^

 

Перевод интервью с Ясунори Мицудой

+140

Оригинальная статья…

Интервью с композитором Ясунори Мицудой, изначально опубликованное в журнале game hihyou в 2003 году.

— Своими саундтреками для Xenogears и ряда других игр Вы заработали преданную аудиторию. Что при написании музыки является наиболее значимым лично для Вас?

Мицуда: Я стараюсь придерживаться следующей идеи: «захочет ли кто-нибудь отдать свои кровные за то, чтобы услышать мою музыку?» Потому что не важно, насколько композиция нравится Вам лично, важно то, как её будут слышать другие. Я постоянно задаюсь этим вопросом и держу его в голове. Создаётся такое чувство, будто у меня раздвоение личности. Я пытаюсь подходить как с клинической, объективной стороны, так и со стороны вдохновения, быть и слушателем, и создателем. Я стараюсь воплощать оба эти аспекта. Таким образом получается, что, когда я тружусь на пике своего вдохновения, себя проявляет лишь увлечённая версия меня, полная энтузиазма.

— Ранее Вы отмечали, что сочинение музыки съедает у Вас массу времени. Связано ли это с Вашим двойственным подходом к работе?

Мицуда: Да, это интересная мысль. Пожалуй, доля истины в этом есть, но сказывается ещё и то, что я такой композитор, который не в состоянии начать работать до тех пор, пока он погрузится в мир игры с головой и не почувствует, что действительно понимает его. В случае с играми, примерно половину определяют сценарий и история, а вот дальше мне уже не кажется, что я что-то понимаю. Аналогично с книгами: не дочитав их до конца, мой разум откажется признавать реальность их миров. А я терпеть не могу работать над чем-то обрывочным и неструктурным.

image

Непосредственно само написание музыки проходит у меня, на самом деле, достаточно быстро; на формирование образа мира в моём сознании уходит гораздо больше времени. Из-за этого начальство часто интересуется, почему я не работаю, и приходится объяснять им, что мой процесс написания музыки может быть довольно сложным. Вот это, наверное, самое тяжёлое для меня, когда речь идет о написании игровой музыки.

— Можете рассказать нам о своей рабочей среде для написания музыки?

Мицуда: Как раз недавно, кстати, я её полностью переделал. В качестве семплера я использую маковский Digital Performer, а для звуков — Tascam GigaStudio 160. Ещё для звуков я пользуюсь устройствами от Yamaha и Roland. Подавляющее большинство моих композиций написано с использованием трёх этих источников (GigaStudio, Yamaha и Roland).

Подбор подходящих патчей (готовых тембров) и звуков всегда создаёт массу проблем, и я не могу назвать себя большим спецом в этом, посему и пользуюсь устройствами наподобие GigaStudio 160, в которых уже предустановлен набор высококачественных и хорошо организованных звуков. Так работать становится проще. Разумеется, если взять PS2 в качестве примера, есть люди, чьей работой является отладка уже записанного звука (накладывание эффектов, добавление реверба и так далее), однако наслоение инструментов и звуков создаёт новую фактуру, и только композитор понимает свою задумку. По этой причине, даже если я работаю над базовой демкой будущего трека, я сам начинаю подбирать конкретные звуки.

Другая причина, по которой это важно для меня, заключается в том, что когда я приглашаю сессионных музыкантов для живой записи и включаю им демку, состоящую из кучи дешёвых стоковых MIDI звуков, она рушит всю атмосферу в помещении. Они же являются профессиональными студийными исполнителями, любящими музыку, так что если демо зазвучит хорошо, каждый из них подумает: «чёрт, мне надо выложиться на полную». По своему опыту могу сказать, что это обеспечивает хорошую производительность.

— Как Вы писали музыку в Super Famicom'овскую эру для Хроно Триггера?

