воспринимать как живых. Во второй части чтобы добиться похожего эффекта, нужно чуть ли не гайдам следовать: это и диалоги и экстра-сцены с Джой, Фангмей, Изуми и Б-г ещё знает с кем, которые легко пропустить.

> мне было горестно узнать, что приключения Ре на теплоходе пошли под нож. Девочка в начале ссылается на какие-то там события о которых мне и неизвестно

Во второй части делай ивент-фото персонажей, откроется небольшая манга с содержанием событий на теплоходе: по мне так, хорошо что этот эпизод вырезали :)

Со всем остальным трудно не согласиться.

Блок нужно использовать по сути лишь в схватке с Чаемом и то он работает не всегда, вследствие, как верно замечено, жёсткого тайминга. Остальные противники валятся практически на подходе и не стоят таких усилий. Если излишне не выпендриваться, сложностей и не возникнет. С Shadow Step у меня лично вообще история забавная: за пределами тренинга он у меня не работал, ибо Ре так и норовил произвести захват, а не сделать быстрый уворот. Прием мастера Чена полезен, но уже скорее во 2 части, поскольку изучается буквально перед титрами и тестить его приходится на весьма опасном противнике.

По поводу второго: да, я и не спорю, что муравейник этот живой. Другое дело, что Ре участия в этих событиях активного принять не может, что и сводит его роль к роли наблюдателя. Сюжетно оправдано: у него правда появилось много дел, и он там чуть ли не медленным суицидом занимается. Но, с другой стороны, если у него есть время наблюдать за другими, почему бы не принять в их жизни чуть более активное участие? Помочь с ремонтом мотоцикла друга и сделать на нем пробные заезды? Помочь в магазине цветов Нозоми? Помочь коллеге по работе деньгами? Мне не хватило именно свободы действий в мире, который к этому располагает, казалось бы.

Мангу почитаю в инете, если найду. Мне что-то совсем невтерпёж.

Стокер, > норовил произвести захват, а не сделать быстрый уворот Потому что уворот — это контратака, после которой можно сразу ударить по шее, поэтому он срабатывает только в момент атаки противника. Хз, мне в битве против 70 без блока было туго )) И конечно, что для понимания этого тайминга нужна практика. А приём Чена в сиквеле выручал с усложнёнными противниками. Банально, например, чтобы воссстановить себе часть хп, пока враг безуспешно пробует тебя ударить :D

Да потому что Рё — дуб и не будь он таким серьёзным и одержимым местью, стал бы ОЯШЕМ в типичном гаремнике. А если серьёзно, даже его роль как наблюдателя муравейника стоило бюджету многого )

Ну, по поводу Shadow Step, может быть. Прием изучается в тот момент, когда с Фуку тренироваться уже не особо выходит, я его и не пытался отточить. А в битве с Mad Angels, у тебя был очень хороший союзник, который, правда, у меня куда-то исчез, когда дошла очередь до генералов.

Он и так почти типичный ОЯШ, но пока без гаремника. Героев этих историй пишут почти всех как на подбор. Тот же Кирию, как логичное дальнейшее развитие сего образа. В них влюбляются, но по жизни они идут одиноко. Но Ре это хотя бы понимает.

Гуизжанг — жук, ливает ближе к концу )

> Без гаремника

Это в первой части. А дальше есть Джой, Фангмей, Ксюинг и Шенхуа. В Якудзу не играл, но про «в них влюбляются, но по жизни они идут одиноко» в точку. И всё же, со всеми неприятностями он справлялся до сих пор, потому что не был один

Сенпай, я всё понимаю, но почему текст не в статьях?

Retissi, значит это был не баг, а фича. Блин, ну китайцам, ну никак нельзя доверять. Да, я уже начал вторую и вижу к чему дело клонится, потому и написал в предыдущем посте «пока». Yakuza и Shenmue в идеале было бы объединить, ибо у Shenmue есть живой мир, в котором нечем заняться, а в Yakuza есть декорация театра, в которой куча интересных занятий. Серьезно, в Yakuza я мог стоять на 2 сюжетной главе (из 12-16) и провести в ней часов 40-50, вообще не двигаясь по сюжету, ведь всегда находились занятия поинтересней: вот я захотел стать королем диско; а вот я помогаю девочке со спичками поднакопить деньжат на новогодний подарок для любимого; а вот я уже пытаюсь купить порно журнал и сделать это так, чтоб никто не видел или там подцепить красотку по телефону, натыкаясь все время на уродин-насильниц. В следующие 10 часов я познаю тонкости управления кабаре-клубом: общаюсь с персоналом, подбираю персональный иммидж для каждой своей хостес и т.д. Господи, да как же оттуда вырваться?! А вот Shenmue не дарит подобного чувства, но берет другим. Ее подход для более уравновешенных стариков нежели прытких юнцов. Но немного подобной задорности, в рамках сеттинга, ей не помешало бы. Но да-да, вопрос бюджета.

Channard вогнал меня в краску. Ну тут причины три: у меня нет моих скриншотов, я писал с телефона и это мнение и об игре и о ней и так было сказано много до и в никакой рекламе она не нуждается. Она и так легенда.

Говоря о задорности, а ты играешь же без гайдов? Просто в сиквеле в здании Pine Game Arcade (Golden Qr.) есть очень забавный и в то же время сложный файт, прохождение которого даёт ещё один ивент. Очень бы тебе посоветовал в их поучаствовать)

Конкретно в Shenmue хотелось бы с. Первую часть я проходил подглядывая лишь на Stratege, но там за парой исключений все трофеи сюжетные. После прохождения узнал, что пропустил намеки на романтическую линию, точнее сцену в парке. И ещё пару дружеских заставок. Но норм гайдов я не находил: все довольно поверхностные. А во второй мне бы подобный не помешал, ибо от описанного постами выше немного голова кругом идёт.

