Превью Persona 5
Около, эм, 6 лет назад была начата разработка новой части JRPG-сериала Persona. Под номером 5, как вы видите. В начале осени 2016 года, игра, наконец-то, сможет добраться до японских прилавков, а еще через 4 месяца и до американских. Давайте посмотрим, что нам в итоге стало известно об игре за все 6 лет разработки, буквально за месяц до релиза.
О сериале Persona
Как у компании SquareEnix есть своя Final Fantasy, так и у Atlus есть своя Shin Megami Tensei – серии игр, относящихся вроде бы к одному жанру, но при этом бесконечно далекие от схожести друг с другом. Persona, одно из ответвлений SMT, всегда была необычной серией, чьи игры, несмотря на всю свою схожесть (главные герои – ученики японских школ, их противники – демоны, а основное оружие – Персоны, материальное воплощение их внутренних «Я»), были мало чем похожи друг на друга. Persona: Be Your True Mind, первая игра серии, представляла собой одну из стандартных Atlus-овских японских ролевых игр, и напомнила скорее dungeon crawler – подтип жанра ролевых игр, ориентированный на исследование подземелий-лабиринтов, с попутным истреблением чудовищ и поиском сокровищ. В то время как дилогия Persona 2 (Innocent Sin и Eternal Punishment) уже достаточно далеко отошла от «классики», значительно развив идеи оригинала и приправив игру замечательным детективным сюжетом. Получилась такая хорошая городская сказочка, в которой школьные суеверия о проклятьях могли оказаться правдой, городские слухи были не мифами, а охота на маньяка-подражателя могла вполне закончиться встречей со значимой реальной исторической личностью.
Но то были развлечения преимущественно для японского геймера. Куда большие шаги для повышения популярности сериала на Западе (в те дни в США более-менее нормальной дистрибьюции удостоилась лишь Eternal Punishment) были замечены со стороны Persona 3 и Persona 4. Особенно со стороны последней. P3 оказалась настоящей революцией, если не в истории жанра, то для сериала Persona абсолютно точно: бессовестно уничтожив уйму хорошо, и не очень, работающих деталей игрового механизма P2, эта игра предложила новую, сумевшую все же покорить западного зрителя, механику. Отныне наши школьники вели двойную жизнь: днем они посещали занятия, ходили на свидания, переводили старушек через дорогу и наслаждались молодостью, то по ночам они брались за оружие, призывали собственных Персон и отправлялись на зачистку подземелий, битком наполненные однообразными чудовищами (Тенями). Такое совмещение своеобразного симулятора школьной жизни с традиционным японским геймплеем dungeon crawler нашло отклик в сердце не одного уже фаната серии. И вот следом за экспериментальной Persona 3, буквально 2 года спустя, выходит Persona 4, использующая по сути ту же самую механику, но с куда большим количеством улучшений и дополнений. А вот известий о начале работы над пятой частью ждать пришлось долго. То была эпоха паразитирования на успехе P4.
Но вот наступил 2016 год, осенью которого игра должна выйти. За этот год было проведено демонстраций и раскрыто информации больше, чем за все предыдущие года вместе взятые. Что же мы имеем?
О сюжете
Да, перед нами все та же самая формула Persona 3, но уже в новой, можно даже сказать гламурной, обработке. Под наше управление снова попадают учащиеся старших классов японских школ, а в шкуре главного героя (молчаливого, безымянного) нам предстоит совмещать дневную жизнь старшеклассника и ночную жизнь охотника за нечистью вора и грабителя. Удивлены?
Впрочем, вор и грабитель – слишком грубое определение. Сами ребята из Atlus предлагают позиционировать основное действующее лицо и его друзей никак иначе как «трикстерами», чьей основной задачей является не спасение, но изменение нынешнего мира. Хотя бы в пределах реально существующего Токио. Банда «The Phantom Thieves of Hearts» («Призраки, похищающие сердца») ставит своей основной задачей не спасение человеческих жизней от чудовищ, носящих маски из плоти и крови, а тотальное перевоспитание этих самых «чудовищ» путем похищения их сердец. В фигуральном смысле, разумеется. Их целью становятся приличные члены современного общества уже давным-давно прогнившие изнутри: учитель, оскорбляющий своих учеников; артист, зарабатывающий на жизнь воровством чужих работ; нечестный на руку акционер, сделавший свои миллионы на загубленных чужих жизнях и т.д. Особо важным моментом, по мнению сценаристов игры, является то, что все участники этой преступной группировки – несовершеннолетние. Еще не испорченные жизнью дети, по сути, противостоящие уже матерым взрослым. Этакий бунт против взросления в современном мире. Но вот проблемы, с которыми предстоит столкнуться нашим героям, совсем не детские.
