Сборные модельки №1 - Танк «Тигр»
В пилотном выпуске данного блога рассмотрим сборную модельку тяжелого танка Pz.Kpfw. VI «Tiger I» Ausf Е.
Или просто "Тигр VI'. Это серийный танк выпускаемый фирмой «Хеншель» в период с августа 1942 по август 1944 гг. Всего к этому времени было выпущено 1354 единицы бронетехники.
Данная модель копирует танк для боев в Европе (западный фронт), раннего периода производства. Т.е. примерно до 1943 года. Это можно понять по дымовым гранатометам NbK39 на башне (по три трубки с обеих сторон), а также бинокулярному телескопическому прицелу TZF9с (два отверстия слева от пушки). Ну и кроме всего прочего, на таких танках предусматривались крепления для дополнительных траков (гусениц).
----
Я занимался моделированием еще с ранних классов школы. Причем, собирал их (модели) из чего угодно, начиная с картона и папье маше, заканчивая всякими конструкторами и вот как сейчас, из пластика. Но это дело правда заглохло с моим переездом в Уссурийск. И вот уже лет 10 я ничем таким не занимался, однако, возобновлению поспособствовали родители. Точнее, они настолько замучили меня фразами типа «займись же чем-нибудь другим кроме компьютера» (собственно и работой моей по той же причине не слишком довольны), что я пошел и купил этот танк) И сразу как-то претензий поубавилось
Сначала я хотел сделать данный блог в формате видео, но моя камера оказалась чутка старовата. Поэтому у меня есть небольшие проблемы с продолжительностью записи и доступностью транспортирования отснятого видео на компьютер. Так что пока буду делать выпуски в виде текста с фотографиями (все с той же камеры).
----
Начнем с того, что я приведу пару характеристик модельки:
Длина 24,1 см (база + пушка);
Высота ~ 8 см;
Масштаб 1/35
Содержит 335 деталей (довольно детализированная модель);
Производитель ООО Звезда, Zvezda.
Стоимость в магазине моего города (то бишь в Уссурийске) около 1100р. В интернет магазине дешевле что-то около 900р, но тут еще надо прибавить деньги за доставку.
Танк собирается в двух видах. С открытыми люками, для того, чтобы можно было заглянуть внутрь и боевой вариант с закрытыми люками. Я естественно собрал свою модель по первому варианту. Кроме этого, для него существуют несколько типов окраски. От одного до трех. Мой танк покрашен в двухцветный камуфляж. Хотя я мог особо и не зверствовать, оставив его однотонным.
Вроде указал всю инфу, а значит можно переходить к самой модели. Во-первых, вот в такой коробке она распространяется:
Вскрыв ее, мы лицезреем упакованные детали, которые прикреплены к каркасу-держателю и инструкцию по сборке и окраске.
Сразу хочу сказать, не стоит открывать целлофан раньше времени. Иногда кое-какие детали отваливаются от держателей сами, их можно просто потерять. Да и самостоятельно отделять детальки нужно только следуя инструкции. Откусив/отрезав детальку раньше времени это очень большая ошибка, т.к., если деталей много, то можно просто запутаться и долго вверять какая к чему идет. Да и опять таки просто потерять их можно.
