^

Kickstarter. Распил или честный грабеж?

+144

20150527101530_7f790c7f.gif

В общем-то, я не любитель срывать покровы, но знаете, иногда так хочется…

Скажу сразу: здесь не будет тотального разноса в пух и прах данной народно-спонсорской (не люблю англицизмы, извините) платформы, и дело даже не в напускной объективности; меня хранит от этого любовь к тем замечательным проектам, что она подарила. Кикстартер — безусловно в какой-то степени «антибиотик» для нынешней игроиндустрии, дающий возможность делать игры так сказать «для души». Но, как и у любого медицинского препарата, у него есть побочные эффекты. О них и поговорим. Вашему вниманию -

20150527180132_a64a1476.png

Впечатляет, неправда ли? 2.776k долларов за 16 дней, а ведь это только половина срока. Необходимая сумма была собрана за день, даже менее.

И черт бы с ним: я всегда рад, когда хороший, так сказать, «старой школы» проект выходит в свет. А тут ещё и богатая родословная у создателя, и вроде даже не провальная (играл в его игры, все понравилось). Но! Докрутив до конца страницы, я увидел данное замечание: 

Because this is an Igavania game, the gameplay and feel of traditional 2D games is non-negotiable. Even so, IGA decided to go with 2.5D for this project for both financial and artistic reasons. A 2.5D world built on Unreal Engine 4 was the right choice to balance development time, graphical fidelity, budget, and scope.

Это начало ответа на вопрос «Why 2.5D?» («Почему в игре будет 2.5D?». Примеры — Trine, Stirder, etc. Короче, ребята будут моделлить 3д-шные фигуры, а потом переводить в плоскость, вместо отрисовки честных спрайтов).

Удивительно, порой, какая мелочь нас может подтолкнуть к «копанию». В моем случае это была отнюдь не мелочь, так как для меня 2D-картинка очень принципиальна. Я внимательно изучил комментарии разработчиков, список «дополнительных целей», припомнил парочку вещей и неожиданно для себя пришел к следующему заключению. Игараси пришел не делать игру, он пришел получить неоплачиваемый кредит на создание собственной студии.

image

Вот он, главный злодей. Игараси-сан смотрит на тебя как…а, он вообще на тебя не смотрит. Сначала задонать, бака-гайдзин.

Не стоит думать, что случай с «Кровьзастывшая» — единственный, и является исключением из правил. Я уже давал как-то ссылку на статью создателя Shovel Knight, дам ещё раз. А ещё загляните сюда, сюда и сюда. Не находите ничего общего? Да и вообще, просто категория most_funded на Kickstarter-е. Есть ребята, которые собрали 961% сверх необходимого. А есть карточная игра на 10 000 %. Вставленные ссылочки здесь не зазря — мы к ним вернемся.

Действие первое. Stretch-goals

Картинка

20150527191923_52ac2275.jpg

 

Итак, что тут у нас?

  1. Достижение цели — игра будет выпущена;
  2. Артбук будет издаваться в твердой обложке;
  3. Второй игровой персонаж;
  4. Уровень сложности «Кошмар»;
  5. Актер озвучки — Дэвид Хейтер;
  6. Чит-коды;
  7. Локальный кооператив;
  8. Новый босс;
  9. Скоростной режим;
  10. Мод на уничтожение боссов;
  11. Ретро-уровень;
  12. Классический мод;
  13. Восьмибитные треки;
  14. Самый большой замок среди Кастл;
  15. Порт Wii U;

Первый и пятнадцатый никак не выделены, просто потому что не попадают в категорию «хорошо»/"плохо", первый пункт — вообще основа каких-либо обсуждений (что толку говорить о сорвавшемся проекте?), последний — ну, по личным наблюдениям, цель «выпустить игру на портативных системах»  выставляется именно на финишной прямой — это тот гол, который не обидно не взять; этот гол все равно будет потом достигнут просто так; этот гол является лишним пиаром — вот три вещи, для которых этот гол делается. Портативщики меньше всего жертвуют проектам на кикстартере (см. статью по Лопаторыцарю на хабре), зато потом могут выдать неплохой результат по продажам. На моей памяти было три проекта с финальной целью на Vita, Wii U, 3DS — ни один не был достигнут, но игра все равно была выпущена. Там ещё виднеется 16-й, черт знает, что это будет. Но я уверен, что скоро узнаем (хотя, может и не получим — но увидим точно).