СПОЙЛЕРЫ!!!
Так вот и игра, в отличие от планомерно раскачивающихся предыдущих частей серии, начинается прямо с боевого этапа. Главный герой (учитывая, что диалоги здесь озвученные, а имя нам предстоит выбирать самому, то все окружающие зовут его позывным «Джокер») устраивает шумиху во время очередного грандиозного ограбления с целью отвлечения внимания от своих спутников. Удостоверившись, что товарищи выбрались с задания невредимыми, Джокер уже начинает сам готовить путь к отступлению, как вдруг попадает в засаду. Ударный отряд, отправленный на его поимку, был подготовлен слишком хорошо, и шансов спастись у нашего героя не осталось никаких. И вот он уже сидит в полицейском участке, избитый, сыворотками правды исколотый, а суровый следователь, точно такая же гниль как и все остальные взрослые, шьет ему обвинения в незаконном хранении оружия, грабежах, убийствах и черт знает в чем еще. Но, во время допроса, он выдал самую главную фразу: «Небось, бесишься сейчас, да? Твои дружки продали тебя». Среди верных друзей японского Робин Гуда завелся крот, а значит Джокеру придется хорошенько напрячь свою память и вспомнить досконально все события, произошедшие с ним за полгода в Токио и понять, у кого были мотивы предать не только его, но и их общее дело. Тайну личности предателя, надеюсь, нам дадут разрешить самим, а не расскажут о ней в очередном трейлере. Но даже выяснение личности крота не поможет сбросить тяжкий груз с плеч Джокера, ведь взят он был с поличным на месте преступления. «Ты играешь в игру, в которой не сможешь победить», говорит ему бабочка из Бархатной Комнаты, «Единственным твоим шансом спасти себя от полного разрушения – пройти «реабилитацию».
Забавно, но быть за решеткой нашему герою не впервой. Persona 5 – это не только первая игра в серии, где мы играем за антагонистов, но и первая игра, где главный герой имеет полноценное криминальное прошлое. До того как родители отослали его в Токио (играть за переведенного студента – тоже традиция, тянущаяся с Persona 3), Джокер влип в крупную историю. Попытавшись защитить случайную прохожую от пьяного приставалы, парень сам схлопотал условное осуждение за нанесение телесных побоев пристававшему. Стоит ли говорить, что пьяный пристававший просто сам «удачно» на ногах не смог удержаться? Этот случай наложил огромный отпечаток как на будущее и мировоззрение Джокера, так и на внешний вид его персональной Бархатной Комнаты, которая напоминает теперь не лифт и не лимузин, а тюремную камеру. Заведует Бархатной Комнатой, персональным местом для каждого человека, находящейся между сном и реальностью, все тот же носатый старичок Игорь, уже готовый втянуть главного героя в свою новую игру и туманно объяснить ее правила. Его новые ассистентки, девочки близняшки Каролина и Жюстин, играют роль тюремщиков главного героя, и все разговоры ведутся исключительно через прутья тюремной камеры.
Курс реабилитации Игоря предполагает создание из неудачливого защитника угнетенных идеального вора. Начиная «преобразовывать» этот мир в одиночку, Джокер постепенно находит себе спутников, с которыми жизнь тоже была не так мила, как и с ним. И корень всех их бед одинаков – современный институт государства со всеми вытекающими из него проблемами. В первую очередь коррупцией. Эх, знал бы только парень тогда, чем закончится его славный поход шесть месяцев спустя… Стоит также отметить, что на сей раз деятельность старшеклассников, активно меняющих мир, не осталась без внимания полиция будет настроена против вас, что уже видно по завязке игры. А ведь дело ребята делают самое что ни на есть благое слишком долго не очищаемое сердце может привести к летальным последствиям как для самого человека, так и для окружающих его людей. Например, он может просто сойти с ума и начать убивать всех окружающих.
КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ!!!
