О... Xenogears
Итак, я всё продолжаю бегать за давно ушедшим поездом.
Есть ли смысл не так уж и важно, главное, что нравится… Или нет?
Конечно, всё что можно и нельзя про эту игру всё сказано давно людьми, куда более умелыми и талантливыми.
Но необъективно, «неправильно», плохо структурировано, в общем, хоть как-то не закрепить свои впечатления я просто не могу, и я рад, что наш (имею ли я право так говорить) уютный Square Faction всё ещё даёт мне такую возможность.
Помимо того, что хотелось вернуться и закрыть очередной игровой гештальт (2015 год, сэйв с прохождением на ¼ запорот мной при смене железа, м-да), так ещё и просто хотелось самому ознакомиться с этой по уверениям многих, классикой, стоявшей у истоков серии Xeno.
Блин, хоть это и не основная причина, но тут ещё и мою страсть к меха эксплуатируют по полной, автор игры видать и сам по ним когда-то сходил с ума.
И чего греха таить – 115 часов были потрачены… Если и зря, то я об этом точно не жалею.
Но если и ради чего идти сегодня (безумцы) в Xenogears – так это точно не ради геймплея, увы. То ли я вконец оказуалился и отвык от старых игр, то ли ещё что, но именно играть и возвращаться из раза в раз меня поначалу приходилось себя буквально заставлять, уверяя себя что всё не зря.
Да, есть второй (он же как выяснилось далее, главный) слой геймплея с Гирами, интересная (но немного недодуманная) система Deathblow и немало чего ещё, но…
Толика желчи, но мне это необходимо.
PS1, PS1, PS1, как ты мне дорога - перед каждым заходом в меню мы подумаем, перед сменой локации, даже небольшой комнаты – тоже, мы всегда будем думать, игрок ведь никуда не торопится. Подземелья сами по себе в основном может небольшие и не очень запутанные (на удивление кстати), но игра вымотает тебе все нервы чёртовыми рэндом энкаутерами, ещё больше тратящими твоё время!
Причём то что ты прокачался как бог, ещё не даёт гарантии что ты сможешь Escape из любого боя. Эмулятор тут не сильно помогал, и да – я без шуток рад был бы почаще применять ускорение (квиксейвы и сглаживание картинки тоже были в ходу, можно судить за порчу моего игрового опыта), но он только делал ещё больше случайных стычек. Так и не раскусил я эту систему, но горел знатно.
Меню аскетичное, снимать вещи перед продажей напрягает, как и целая куча экипировки и предметов, которые не очень понятно нужны или нет, особенно всякие там с защитой против разных элементов и статусов. На самом деле нужны, но лишь в определённых местах. И идя по игре дальше меня одно немного удручило – я так возился с героями, их экипировкой и навыками, а большинство данжей и эвентов они проводят в мехах.
И в довершении всего этого – последний лабиринт. Я его блин ненавижу и без гайда вообще бы не прошёл, или ненавидел бы ещё больше. В целом я начал со второй половины игры в прохождение посматривать тут и там, чем конечно же не горжусь вообще, но что есть то есть.
Хотя если подумать, по большому счёту последний данж не особо сложный, просто мешает общее однообразие окружения, случайные битвы с врагами, при том, что ты заранее не знаешь – сможешь ли ты потом подлечить дальше Гиров или нет (это только для героев можно закупить тонну расходников), ну и эта пресловутая трёхмерность, с необходимостью часто вертеть камеру на локациях, тоже удовольствия не добавляет, как и возможность или скорее потребность порой прыгать на локациях.
Ну ладно, хотя бы до Питиосса из FFXV, всё же далеко ещё, и на том, как говорится спасибо. Как и за возможность бегать. Да и вообще радуют попытки в разнообразие хотя ба на концептуальном уровне, то аркадные мини игры всякие, то даже паззлы кое-какие.
Да, то, что я выше описал, не является какими-то критичными недостатками, а скорее особенностями, и я знаю, что во многих играх жанра тех лет или даже позднее, порой было всё куда хуже. Просто всё судится по личным ощущениям – моя последняя jrpg до и не так давно кстати, была Chrono Trigger от той же Square, и если то был без шуток отточенный до блеска бриллиант, в котором всё ну или почти всё, подогнано как надо, то видеть игру на 3 года позже, на консоли поколением старше, наступающей на старые грабли… Ладно, хватит дурацких сравнений, а то и так уже засмеют, наверное.