Во время сборки я оперировал вот этим набором инструментов:
Кусачки-бокорезы основное орудие труда, т.к. отделять ими детальки очень удобно; Обычный нож нужен в основном, как замена кусачкам, если их нет и для срезания остатков каркаса держателя с деталей. Вообще, лучше применять специальный нож для моделей (либо для бумаги), но такого под рукой не оказалось, да и этого мне с лихвой хватило; Мелкозернистая наждачная бумага нужна только для ошкуривания тех же остатков от крепления каркаса; Набор кистей самые обычные кисточки для гуаша, только размером разные. Естественно нужны для покраски модели; Набор красок для покраски танка с высокой точностью, нужно около 11 видов краски, в моем случае их всего три: песчаного цвета, красно-коричневая и металлического серого. Сами краски приобрел в том же магазине моделек. Они японские и оттираются только растворителем (штаны ими я уже успел уделать); Клей Немецкий, куплен тоже там же. По действию напоминает Дихлорэтан (клей ДХЭ), т.е. он склеивает растворяя сам пластик. После суток просушки, оторвать одну деталь от другой без повреждений нереально. Но он не такой едкий как ДХЭ, хотя проветривать помещение и делать перерывы, при работе с ним, стоит; Шашлычная палочка универсальная штука, подходит для всего, от покраски мест, где кистью будет тяжеловато работать, до размешивания краски и нанесения клея на мелкие детальки. Ее можно заменить чем угодно, просто у меня дома оказался набор таких шпажег; Салфетки ими удобно стирать клей, краску, вытирать кисти и т.п. Кроме этих предметов, я еще использовал небольшой пищевой контейнер для складирования мелких собранных деталей (например, кресел) и еще очень пригодился целлофан от самих деталек. Использовал его в качестве клеенки. Вот в принципе и все, чем пользовался дешево и сердито)
----
Сборка начинается с башни (и мелких сопутствующих ей деталей). В настоящем танке там располагалось боевое отделение. На саму башню крепилась мощная зенитная 88 мм пушка с длиной ствола в 56 калибров. Выстрел бронебойным снарядом из нее пробивал броню в 11,5 см (115 мм) на расстоянии до 1000 м, а вот подкалиберный боеприпасом 18 см (180 мм), но уже до 500 м. Именно по этому «Тигр» считался самым мощным танком своего времени.
Сама башня сваривалась из листом 82 мм брони по бокам и корме, одного цельного лобового листа толщиной 100 мм и крыши толщиной в 26 мм
Башня нашего же танка состоит из четырех частей: левой половины, правой половины, лобового листа с держателем для пушки, прицелом и зарядной частью, а также «крышки». Сборка здесь сосредоточена в основном на установке мелких деталей интерьера и их окраске. По идее все, что находится внутри имеет разный цвет, но у меня сильное ограничение в этом. Поэтому я использовал только металлический серый. Однако, на самой модельке это никак не сказалось.
В правую часть башни ставятся кресло экипажа (скорее всего заряжающего) и куча мелких деталей: фляги, ящики, сумки. Отверстие люка пока не закрывается.
В левую часть ставятся кресла наводчика и командира, а также ящики, пистолетная кобура и приборы. Небольшой люк ставится на отверстие для стрельбы и закрывается.
Все кресла, приборы и лобовой лист, с креплением для пушки, собираются до склейки частей башни. После того как они будут готовы и установлены, остается только скрепить все части башни в одну конструкцию. Для этого сначала склеиваем лобовой лист и обе боковые части:
После того как все собрано, накрываем и приклеиваем крышку. И добавляем на нее крепление для командирского люка, а также вентиляционный люк.
----
Закончив временно с башней, переходим к базе танка. У оригинала корпус имеет разные размеры нижней части и верхней. Верхняя больше, т.к. надо было много места, чтобы установить зенитную пушку. Размеры нижней части 4820×2100 мм, верхняя больше за счет надгусенечных спонсонов (спонсонон это выступ на корпусе). Толщина плиты пола 26 мм. Стенок корпуса верхней части 80 мм. Лобовая броня была толщиной 100 мм. А вот боковая броня у катков (колес) уменьшена до 63 мм, за счет того, что катки сами по себе являлись защитой от попаданий. «Крыша» базы имела толщину в 30 мм. Еще одной отличительной чертой ранних танков «Тигр» является отсутствие бронекольца вокруг башни. Его стали применять уже позже из-за того, что стык башни и базы был очень уязвим.
Сварной корпус танка имеет вид коробки с вертикальными бронепластинами. Сейчас такой тип брони применяют реже, потому что ударяясь о косую броню снаряд наносит меньше ущерба или вообще может пройти по касательной, однако, в то время, броня «Тигров» позволяла выдерживать огромные повреждения и при попадании под прямым углом.
В передней части корпуса располагались места радиста-стрелка и механика-водителя.
Внутри моей модели, к сожалению, почти ничего нет. Интерьер базы представляет из себя только небольшие копии двигателей (которые плохо детализированы) и одна единственная распорная рейка, которая еще и держит «крышку» корпуса от проседания. Единственно, двигатели тоже надо окрасить. Такой минимализм обусловлен тем, что внутрь базы почти не заглянешь. Поэтому особо на нее и не стали тратить пластика. Также небольшое количество деталей было установлено на внешнюю часть корпуса, к примеру, кольца для крепления тросов.