Но, все-таки, что же это значит быть идеальным вором во вселенной Persona?
Об игровом процессе в ночное время
На телефон главного героя Игорь загрузил специальное приложение «Isekai Navi» («Другой мир»), активировав которое герои могут остановить реальный ход времени. Тогда же окажется открыт доступ к Дворцу (Palace) – банку людских сердец, располагающемся на месте школы, посещаемой главными героями. Там, найдя нужное им сердце коррумпированного взрослого, «Призраки» прыгают в него и попадают в его искаженный внутренний мир, идеально олицетворяющий собрание самого худшего в этом человеке. Как правило, их сердце выглядит как нечто такое, к чему этот человек был близок и в реальной жизни – картинная галерея для художника-воришки или огромное банковское хранилище для полоумного банкира. Тут-то начинается традиционный dungeon crawler, выглядящий уже не совсем традиционно. Отличительной особенностью новой части является наличие в каждом «сердце» своего четкого проработанного сценария прохождения, не похожего на остальные встречающиеся в игре, что позволит игрокам не просто зачищать этажи одной башни от монстров или проходить по сути ту же самую башню с другой окраской, но скорее наслаждаться полноценным хорошо поставленным приключением в лабиринте полном опасностей. Скучать вам точно не придется, а вторжение в дворец-пирамиду будет значительно отличаться от вторжения в какой-нибудь другой дворец.
Точно также как и раньше, каждое сердце будет заселено тенями материальными воплощениями негативных эмоций обладателя сердца. Внешне тени выглядят как люди, только очень большие, носящие маски, закрывающие от мира их истинные лица (напомню, что раньше тени были ползающими черными массами в масках). Прятки с тенями в тени (простите за каламбур) – одно из нововведений серии. Отныне необязательно сражаться с каждой из них, а в верхнем левом углу напротив даже будет выставлен датчик, показывающий обеспокоенность «хозяина» (насколько часто вас видели охранники, в общем). Прятаться от них просто легче легкого, ведь полноценный stealth action в игру завозить не стали: Джокер может очень быстро перемещаться от одной тени к другой по нажатию одной единственной кнопки. Вопреки сказанному мной выше, основной задачей таких пряток, скорее не тихое прохождение подземелий, а быстрое внезапное нападение на охранника сзади. Посмотрев из тени на охранника-тень внимательно и увидев рядом с кнопкой действия надпись «Chance», нажимайте ее и наслаждайтесь шоу: Джокер запрыгивает на охранника, срывает с него маску и выпускает сидящих внутри этой хлипкой оболочки чудовищ, получая право первого хода.
Боевая система практически совсем не изменилась, сделав шаг вперед скорее в управлении (отныне каждое действие закреплено на отдельную кнопку контроллера DualShoker) и добавлении в игру нескольких облегчающих жизнь деталей, о которых отдельно будет рассказано ниже. Бои ведутся пошагово – сначала очередь ваших бойцов (если маску сорвали) или наоборот вражеских (если вас попытались схватить). Есть три способа атаковать противника: при помощи холодного оружия (одиночная, но сильная атака), при помощи огнестрельного (массовая, но слабая) или, что будет наилучшим решением, при помощи магических атак ваших Персон. Объясню чем магические атаки лучше. У каждого врага имеется своя слабость против определенной стихийной атаки, которая может быть у одной из Персон ваших героев. Применив нужную магическую атаку против слабого к ней врага (заклинания, хорошо работающие против противника, будут выделены надписью «WEAK» напротив в меню), герой собьет его с ног, чем автоматически заработает себе право на еще один ход. В идеале нужно сбить всех врагов с ног, воспользовавшись их слабостями и быстро завершить сражение. Но что делать, если герой удачно сбил нужным заклинанием одного врага, заработал себе право на второй ход, однако сбить с ног второго врага он не может, ибо нужного заклинания у него нет? В той же Persona 4 Golden это было бы небольшой проблемой, но в Persona 5 разработчики нашли выход. Встречайте, техника «Baton Touch» (буквально «Дай пять!»). Заработавший право на второй ход, герой может выбрать себе нужного братюню или сестрюню и, дав ему/ей пять, передать ход. Выбирать нужно с умом – расчетом на героя, у которого будет нужная стихийная Персона против другого врага.