Жирным, как можно понять, выделены объективно значимые «достижения» — эти голы реально принесут контент в игру. Причем не просто «пара причесок, один кинжал», как грешат этим DLC, а именно что расширят и увеличат контент качественно. Это — то, на что реально потратятся пожертвования, которые игра собрала на платформе. Как видите, их всего четыре штуки. Четыре из 15-ти! 

Причем, по их же расценке, затраты на игру оценены в 500 тысяч долларов. Сейчас, по идее, они могут сделать пять игр. Из всего списка на пятерку тянет только самый большой замок, по их заверениям (ещё надо будет увидеть, насколько он будет хорош). И ещё, на минуточку — я нигде не нашел описания стретч-голов. А теперь сравним с тру-инди ребятами (хотя Шовеля я ещё поругаю): раз и два. Как видите, плотность «контентных» целей на порядок выше, в случае с Shadowrun стремится к абсолюту. С Лопатным рыцарем ещё спорно, но самое главное — люди пишут, что они намерены сделать, если достигнут того или иного уровня. Кодзи Игараси же почему-то считает выше своего достоинства объяснятся перед фанатами.

Ну и вообще, для 563% сверхфинансирования проекта как-то скупо, не находите?

Курсивом выделена откровенная наглость. Добавление этих вещей разработчикам будет стоить ровно ничего. Парочка строчек кода индусу на подхвате, все. Таких вещей семь — практически, половина списка (их на самом деле даже 8, больше половины, но жирный курсив — это отдельный разговор). Артбук в твердой обложке вместо мягкой «всего» за 100k $ — это уже даже не плевок в лицо фанатов, это, извините, за выражение, хорошенький такой харчок. Спасибо Холи, что подтвердила и просветила про вопросам издательства и артбуков в частности. На данный момент (и вряд ли число уже значительно увеличится) этот сборник артов получит 4161 человек. Это даже не одна треть от максимального размера малого тиража. Чтобы выпустится таким тиражом платно — это, примерно, 30 тысяч рублей. Они для этого получили сто тысяч долларов. Вот и попробуй узнай, куда там пошла вся остальная часть — не на вино ли Игараси?

Жирным курсивом выделен самый вопиющий ужас. Фанаты Снейка, лучше не читайте дальше. Или читайте — конкретно против самого Дэвида Хейтера я ничего не имею. Но покупка какого-то элитного актера, который озвучивает у Конами известного героя другой серии — пустое ребячество. Мол, смотрите, как мы можем. И пофиг, что 50 тысяч — это, по сути, пять месяцев работы кодера/художника, а ребята из Yatch Club и вовсе эти 50 тысяч разделили на 10 месяцев. Т.е. годовая зарплата их работника, по сути. Спрашивается, зачем, когда любой выпускник-недоучка артистического колледжа без дефектов голоса и синдрома Дауна зачитает текст как минимум нормально, а всю выручку можно заплатить тем же художникам/концептерам/программистам?

В общем, основной тезис этого пункта таков: найм крутых актеров для озвучки инди-игры — это непозволительная роскошь. Как ни крути, а музыка и актеры — не центральная составляющая для игры. Для шедевра их качество, конечно, необходимо, но в треугольнике Геймплей vs Графика vs Сюжет ей никак места нет. Была одна игра, паззл-квест, кажется, на которую собрали столько денег, что смогли пригласить на роли всяких Элайджа Вудов и другую голливудщину. Где она теперь? Я не смог её даже вспомнить, чтобы вставить в статью: надеюсь, читатели меня простят за это бездоказательный пример. В общем, такой манерный ход могут себе позволить только крупные компании, с контрактом от издательства: для данных же проектов это лишние расходы, которые по факту отрезают от игры более важные параметры как-то: скорость выпуска, качество, наполненность игрового мира, etc. 