В оригинале стоял двигатель Maybach HL 230P45 — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель с водяным охлаждением. Его объем 23095 см^3.
----
После установки всех внутренних частей переходим к каткам и тракам (колесам и гусеницам). На тиграх использовалась шахматная система установки катков, по 4 в ряду (минусом такой расстановки является проблема эксплуатирования в зимний период, во время движения между катками набивается снег вместе с грязью и при замерзании, напрочь сковывают ходовую часть). Для транспортировки танков на вагонах, приходилось менять траки. С широких боевых (725 мм) на узкие (520 мм). Иначе он не влезал в габариты вагона.
Катки для модели склеиваются из двух частей. Края окрашиваются в металлический. Намаялся с ними не то слово. Больше всего времени ушло на аккуратную окраску краев. Кистью было слишком грубо, поэтому узкие места приходилось потихоньку прокрашивать шпажкой. Больше половины времени сборки всей модельки ушло именно на катки и траки. Причем сами траки состоят по большей части из одинарных звеньев. Всего таких мне пришлось собрать 49 штук. Они в основном покрывают передний ведущий и задний катки (по 22 на сторону и еще 7 на башню). Кстати передний ведущий каток, это одна из деталей которая может крутится, но после «обувки» танка, он намертво блокируется траками и больше не двигается. Зачем было делать его двигающимся непонятно, но возможно для удобства склеивания гусениц по кругу.
----
Закончив с ходовой частью и оставив ее подсыхать, перешел к соединению башни и крыши корпуса. Причем башня не просто приклеивается, а остается свободной к перемещению. Сначала башня вставляется в крышу, а потом, снизу к ней приклеивается пластиковая шайба, которая не мешает вращению, но не дает башне выпасть из крыши корпуса.
После этого можно крепить эту конструкцию к базе. И тут я сделал косяк из-за которого чуть вся работа не пошла насмарку. Как-то так получилось, что передок модельки склеился неправильно, И я его кое-как отодрал. Клей неплохо схватывается за 3 минуты. А потом вообще намертво. Хорошо, что позже таких проблем больше не было.
Первый раз покрасил корпус именно после сборки всех трех частей вместе. Модель стала похожа на то, чем будет в скором времени. Но на трактор с кучей дырок она тоже смахивала)
----
Далее снова пришлось взяться за мелочевку. Во-первых собрать все люки и пушку, а во вторых прицепить на поверхность корпуса топор, лопату, ящик, тросы, закончить внешнюю часть двигателя и решетки над отверстиями задней части танка и т.д. И естественно все это покрасить.
Кроме пушки в переднюю часть танка монтируется лобовой щиток с пулеметом и окошком для механика водителя.
На настоящий танк устанавливалась пушка 8,8 cm KwK 36, это танковый вариант зенитной пушки Flak 18/36. Баллистические характеристики идентичны зенитным пушкам Flak 18/36/37, имеющим ту же длину ствола L/56. Для стрельбы применялись унитарные патроны с гильзой 88x570R от зенитных пушек 8,8 cm Flak (индекс гильзы 6347St.), но обратной совместимости с зенитками такие боеприпасы не имели. Для использования в танке им заменяли капсюльую втулку, которая воспламенялась не от удара, а от электрозапала. Кроме всего прочего, справа от пушки устанавливался спаренный с ней пулемет KwMG-34. Т.е. стрелял он туда же, куда и пушка.
----
Ну и наконец остается финальный этап, на котором производится окончательная покраска, нанесение камуфляжа и наклеивание декалей. И исправление косяков. Закрашивал отпечатки пальцев, исправлял закрашенные мелкие детали и т.п. После этого модель по сути готова. Ее еще можно покрыть лаком, чтобы дольше хранилась. Но пока у меня это в планах, т.к. в следующий раз в магазин я пойду где-то через недельку-две. Еще было бы неплохо сделать для этого танка небольшой стендик. Но это я наверно оставлю на следующие выпуски.
Камуфляж наносил почти от балды, но по моему получилось неплохо. По крайней мере не так криворуко как могло)
На этом пока все, в следующий раз попробую поискать что-нибудь другое. Автомобиль или самолет, к примеру. Но это будет зависеть от того, на что у меня глаз упадет в магазине) Может быть когда-нибудь куплю себе модель радиоуправляемой модели спорткара за 16000р)