Что же происходит с врагами, сбитыми с ног, но не добитыми? Как получать этих новых Персон? Вы не поверите, но эти две вещи взаимосвязаны. Итак, сбитых с ног врагов можно добить одной массовой All-Out атакой (все герои набрасываются на противников разом) и после полюбоваться на новый победный экран. Но есть и другой выход – со сбитыми с ног демонами главный герой может вступить в переговоры с целью их вербовки. Хорошо заболтанный довольный враг, что согласится разделить с Джокером все тяготы его нелёгкого пути, превращается в маску и становится его новой Персоной. М-да, я не упомянул – все здешние Персоны призываются не с помощью карт таро, как раньше, а при помощи масок, что главные герои носят на своих лицах? Но фанаты сериала, игравшие в ранние части Persona, возможно будут разочарованы весьма скупым способом ведения переговоров. Теперь их ведет лишь главный герой, а все переговоры – это удачные ответы на задаваемые вопросы. Не подкупить деньгами, не задарить подарками (или потребовать того же взамен) больше нельзя. Это уже не говоря о совместных представлениях, разыгрываемых героями перед тенями. Стоит отметить, что искусство дипломатии стоит развивать и сразу же получить в свою коллекцию какого-нибудь особо мощного демона-тень будет нельзя. Об этом мы чуть поговорим ниже.
Никуда не исчезла и функция координатора – Персоны-юзера, чьей основной задачей является не участие в сражениях, а помощь нашим героям со стороны. Наличие радара, сканирование врагов в бою, накладывание положительных статусов, создание обходных дорожек вне боя, истеричное переживание за жизни героев – за все это ответственна Футаба Сакура, заведомо занятая кучей японских фанатов, вайфу (виртуальная жена в фантазиях анимешников и отаку) и просто самая популярная героиня игры, согласно результатам анонимно проведенного со стороны Atlus опроса.
За пределами полей сражений и пряток с охранниками, Призракам предстоит проходить подземелья-сердца, наполненные различными ловушками и головоломками. Насчет акробатических эпизодов беспокоится не стоит – все прыжки, подкаты, перекаты, подтягивания и прочее осуществляются нажатием одной кнопки, а упасть и попросту невозможно. Получается, что платформерная часть здесь на уровне Final Fantasy XIII – прыжки вроде бы и есть, но о них не вспоминаешь до нужного момента и совершенно не беспокоишься во время их исполнения. Насчет индивидуальности каждого подземелья тоже было сказано не для красного словца, ибо разнятся они теперь не только интерьером, раскраской врагов и музыкой, но и испытаниями, что будут выпадать на голову похитителей. Так в мини-дворце «Музей», герои попадают в огромную художественную галерею, в которой придется исследовать далеко не одно произведение искусства, чтобы найти правильный путь. Причем заниматься исследованиями придется непосредственно внутри картин, которые могут быть выполнены как в традиционном так и в достаточно авангардном стиле (помните эти картины, нарисованные сверху-вниз-наискосок?). В то время, как в мини-дворце «Пирамида» придется очень много играться с различными рычагами и инопланетными технологиями, чтобы проложить себе путь через бездонные пропасти.
Конечной целью посещения каждого «сердца» является похищение сокровища – самого худшего порока конкретного человека, принявшего какую-нибудь материальную форму. Предполагается, что забрав «сокровище» из сердца, герои очищают загубленную душу человека, и в реальной жизни он становится куда лучше. Вот только на пути к «сокровищу» героев будет поджидать Тень – темное воплощение владельца сердца, начисто лишенное хоть каких-нибудь моральных принципов. Слово за слово, Тень превращается в чудовище, завязывается схватка с боссом – в общем традиционно. Стоит добавить, что в масштабах схватки тут прибавили значительно – видеть отрывки схватки со Сфинксом на видео было просто отдельным удовольствием.
