Free to play, pay to enjoy
Ввиду недавних дебатов появилось желание высказать несколько мыслей и продолжить дискуссию здесь.
Вроде как, если подумать, модель F2P такая замечательная, позволяет легально играть в игры, пользуясь мультиплеером и прочим функционалом, с которым на пиратках жадинам и нищебродам доступ был ограничен. Ещё не рискуешь подхватить вирус или лишиться техподдержки любимого гаджета от этих ваших кряков и джейлбрэйков. Ещё и вопрос ставят не так, что «утром деньги вечером стулья», а «играй совершенно бесплатно на здоровье! Хочешь плати за ништячки, не хочешь не плати!». Зачем платить за игру 5-60$ до того, как в неё играть, ведь есть замечательный F2P. И для разрабо-издателей куда круче, ведь нет пиратов, будет играть больше людей, и их можно доить без конца. Просто мечта… для людей которых не смущают некоторые тонкости в играх подобного формата, такие как:
Отношение игры к игроку
Этот пример я уже приводил, но считаю его наиболее точным. Представим себе, что в городе кто-то открыл ресторан по модели F2P, там любой желающий может поесть бесплатно. На радостях мы идём туда перекусить. Как бы плохо ни было, халява же! Мы приходим, и вскоре узнаём, что за бесплатно нам, в этом заведении с красивым фасадом, полагается ржавая миска с заказанной едой и табурет в людном и прокуренном подвальном зале для халявщиков, по которому, не особо спеша, посетителей обслуживает одна хамоватая страшная официантка (купи премиум, и забудь об очереди, рекламе и ограниченном функционале!) и бегают какие-то мальчики в красивой опрятной форме.
Сразу, как мы находим свободный табурет, один из таких мальчиков подбегает и начинает тараторить, про то, как он рад нас видеть в их прекрасном заведении, суёт нам пакетик вкуснейшей картошки фри и ненавязчиво протягивает буклетик. Пока мы уплетаем картошку, он с улыбкой до ушей стоит над душой и комментирует наши действия, безудержно хвалит за каждую съеденную картошку, воодушевлённо даёт советы и показывает, как её брать, как класть её в рот, как жевать и как глотать. Но самое неприятное то, что после каждого предложения спрашивает, всё ли нам нравится. Может соли мало? А может кетчупа к картошке принести? Может добавки изволите? И то и дело тыкает на буклетик, где напечатан перечень дополнительных услуг за мизерную плату. Стараясь игнорировать мальчика, мы доедаем содержимое кулька, он торжественно нам сообщает, что теперь нам полагается наша личная ржавая миска и одна порция варёной прошлогодней картошки в день, и удаляется. Не наевшись мы пытаемся позвать официантку, и она вроде как нас и замечает сразу, но подходить не спешит.
После полу часа ожидания, к нам подходит официантка и, презрительно фрыкнув, суёт нам меню, в котором, как выясняется, 2/3 блюд доступны только за деньги, остальные за баллы, которые мы набираем за каждое съеденное блюдо. Как сказал паренёк, нам полагается прошлогодняя варёная картошка, и только она и стоит 1 балл, который мы получили за кулёк фри. Для того, чтобы можно было заказать наиболее доступное и первое из множества изысканных блюд под элегантным, переведённом с помощью гугла, названием «brûlé cuisse cour chien» (или по-русски горелую ляжку дворовой собаки), нам надо ещё десять раз прийти и съесть прошлогоднюю картошку.
Но мы же, вроде как, не такие как сотня бедолаг в этом зале, деньги у нас водятся какие-никакие, мы и в обычные рестораны ходим пообедать время от времени, иногда даже в дорогие и шикарные. Здесь тоже можно заплатить и подняться на верхний этаж, получить за определённую плату что-то из огромного выбора прикольных столов и скатертей, сменить миску на красивую тарелку, обзавестись серебренными ножом и вилкой, сделать так, чтобы нас обслуживала миловидная и вежливая девушка, в конце-концов есть вкусную еду, а не всякую дрянь! Иными словами, если вернуться к теме игр, можно ведь те же 60$ потратить в F2P игре, и будет всё хорошо? В том-то и проблема, что даже вбухав 60$ мы не получим доступ ко всему, что нам нужно для того, чтобы приблизить ощущение от игры с F2P к P2P. Всё, что можно купить за деньги в такой игре либо что-то, что рано или поздно быстро закончится, либо что-то, что останется, но непосредственно на игровой процесс влиять не будет, либо же это что-то, что игрок сможет получить и так, если потратит время или позовёт в игру друзей.
В то время как традиционные игры находятся по отношению к игроку в позиции, где они обязаны предоставить тому, кто за них заплатил, качественный досуг, F2P игра всегда ставит игрока в такую позицию, мол это он ей обязан, «и вообще, не нравится? Проваливай. Таких нищебродов и жмотин и без тебя хватает». В какой-нибудь, не будем далеко идти, Final Fantasy 8, при желании, вложив немало времени и сил, можно получить всё самое крутое снаряжение, убить всех боссов, собрать все карточки и вообще пройти игру на все 100%, и если пример одиночной игры не подходит, в том же WoW действительно значимые достижения и экипировку можно получить лишь скиллом, потом и кровью, рейдовые боссы взяток не берут. В Team Fortress 2 совершенно не важно, как хорошо ты играешь, сколько сотен часов провёл в игре и какие ты в ней невероятные подвиги совершил, ничего за это ты не получишь, тебе так же будут дропаться обычные оружки, как и твинку трейдера Васи, который торчал на пустом сервере, чтоб ему дропалось всякое барахло, зато у трейдера Васи есть золотой гранатомёт и шапочка за 100$. В Warframe и Planetside 2 тоже не важно, как хорошо ты играешь. Хочешь хорошую экипировку, скиллы и скины? Либо грайндь днями и неделями, либо просто заплати денег. Получил, что хотел? Пофиг, есть ещё куча всего, что ты рано или поздно захочешь, и мы сделаем всё, чтобы этот список был бесконечным и ты просто не мог бы на него забить.
Одним словом, F2P игры никогда не дают возможность получить всё, что они могут предложить, возможность покорить их на 100% даже за те же 60$, они всегда смотрят на пользователя, как на паразита и паразитируют на пользователе, сколько бы он им не давал своего времени и денег. Есть и такие F2P игры, однопользовательские, которые можно пройти, и вполне, насколько мне известно, на все 100%, однако в них, тоже, в определённый момент, не раскошелившись, дальше пройти никак нельзя. Честные разработчики делают демо-версию своей платной игры, мошенники, как выразился Юнит, встраивают в «бесплатную полную версию» шлагбаумы с пограничниками, которые без взятки не пропустят.
На днях я подойду во второй части к вопросу с другого угла, а пока, предлагаю обсудить этот.