Мицуда: Super Famicom'овская эра почти целиком состояла из семплов. Я пользовался Akai S-3200, E-MU EIII и так далее. Каждый мой рабочий день начинался с перебора целой тонны компакт дисков со звуками, чтобы найти подходящие. Только на это порой уходило до 3-4 часов. (смеётся)

— Давайте копнём ещё глубже: какую музыку Вы писали до Chrono Trigger?

Мицуда: Во время учёбы в колледже я подрабатывал в Wolf Team. Мотои Сакураба отвечал за музыку, а я занимался созданием новых патчей и звуков для FM-синтеза. Потом я работал аудио-дизайнером для Enix'овской Elnard (она же 7th Saga), где, опять же, музыку писал мой наставник. Chrono Trigger стал первой игрой, для которой я действительно занимался сочинительством. Это моя дебютная работа.

— Super Famicom мог одновременно воспроизводить очень ограниченное число звуков. Являлось ли это препятствием для Вас как для композитора?

Мицуда: Напротив, ограниченный выбор доступных выразительных средств означал, что можно больше времени уделить мелодии, и мне это нравилось. С современным оборудованием появилось куда больше способов сделать композиции лучше или хуже и проявить сильные и слабые стороны композитора… В этом смысле, думаю, Super Famicom соответствовал моим композиторским способностям, так что мне повезло, что именно SFC стала первой системой, с которой я работал, понимаете? (смеётся)

Мицуда часто высказывал свою любовь к саундтреку
Radical Dreamers, несмотря на сжатые сроки разработки.

— Вы когда-нибудь переслушивали музыку из Radical Dreamers?

Мицуда: А игра весьма популярна, как я погляжу. (смеётся) Звуковую дорожку я написал примерно за три месяца, но получилось в итоге, как мне кажется, очень хорошо! К сожалению, даже если у Вас сохранился Super Famicom, Satellaview игры больше не транслирует, так что… (смеётся) По-моему, около половины всего материала было переиспользовано для Chrono Cross, но мне интересно, что станет с оставшейся половиной…

— Как Вы относитесь к тому, что люди заново открывают для себя Ваши старые работы?

Мицуда: Думаю, это из-за того, что старые игры становятся редкими и начинают представлять коллекционную ценность. Есть такая черта у японцев — пока что-то не состарится и не окажется на грани исчезновения, они даже внимания обращать на это не будут. А я такой: «блин, где вас черти носили, когда оно только вышло?» Напоминает сегодняшнее массовое помешательство на виниловых пластинках.

— К каким из своих работ Вы испытываете самые тёплые чувства?

Мицуда: Мне они все дороги, и как-либо ранговать их у меня вряд ли получится, но если бы меня заставили ткнуть пальцем только в один трек, то я бы выбрал закрывающую песню из Chrono Cross. Наверное, у меня к ней особая привязанность. Заключительную тему из Xenogears и пение Джоанны Хогг я люблю не меньше, но если отложить заслуги в сторону, дело всё в том, что над Chrono Cross я работал с Масато Като, и тот период времени прочно отпечатался у меня в памяти. Впрочем, мне достаточно тяжело выразить это словами.

— При прослушивании Ваших работ у меня возникают стойкие ассоциации с музыкой народов мира, но были ли какие-то определённые песни, композиторы и исполнители, которыми Вы вдохновлялись?

Мицуда: Я легко попадаю под чужое влияние, поэтому источников вдохновения у меня просто тьма. Если бы я начал их всех перечислять, мы бы просидели здесь целый день. Я слушаю музыку самых разных направлений: от традиционного фолка до рока и попсы, но вырос я на джазе.

Помню, мой папа постоянно слушал Арта Блэйки. Эта музыка произвела на меня глубокое впечатление. Ещё я много слушал The Ventures и The Carpenters, которые также оставили свой след. Впоследствии — говоря о музыке моего поколения — была вершина популярности YMO. Ещё мне тогда очень нравилось техно, но если бы я начал писать техно сейчас, люди подумали бы: «какого чёрта он творит?» Что же касается классической музыки, то я когда-то играл на фортепьяно, поэтому она мне нравится. Электронный орган отлично подходит для прорабатывания мелодии и гармонии, а поскольку классическая музыка состоит из многоуровневых мелодий, это естественно, что она оказала на меня большое влияние.