Об игровом процессе в дневное время
Но сражаться с монстрами герои будут только по ночам — днем они обязаны посещать уже вышеупомянутую школу. Распорядок дня следующий: утром до школы нужно добраться на поезде (идеальное время, чтобы почитать книжку и повысить один из показателей или выучить умение), днем занятия, вечером — свободное время. Занятия посещать необязательно и при наличии у героя хорошо развитого параметра «Мужество» их можно и прогулять. На них же можно и спать. Но будьте осторожны, ведь не развивая показатель «Интеллект» есть все шансы завалиться на экзаменах или даже просто не ответить на каверзный вопрос преподавателя. Как будут проводиться занятия пока точно непонятно – очевидно, что отныне это будет не просто экран с парой реплик, в которых было рассказано, что вы изучали или воспользовались возможностью правильно подсказать своему соседу – теперь в классе придется посидеть несколько минут реального времени. И слушать, тоже, придется внимательно – в первом же подлинном трейлере Persona 5, Джокер умудрился получить мелом в лоб за то что смотрел в окно, а не на доску.
Периодически будут проводиться и школьные мероприятия от спортивных игр с другими школами до поездок на природу. Вот тут уже явка будет обязательной. Свободное время можно, и даже нужно, обязательно проводить с друзьями, причем это могут быть как массовые тусовки, так и просто домашние посиделки на чердаке Джокера за игрой в Super Nintendo. Отныне жить наши герои будут в режиме реального времени, а не по строго распределенным дневным периодам. Ожидается смена дня и ночи и погодных условий. Вы знаете, что это значит? Это значит, что Atlus решил создать свою маленькую песочницу в игре, события которой происходят в Большом Токио! Отныне на улице будет полным полно народу, камера будет повешена за спину героя, а не смотреть на все происходящее сверху, а расстояния преодолевать придется куда большие, чем 10 шагов от одного края экрана до другого и сразу на карту города. Хотя от опции быстрого перемещения разработчики не отказались. Конечно, видны все еще некоторые технические недоработки – так в демо-версии, которую давали сыграть редактору одного из ведущих японских журналов Famitsu, было замечательно видно, как Джокер проходит сквозь модельки идущих на него людей, а сами они, сделав три шага в сторону от него, исчезали в воздухе. Но к релизу это все поправят, будем надеяться.
Но давайте поговорим о фишке, которую сами разработчики продвигают как некоторую замену уже устоявшейся системе Social Link. Напомню, что SL – это использующаяся в Persona 3 и Persona 4 система взаимоотношений главного героя с окружающими его людьми. Для чего это было нужно? Поговорим о 23 старших арканах карт таро – ключевом моменте SL и вообще системе Персон. На эти 23 арканы приходилось 23 человека, характер и мировоззрение которых целиком соответствовали бы его аркане. К каждой аркане привязывался свой набор Персон. Развивая взаимоотношения с владельцем определенной Арканы, вы будете увеличивать максимальное количество бонусных очков, которые сможет получить созданная Персона, относящаяся к тому типу Арканы. Чем больше бонусных очков она получит изначально — тем выше станет ее базовый уровень, а чем выше ее базовый уровень — тем более сильные умения и магию она получит с самого начала.
Так вот, Social Link отправился в прошлое, но не система аркан, ни привязанные к ним Персоны никуда не исчезли, как и необходимость главного героя развивать взаимоотношения с определенными людьми. Просто теперь это стало больше походить на взаимовыгодное сотрудничество, в связи, с чем новую систему было решено окрестить как «Cooperation». Плюс данной системы в том, что отныне она объединяет воедино систему обучения главного героя и его взаимоотношений с окружающими людьми в единое целое. Например, работая на полставки в каком-нибудь кафе, главный герой сможет развить у себя лучше показатель «Ingenuity» («Смекалка»), что позволит ему таскать с собой больше вещей во время ночных путешествий по Дворцу. Польза? Несомненно. А посещая спортзал и занимаясь боевыми искусствами, он сможет поднять базовые показатели силы и полоски HP.
Достаточно хорошо развитые отношения могут помочь избежать лишних проблем, да и в целом облегчить жизнь. Так наладив контакт со своим классным руководителем, Джокер сможет безбоязненно прогуливать занятия. Ну, если не всегда, то достаточно часто. Регулярно выполняя поручения подпольного оружейного барона или участвуя в экспериментах немного тронутого фармацевта, Джокер сможет получить доступ к более сильным комплектам оружия, а в его карманах, при посещении подземелий, всегда будут лекарства. Качать навык ведения переговоров с демонами тоже надо за счет Cooperation – нужно просто поддерживать хорошие отношения с нужным человеком-арканой и не жалеть уделять ему свое драгоценное виртуальное время. Это же касается и Персон, ведь чтобы они могли изучить по-настоящему хорошие магические удары, вам придется подружиться с местной гадалкой, продающей специальные карты. Учтите, что память у Персон, как и раньше, не бесконечная и больше 8 умений они запомнить не могут. К счастью времена серии, когда лишнее умение тотчас забывалось, прошли. Теперь все лишние умения можно хранить в Токийской церкви и, в случае необходимости, зайти туда (привести с собой нужного Персона-юзера) и отправить его исповедоваться. Пока его совесть будет очищаться, вы сможете создать у нужной Персоны набор необходимых вам ударов. Очень удобно.