Отправил в лс.

Кто там спрашивал, что за события на корабле. Вот залил комикс. В свое время рипал его из XBOX версии http://fayloobmennik.cloud/7323466

А про сценки скрытые в первой части, я проходил без гайлов, не знал вообще про них. Только после седьмого прохождения я их все открыл. Да, вот такой я фанат игры, семь раз прошел игру.

Для тех кому неудобно бегать в игре — управляйте персонажем не аналогом, а крестовиной, ибо это канон, на дримкасте он именно ей управлялся, ей реально легче

Меня немного напрягает это «кто там» и «тех кому» в ветке моего комментария, который отражает мое мнение, мои вопросы, мои трудности и жалобы. За других говорить не могу. 

Но за комикс спасибо. Почитаю в свободное время. Крестовину юзал в боях, поскольку аналогом приемы выполнять можно, но неудобно. 

Семь раз? Вау! Это было на момент релиза игры или много позже?

Абсолютно точное определение и описание игры и игрового процесса (я о первом посте), — только меня намного не хватило. Набегав пару часов, побив несколько группировок негодяев, я понял, что я устал в это играть, — а играл ли я вообще. Сколько попыток было вернуться, но всё тщетно. Вторая часть начиналась бодрее и интересней, но моя реакция не для здешние qte, а переигрывать лень. Так и забылись обе игры, за пределы первых дисков которых не ушел

Набегав пару часов, побив несколько группировок негодяев, я понял, что я устал в это играть, — а играл ли я вообще.

В корне неверный подход к игре уже на старте. За пару часов игрок только родное додзё покидает, вдоволь обследовав каждый угол и каждый шкафчик в нём. :)

..и пропускает ачивку по поводу помощи бабушке найти нужный ей дом xD по крайней мере, много лет назад, когда за это достижение не давалось, у меня этой сцены не было: грешу на то, что покинул резиденцию на следующий игровой день :DD

В корне неверный подход к игре уже на старте. За пару часов игрок только родное додзё покидает, вдоволь обследовав каждый угол и каждый шкафчик в нём. :)

Я так Chrono Trigger в прошлом году не перепрошёл. По три раза прокликивая каждый пиксель, осознавая масштабы дальнейших исследований, боясь пропустить хоть что-нибудь и пройти игру неидеально, я в ужасе дропнул её так и не выйдя из дома Хроно. :[

Хороший стёб. :) Но масштабы прокликивания вещей в Шенме находятся за всеми разумными и неразумными рамками осмысленности. Я бы охренел от счастья, появись какой-нибудь ремейк Триггера с прокликиваемостью как у Шенмы, и тоже бы безбожно повис на начальной локации.

Я бы охренел от счастья, появись какой-нибудь ремейк Триггера с прокликиваемостью как у Шенмы

Hmmm… 20180626202614_0f0e0ddd.png

Возможно, в играх просто стоит ввести исследование домов от первого лица, аля SH The Room. 

GenMin, спасибо за отзыв.

Стокер, я не пытался никого оскорбить этими «кому там, кто там», я вчера был в гавно пьяным и не мог ники причитать, даже текст с трудом читал))) Проходил не в момент выхода, а в 2009 году на отвратительном эмуляторе nullDC, с мигающими текстурами и хрипящим звуком, но это не оттолкнуло меня от этого божества)) да, кому то мир покажется скучным, и отчасти соглашусь, но игра превосходная, мне нравилось просто бродить и общаться. А посещение антикварной давки это что то. Плюс когда ты получаешь зеркало, ходишь к ключевым персонажам и они рассказывают тебе интересные факты про него. Да куча моментов от которых мурашки были

Мм, я таких нашел только двух и особо ключевыми их не назовешь. Ещё понравилась фишка с переводом свитков с китайского языка.

Когда зеркало находишь, не надо сразу рвать когти к Члену. Можно походить к людям, к продавцу антиквара, к переводчице женщине и другим персам и получить от них инфу о нем. Ещё две встречи с Нозоми (Рио бесчувственный мудак), сцена встречи с друзьями в поместье и прочее

Продавец антиквара и переводчица и были теми двумя. За это давался трофей, так что эти сцены я видел точно.

Отец хозяина парикмахерской (вроде бы Лиу его зовут) в парке Добуиты дополняет информацию о Зеркале, запись заносится в блокнот: о роли дракона и феникса в китайской мифологии. Могу ошибаться, вроде бы Ямагаши-сан из Сакурагаоки тоже даёт свой комментарий.

Вам точно нужно написать полный и удобный гайд по обеим Shenmue: меня пугают ваши (Вы — ты и Сталкер) энциклопедические познания по ней. Камнем преткновения может стать разве что необходимость для полноты материала не заканчивать игру до Bad Ending-а: мало ли, что интересного может произойти.

Да, и они тоже. Я ж говорю, подходить надо к более менее ключевым, а не к ноунеймам )))

Там нет ноунеймов же, кроме пары-тройки динамо на улице. Те же школьные панки и те хобби имеют.

Школьные панки? Это те гопники в черных костюмах? В паре скрытых ивентов им можно навлвять. Первый раз когда Рио защищает Нозоми от них, второй раз когда ты просто их в переулке встречаешь сидячими на кортах. И еще есть потасовка с алкашом который ночью с бутялём ходит))))

не надо сразу рвать когти к Члену

К Члену…. По Фрейду мля….

Хотел написать к Чену, но умный Т9 тут же поменял слово а я и не заметил, а щас редактирование поста недоступно уже…

Я это все знаю. По Фрейду, да.T9 могет.