В те времена мне нравилась музыка Равеля и Чайковского, ещё я очень любил слушать Холста. В среде более странной и авантюрной современной музыки Равель был на голову выше остальных. Его очень приятно слушать, а его мелодии отдают какой-то экзотикой и странностью. Он из Испании, так что его музыка насыщена этим едва уловимым духом Испании. Да, это классическая музыка, но по какой-то причине она ощущается ещё и народной. Я люблю приземлённую, «деревенскую» музыку… Да, наверное, меня можно назвать почитателем музыки народов мира.

Любимая композиция молодого Мицуды (впоследствии на этот ж вопрос
он отвечал иначе). Учитывая его любовь к фолку, это имеет смысл, хотя
в данном случае она ему нравилась из-за приятных воспоминаний, стоящих за ней.

— Какие альбомы «музыки народов мира» Вы бы тогда порекомендовали?

Мицуда: Хм… Есть один, который я прямо-таки обожаю — Farmers Market. У него классная обложка, а музыка просто бомбически крута. Крайне советую его послушать. Он продаётся практически в любом магазине компакт-дисков.

— Каково было поработать вместе с Лондонской Филармонией над саундтреком Xenosaga?

Мицуда: Они настолько же великолепны, насколько я и ожидал. Серьёзно, они настолько сильно мне нравятся, что поначалу я не хотел с ними работать. (смеётся) Когда я только начал заниматься музыкой, я даже подумать не мог, что однажды буду сотрудничать с Лондонской Филармонией. Такого стресса у меня ещё никогда не было. (смеётся)

— Вам нравится то, каким в итоге получился саундтрек Xenosaga?

Мицуда: По правде говоря, я использовал совершенно другой и новый (для меня) подход к написанию музыки для Xenosaga. Каждая композиция писалась с расчётом на определённое видео или сюжетную заставку. Я согласовал это с руководителем Такахаси, но такое решение отлично соответствовало самой игре — рабочий процесс сильно отличался от такового в Xenogears. Мой обычный подход, как Вы знаете, заключается в создании самостоятельных произведений, однако над Xenosaga я работал иначе. Итого — хоть я и сам это прекрасно осознаю — я подозреваю, что альбом с треками из Xenosaga не получит признания у слушателей в качестве музыки, ценной самой по себе, если Вы не играли в игру. Это чистый «саундтрек» в самом буквальном значении того слова.

— Вернётесь ли Вы в качестве композитора для Xenosaga Episode II?

Мицуда: Нет, не вернусь. К сожалению, мне пришлось отказаться. Не в последнюю очередь из-за своей занятости, но главная проблема заключалась в том, что во время работы над первым эпизодом я поставил себе цели, которые я однозначно хотел бы достичь в продолжении. Однако мои идеи шли вразрез с планами, которые у Namco были на Xenosaga. Я начал составлять музыкальные концепции вместе с ребятами в Procyon Studio, но когда мы озвучили свои идеи и стало понятно, что дорогу им не дадут, мне пришлось отказаться от сотрудничества. (смеётся) Хочу извиниться перед всеми, кто надеялся на обратное!

— Можете что-нибудь рассказать о своём новом альбоме «Sailing to the World»?

Мицуда: Я написал десять композиций для тайваньской игры «The Seventh Seal», которые получились очень в духе народной музыки. Во второй и десятой композициях есть вокал, и, раз уж подвернулась возможность, для их текста я придумал свой собственный язык. Таким образом никто не сможет понять смысл текста, но взамен больше сфокусируется на вокале и мелодии. У Коко Комине крайне экзотичный голос, просто очаровательный. (смеётся)

image

Что же касается самой музыки, то она не пытается подражать какому-то определённому народу, вроде кельтов или испанцев. Она находится вне наций, но в то же время отражает многообразие культур. Мне хотелось попробовать смешать несколько разных культур и посмотреть, получится ли выходе что-то совершенно новое.