А в целом игру и по-настоящему сложной не назвать. Хотя опять же всё относительно, может она и не обязывает к гринду, но уж очень к нему лояльна. Однако, следует признать, что в конце я походу переборщил, особенно когда появилась возможность покупать Drive за деньги и поставить всем Гирам читерский GNRS-50… В общем после ада в обители Deus’a, сам он был размазан по стенке разочаровывающе быстро, вместе со всей своей свитой.
Но, но, но.
Сейчас будет ожидаемый визит Кэпа – всё вышеописанное меркнет перед сюжетом!
Может это не что-то самое глубокое гениальное и/или логичное, что я видел до или после в медиа вообще, но всё же он по-хорошему увлекает, а местами даже удивляет и поражает. Да, и сейчас, столько лет и сотни различных произведений спустя. И, возможно это то самое, чего как по мне не было у игры, упомянутой выше, а может оно ей не так уж было и нужно.
Я, конечно, человек далеко не самый умный, и не могу смело говорить, что полностью понял всю концепцию, и правильно разложил всё по полочкам своей голове, может нужны дополнительные пояснения.
Но почему-то мне кажется, что игра несмотря ни на что для людей постарше, и чем взрослее /образованнее становишься – тем больше и лучше ты можешь здесь всё понять. Да, так про много чего говорить можно, но Xenogears как мне кажется случай особенный. И это несмотря на кучу разных тропов, заскорузлых клише и, кхм… «Анимешности».
Темп происходящего выверен, герои с их взаимоотношениями, цепляют, отсылки и многообразие затрагиваемых тем восхищает. Помогает всему этому и подача, поправьте меня пожалуйста, но, по-моему, до объекта обсуждения ни одна из игр жанра не делала настолько большую ставку на сюжет и повествование. 10 часов катсцен в MGS4, говорите было много? Ну-ну
Порой ловишь себя на мысли – эх, вот бы ремейк на современных технологиях и с бюджетом, как бы было круто, потом трезвеешь и понимаешь, что будь осторожен с такими желаниями, а то ведь сделают ещё, хотя, та же озвучка диалогов сильно бы оживила игру, но с учётом имеющегося текста (полагаю, что спидраны по этой игре длятся чертовски немало), никаких бы 4 CD PS1 не хватило бы.
Ещё, немного смутило разнообразие подачи – есть и сцены на движке и CGI-ролики (увы, вот их время не пощадило), и аниме-вставки. Последних двух правда немного и раскиданы они странно, наверное, сильно били по и так не самому большому бюджету, что как мне кажется аукнулось на поздних этапах разработки игры.
Конечно, я про второй диск, где игра меня ошарашила (а прекрасный Duckstation вообще собрался второе прохождение похоронить, отказавшись грузить второй диск с перевод на русский, который фанатский но к сожалению местами вызывает вопросы, благо я выкрутился кое-как) переходом чуть ли не в визуальную новеллу с таймскипами, закадром и редкими вставками геймплея. Нет, я про это знал в целом, но… Если это такое художественное решение, я его не понял. Может стоило оставить только сцены на движке?
Да, я сам себя не пойму – то говорю, как меня здесь напрягает игровой процесс, то жалуюсь, когда мне оставляют только сюжет. Двойные стандарты, как они есть. Благо потом игра «исправилась», перед без шуток душевным прощанием.
Чуть позже, ознакомившись с различными статьями в сети и переведённым Perfect Works, вовсе поражаешься масштабом задумки автора, которые с одной стороны конечно разбились о суровую реальность несправедливого мира, с другой даже если это лишь осколок планировавшегося эпоса, то, как умудрились через художественное воплощение донести непростые но близкие всем идеи, до массовой аудитории, вызывает уважение, плавно переходящее в почитание.
Да и создателю вскоре выпадет ещё один шанс, которым он воспользуется от души. А затем история повторится снова, пусть и с другими вводными, но по итогу руки и тогда не будут опущены.
В завершении скажу про музыку, в отличии от… Нет, я не буду скатываться в нелепое сравнение в третий блин раз.
Короче, хоть в плейлисте есть несколько очень сильных композиций, да и в целом не скажу, что мне что-то прям сильно не понравилось (может просто слишком мало треков на внушительный хронометраж игры), но с грустью признаю, что полюбить именно за OST у меня не вышло, но оно и не страшно, если честно.
Думаю
Итоги это бессмысленного и малосодержательного сумбура подводить бессмысленно, всё и так уже сказано выше.
Добавлю лишь пару строк – если кому и советовать сегодня Xenogears, то явно не новичкам жанра. Строго людям, понимающим на что они идут, и готовым мириться/привыкать, благо оно того ещё как стоит.
И… Спасибо, Тэцуя Такахаси – если я и не возьмусь за Xenosaga, то это твоё творение обещаю помнить всегда!