У читающих может сложится мнение, что я — завистливый неудачник, считающий чужие деньги и завидующий этому. Упаси Вселенная! Много денег на хорошие проекты — всегда хорошо: я прыгал от радости, узнав о сумме, которую собрали Pillars of the Eternity, Hong Kong (за этим я ещё и живо следил), Torment: Tides of Numenera (и плевать, что inXile дискредитировали себя откровенно проходной Wasteland 2),  но так ли хорош Bloodstained? Пока я вижу лишь откровенную халтуру в самом зачетке. Тем временем — акт второй.

Действие второе. Почем народный кредит?

Для того, чтобы разобраться в следующем моменте, нужно прочитать, что такое Independent Gamedevelopment

Independent video game development is the process of creating indie games; these are video games, commonly created by small teams or individuals and usually without significant financial support of a video game publisher or other outside source. These games may take years to be built from the ground up or can be completed in a matter of days or even hours depending on complexity, participants, and design goal.

Понимаете, да? Маленькими студиями или вообще в одиночку, без финансовой поддержки. Создатель инди-игры не должен платить себе зарплату за создание игры. Собственно. поэтому к Shovel Kingt тоже есть претензии по этому поводу. В статье автор плачется, что последние месяцы они даже были вынуждены занимать деньги. Спрашивается, а с чего бы вы это уволились с обычной работы-то? Работу всей команды оплачивает инвестор-издатель, который потом получает прибыль и проценты с ней. Кто-нибудь из пожертвовавших получал процент? Оч-чень сомневаюсь. Возвращаемся к крайнему случаю — «небольшие команды». Игараси притащил целую толпу.

image

Кто-нибудь, вызовите налоговую инспекцию в их офис! Нет, я серьезно — это ж какая прорва народу. И если бы он один — Обсидианов я сейчас трогать не буду (но они практически юродивые, в хорошем смысле. Поэтому пусть спят спокойно, им скоро патч 1.06 выпускать). Зато эта новоявленная inXile, делающая нам Мучение: Приливы Нуменеры, выходцы из Rare или вот ещё. Последний пример указан тут не зря, хоть и собрал небольшую сумму по меркам гигантов — я его указал по причине сходства сумм по донату. Подождите, скоро придет Кодзима, и соберет на Кикстартере весь миллиард. И сделает нам Metal Machine Destructor какой-нибудь. На проценты с суммы, естественно.

Почему идет такой поток, по сути, желчи? Да все просто — как сами видите, это уже совершенно не независимая разработка игр — это это четкий финансовый план, бизнес-стратегия, если хотите. Двух миллионов вполне достаточно, чтобы организовать себе приличную такую студию и получить с первого своего проекта сверхприбыль, потому что затрат на неё своих ушло ровно 0.

Вполне логично задать вопрос — почему я так думаю? Как можно определить, когда человек делает «душу», а когда делает бизнес? Почему вообще я решил, что Игараси таким оригинальным способом собирается поднять легких денег? Ну что ж, я не силен в бизнесе, но попробую объяснить.

С чего, как правило, начинается бизнес у человека, который «поднимается с низов» (будем отталкиваться от привычного положения всех деятелей инди-разработчиков)? С взятия кредита в банке. А что означает кредит в банке? Это выплаты процентов, надбавок, ежемесячные взносы… а ещё предприятию тогда нужно формировать политику так, чтобы произошла окупаемость средств и быстро начала приносить прибыль.

Так вот в случае пожертвования с кикстартера никаких процентов и возвращения кредита не будет. Не-бу-де-т. Твердо и четко! Безусловная выгода, предприятие не будет работать на самоокупаемость — оно будет приносить прибыль. Каким бы тиражом игра не разошлась, Игараси и Ко. останутся в плюсе. Ну и ещё парочка моментов. Как говорится — все познается в сравнении. Вот Лопаторыцарь душа? Безусловно, можете прочесть рецензию, хотя и к политике Yatch Club-а были претензии. Так вот (спасибо Холи за очередную наводку)

По мнению специалистов примерно 20% малых предприятий начинают с капитала в 1000-5000 долларов. Примерно 50% из них уже через 2-3 года получают доход около 1 миллиона долларов.