«Новая страна»… Таковой была идея; нечто, возникшее в результате смешения разных людей и ставшее новой самодостаточной культурой. Я подумал, что это будет реально классно, и я устроил себе такой челлендж при работе над альбомом.

— Над чем бы Вы хотели поработать в будущем? Есть в планах какие-нибудь проекты мечты?

Мицуда: Ну, никаких великих планов или чего-то в таком роде у меня сейчас нет (смеётся), но я подумываю над тем, чтобы расширить свои горизонты и поработать над совершенно разными проектами. Игры — это, конечно, весело, но я был бы не прочь попробовать себя в театре или кино. Другая моя мечта — активнее сотрудничать с зарубежными композиторами. И я не подразумеваю «культурный обмен» или что-то в этом духе, мне просто интересно поработать с теми, у кого совершенно иной тип мышления. Наконец, я бы хотел продолжить работать над своими собственными альбомами и, может, даже попробовать спродюсировать других исполнителей. Я планирую расширять свою деятельность за пределы видеоигр и заказной музыки, так что следите за новостями в будущем!


Интервью с композитором Ясунори Мицудой, обнаруженное в архивах GSLA.

На пути к музыке

Во время моей учёбы в старшей школе я был заядлым любителем кино. По дороге домой я часто заглядывал в ближайший видеосалон, брал напрокат пачку фильмов и устраивал себе ночной киномарафон. Однажды мне попался итальянский фильм «Il Ferroviere» (The Railroad Man), в котором меня очень зацепила музыка. По-моему, это был первый раз, когда я подумал про себя: «блин, хотел бы я писать такую же музыку.» Ещё меня увлекало рисование, но поскольку мой отец был художником, я не хотел идти по его стопам.

Слабое здоровье

Я всегда начинаю хворать, когда работаю. Во время разработки Chrono Trigger я получил язву желудка, что было очень опасно, но я не пошёл в больницу. В конце концов я понял, что физически не смогу уложиться в сроки, т.ч. потребовалась неотложная помощь в лице Нобуо Уемацу. Когда я трудился над Tobal No. 1, я заперся в студии вместе с аранжировщиком и в течение месяца работал, не покладая рук. Когда мы начали, было ещё лето, но, когда мы закончили, уже наступила осень, и когда я выбрался наружу, то удивился: «чёрт, ну и похолодало!» (смеётся) Также я иногда параллельно работаю над несколькими проектами, и подобные авантюры заканчиваются для меня кровавым стулом.

Саундтрек фильма, впервые вдохновивший Мицуду стать композитором.

Когда настало время выпускать альбом с музыкой из Xenogears, переутомление взяло своё, и я всё-таки потерял сознание. Одним утром в Square я проснулся и обнаружил, что кто-то вызвал мне скорую помощь. Работать ночами напролёт, а потом клевать носом и выглядеть как старуха с косой было обычным делом, поэтому я удивился. Когда я разузнал, кто именно вызвал скорую, выяснилось, что сотрудники меня нашли лежащим на полу с телефонной трубкой в руке. (смеётся) По этой причине выход саундтрека Xenogears пришлось отложить.

Музицирование

Все композиции из Chrono Cross мне очень нравятся. Тогда у меня не было обширного ассортимента звуков, которыми я бы мог воспользоваться, и я боялся, что итоговый результат будет выглядеть недоделанным. Но, благодаря небольшой помощи, мои опасения не подтвердились. Для меня очень важно создать осмысленную музыку. Я хочу, чтобы каждая композиция ощущалась так, что в определённый момент времени должна была звучать именно она и никакая другая. По этой причине у меня не получается так много материала, как и других музыкантов, в плане количества. Продолжительные игры наподобие Xenogears требуют не менее 80 часов на прохождение, однако музыки в них не настолько много. Серьёзно, я предпочту рискнуть всем ради пары самых необходимых композиций. Я не хочу, чтобы впечатления оставляли лишь некоторые треки; я хочу, чтобы все композиции запомнились.