Но будьте осторожнее со всем этим «сотрудничеством», ведь чем сильнее человек привязывается к юному Джокеру, тем больше шанс, что он может в него влюбиться. И не торопитесь отвечать ему взаимностью, хорошенько при этом, не подумав, ведь последствия ведения интрижек с несколькими девушками, именно в этой части, могут оказаться куда серьезнее. Да-да, сериал Persona продолжает славные традиции симулятора школьной любви. Это значит, что скоро, ох как скоро, разгорятся на западных форумах споры о том, какая же пассия подходит главному герою больше. Хотя, погодите-ка, они уже идут…
По словам Кацуро Хасино, режиссера, дизайнера и продюсера проекта, вскоре после начала игры, игрок почувствует, что буквально тонет в море предложений и возможностей, что будут на него сыпаться со всех сторон. Не утонуть в этом море ему должно помочь SNS - нововведение в серии, являющееся здесь аналогом мобильной связи. Открыв свой мобильник и включив это самое SNS, Джокер может либо прочитать приходящие ему сообщения (возможно, пригласили куда-нибудь) или даже зайти в чат, в котором его друзья будут рассказывать, кто из них, чем занят в данный момент, чего он больше всего сейчас хотел бы или просто комментировать нынешнюю ситуацию. Не лишним будет и заглянуть в приложение “Everyone’s voice” — аналог уже использовавшейся системы “Vox Populi” из Persona 4 Golden, добавляющая в сингловую игру онлайн-поддержку. Вот как это работает: у Джокера выдалась свободная минутка, и вы не знаете чем заняться? Заходите в телефон, щелкаете по вышеназванному приложению и на экран выползает куча сообщений и окошек, представляющих ничто иное, как статистику с самыми популярными действиями других игроков в этот день.
Никуда не исчезли и мини-игры, вроде рыбалки. Более того, теперь абсолютно каждая мини-игра будет также качать какой-нибудь показатель главного героя. Точно также как и дополнительные квесты, которые будет выдавать Джокеру его одноклассник и друг, искренне заинтересованный в создании доброй славы вокруг банды The Phantom Thieves of Hearts. А делается это путем выполнения просьб и пожеланий их фанатов, которые они будут оставлять в специальном разделе на тематическом сайте. Просьбы касаются, в первую очередь, очередной очистки сердца какого-нибудь более мелкого грешника: девочки-садистки или просто извращенца, например. Вот только теперь для этого не придется перепроходить 100500 раз уже излеченные «сердца» в поисках нужного чудовища (вообще предполагается, что эти самые мини-дворцы будут разрушаться после похищения сокровища). Для этого разработчики создали специальное нелинейное и очень обширное Memnto-подземелье – буквально бесконечное. Вход в него идет из метро, а перемещаться внутри вы будете при помощи специального микроавтобуса. Путешествуя по бескрайним подземным туннелям, герои будут находить потайные станции метро, а за ними уже и нужную им Тень грешника, расправившись с которой они выполнят дополнительное задание. И завоюют немного народной любви.
Касаемо нелинейности игры – разработчики позиционируют свой проект как «Omnibus Format Episodes» (имеется ввиду «омнибус» не вид общественного транспорта, а сборник рассказов), что было справедливо по отношению и к Persona 4. В зависимости от принятых игроком в паре мест решениям, финал у этой истории может оказаться разным. Но, в целом, абсолютно каждое дело героев – самостоятельная и целиком законченная история.
Заключение
Здесь, я хотел бы закончить свое превью. Искренне надеюсь, что оно все же сумело заинтересовать читателей попробовать игру, так сказать, на зуб. Осталось подождать всего-лишь каких-то полгода, а для кого-то и того меньше.