Данные с сайта РосИнвест. Каких-то пять тысяч долларов! Для такой команды, конечно, несерьезная сумма: но у японца сейчас на руках окажется 3 миллиона. Это в десять раз больше, чем бюджет игры Shovel Knight, а там использовался честный пиксельарт. Вот в таком-то сравнении все и познается — кто-то приходит собрать денег на необходимые инструменты, движки, заплатить художнику (но не себе) — а кто-то приходит кормить свою команду за счет фанатов. Ничего личного, с позиции бизнесмена все очень складно — народ получит игру, Игараси получил капитал. Только вот мы все знаем. что бизнес и маркетинг сделали с нашими видеоиграми. Большой капитал — хорошо, но бездуховно (шутка, конечно. Но в каждой шутке… — прим. авт.)

Теперь, собственно, о добыче денег. Стоит только глянуть на расценки  - волосы дыбом встают. Так-так, 50$, 150, 250, 750, 2 100, 7 500, 10 000… СТОП ЧТО? Десять тысяч долларов, вы серьезно? Причем с 1 500 долларов идет уже вмешательство в игру — можно потребовать засунуть свой портрет в игру, за 2 000 — сдизайнить оружие, а за 8 500 — по факту становитесь геймдизайнером небольшого кусочка игры. Только вот стоит ли оно того? Вот серьезно. Вы отдаете реально огромные деньги, по факту это 2 месяца работы джуниор-кодера или максимально — оплачиваете месяц-полтора работы высококлассному специалисту. Собственно, поэтому здесь помянут Project Scissors — там совершенно аналогичные (включая и 10 тысяч с поездкой на встречу с разрабами) расценки. Зачем, за что? 

С таким размахом, который замыслил Кодзи-сан, люди, влившие столько денег в проект по идее могут становится владельцами какого-то процента акций от копании. Даже если бы эта сумма набралась лишь с пятидолларовых пожертвований — по сути, люди имеют право избрать своих представителей и заслать в акционерное общество компании. Что они получат вместо этого? Кто безделушку, кто возможность нарисовать эскиз меча (который может быть и не вставлен в игру), а кто-то откровенно халтурный скетч собачки. заплативший 10 тысяч долларов (он пока такой один) приедет в Японию, даже увидится с самим (ох хех!) великим ИГА, тот даже пожмет ему руку, и, возможно, даже сделает ритуальный полупоклон. Разумеется, ведь этот человек по факту может метить на место председателя акционерного общества.

Что ж, думаю, сей фарс пора прекращать — акт третий, и последний.

Действие третье, заключительное. Донат иль нет? Вот в чем вопрос!

Ну вот наша трагикомедия и подошла к концу, надеюсь, я не слишком вас утомил. После всего, что я сейчас сказал, могут уже позабыться слова, что я не собираюсь однозначно поносить платформу. Нет, кикстартер тут совершенно невиновен — и более того, оправдан по всем пунктам. Будет оправдан за Hyper Light Drifter, за Battle Cheif Brigade, УЖЕ оправдан Pillars of the Eternity, FTL, Freedom Planet… последняя — один из ярких примеров, КАК нужно использовать кикстартер. Люди пришли уже с готовой игрой, она была выпущена без отложений, а платформа дала лишь необходимый пиар и деньги на необходимые ресурсы (а не зарплату разрабам). игра вышла просто замечательной и т.н. «душевной». И это не единственный пример, таких сплошь и рядом полно.