Тем не менее, иногда случается так, что композиции, которые я считал «идеальными», вообще не находят отклика у слушателей, в то время как треки, кажущиеся мне проходными, становятся хитами. (смеётся) К последнему случаю относится, например, Robo's Theme из Chrono Trigger: я не видел в ней ничего экстраординарного, однако народу она очень полюбилась. Что же касается «идеального» трека, то таковым я считаю открывающую тему из Xenosaga. Я специально написал её так, чтобы она идеально ложилась на видеоряд.

Автор Channard 10 января 2019, 14:35 (3040 просмотров)
Комментарии
+20

В кои-то веки годный контент на СФ. Спасибо за перевод. Музяка из первого эпизода Ксеносаги действительно такое себе. Пожалуй, худшая работа Мицуды. Из всего саундтрека только Кокоро доставляет (зато одна из самых сильных песен, что я когда-либо слышал). В любом случае, Мицуда — настоящий фанатик своего дела. Многое бы отдал, чтобы просто пожать ему руку (хоть это и не принято у японцев) и поблагодарить за его творчество.

Вообще стал ловить себя на мысли, что интервью — увлекательная тема. Нравится погружаться в мозги разных творцов. Так что продолжай в том же духе, Чанн.

Chronos, спасибо. Да, тоже недавно полюбил интервьюхи читать. К тому же их достаточно удобно переводить в транспорте по дороге на работу. :)

Мне очень нравится, как получился перевод интервью с Тосией Яманакой. Буквально «15 лет жизни музыканта одной статьёй». Для DTF я его ещё немного расширил, добавив экстра музыки и картинок.

https://dtf.ru/retro/31293-perevod-intervyu-s-tosiey-yamanakoy

+56

В последнее время чаще ловлю себя на мысли, что Chrono Cross — не только его самая удачная, но и единственная хорошая работа в целом. Ни Shadow Hearts в целом, ни Valkyrie Revolution, ни Xenogears не вызывали даже близко того чувства идеального попадания композиции в нужную волну. Причем каждой. Может мне просто слишком нравился Chrono Cross?

Спасибо за работу, да.

Стокер, кто я, чтобы спорить с сенпаем, но, по-моему, ещё во это хорошо звучит:

К Xenogears я сам прохладно отношусь, хотя бывший фанбой самой игры. С Хроно Кроссом наоборот — со временем игра стала нравиться меньше, а саундтрек — больше. %)

+20

Channard, зачем спорить? Это ж моя вкусовщина) 

Спасибо, послушаю в дороге!

+20

Стокер, не согласен. В Ксеногирсах тема Ида прям вот в тютельку. Особенно впечатляет бой с ним на мосту. Реально было ощущение, что столкнулся с чем-то таинственным, тёмным и опасным:

А какие там начальная и конечная заставки. Ещё запомнился пролёт мимо статуй однокрылых ангелов в Меркаве. После рассказа той легенды в Нисане этот пролёт крайне эпичен, и трек Омен, играющий на заднем плане в это время, тоже очень в тему.

Да, музыка из Хроно Кросса вообще вне конкуренции, но я бы не стал так уж принижать саунд Гирсов. Ещё мне, как фанату Луки Турилли и его повествовательной музыки, у Мицуды нравится альбом Kirite, в котором засветилась ныне покойная Эри Каваи, исполнившая также божественный «Конец сна» из переиздания Фэйтоты:

Стокер, я хотел сказать не «спорить», а «пререкаться», но Чан такой Чан.

kiRite, кстати, действительно волшебный. Редкий случай, когда вокальная тема в альбоме мне не просто нравится, а нравится больше остальных треков.

+20

Chronos, ну ок, это ранний Мицуда. Да и речь шла обо всем саундтреке в целом, который я в Кроссе и по сей день нахожу удивительным, а не отдельных композициях.

Но с последними работами было как-то…ну не то чтоб печально, но скорее обычно.