Что же предлагает нам новая «Кастла»? Да ничего, им НЕЧЕГО показывать. На скринах значится «концепт-арт», по сути я даже не могу со всей строгостью оформить страницу игры на SF, просто потому что нет настоящих изображений игры. Есть парочка скетчей и три кислотных якобы «скрина». То есть у людей пока нет НИЧЕГО готового, вовсе. Все, что они нам пока дают — это обещания. «Godus» тоже жил обещаниями Питера Мулинье, и даже заручился поддержкой Маркуса Прессона (a.k.a. Notch) , но в итоге закончил плохо, а бедного Питера осаждают яростные обманутые люди, вложившие средства.

И, наконец, финальным аккордом — здесь ещё ни разу не было сказано, почему я помянул кошек, собравших огромную сумму на кикстартере. Дело в том, что это уже не спонсирование проекта. это по факту его «издание». За каждое пожертвование они высылают карточный набор сразу. То есть по факту платформа в данной роли выступает издательством. Люди отдают от 25 до 500 долларов (последние два варианта, 500 и 100 долларов тем более ограничены, остаются варианты в 20 и 35), и получают сразу готовый продукт.

Потому вся эта статья нацелена только на одно — это даже не ругань в сторону нового проекта, а лишь предупреждение, к чему все это может скатится. Банальнейшая аналитика за 500 (ниже не позволяет оценить гордость, выше — совесть). Но звоночки вообще тревожные, будем надеяться, что игра все-таки выйдет хорошей, а сам Кикстартер будет двигаться в светлую сторону действительно независимых разработчиков. Мы же продолжим получать то, что так хотим — ударную дозу ностальгии и сентиментальности.

Автор ShadowScarab 28 мая 2015, 12:09 (4746 просмотров)
Комментарии

Ну… вообще-то многие проекты на Кикстартере на деле продажа, а не спонсирование. Это норма за пределами раздела компьютерных игр. Тот же картофельный салат, или видела «проект» из нашей страны «Закажи футболку с супер-артистичным рисунком!».

Потом считать чужие деньги и тиражи с позиции парня на диване — не лучшая идея. В разных странах разные зарплаты. Если вьетнамец нарисует спрайт персонажа за 10$ и будет считать, что ему жутко повезло по деньгам, то англичанину/американцу подавай 25$ за тот же спрайт, так как им на жизнь нужно больше денег в месяц, а время на спрайт тратится одинаковое.

Дальше, логика в рассуждении про «без финансовой помощи» улетела в форточку. Читай внимательней, а? Выкинул слово «издателя» в конце и сразу с ним всю логику. Все люди получают зарплату. Инди-разработчики тоже ее получают, просто деньги идут из бюджета компании/карманов основателя/карманов спонсора и т.п., а не от дяди-издателя, диктующего свои условия. Вся разница. Инди-разработчики — это профессионалы на зарплате, а те, про кого ты говоришь, должны были и дальше на основной работе оставаться, — это не инди, а фанаты.

В минусы записал наличие бизнес-плана, а я бы это в плюсы. Многие чайники приходят на Кикстартер с «давайте соберем деньги», а вот о том, на что и куда они их потратят — не представляют. Слежу за одним полным инди, там у ребят были проблемы с банальным получением денег — они даже не представляли, что потеряют деньги на переводе в свою страну (Новая Зеландия) и что получить такую сумму будет не так просто — банки за большими переводами следят и проверяют.

Другая сторона медали, что многие развернувшиеся разработчики приходят на Кикстартер пиара ради. Кикстартер — это дешевый пиар и первые продажи для тех же инди, которым надо, чтобы их заметили и купили. Ведь для проекта на Кикстартере нужно показать что-то: арты, скриншоты, а лучше игровое видео, но если это есть, то… работа кипит ведь и без фанатов. Да, есть студии, которые честно писали: мы игру почти сделали, деньги нужны на дополнительные фишки и допиливание. Есть те, кто говорил: даже 2-3кк$ это мало для разработки игры такого уровня, это даже не половина бюджета, потому тут больше от пиара, чем от реального заработка. Есть даже те, кто пришел и откровенно сказал: нам надо посмотреть, сколько хайпа вокруг игры удастся поднять (да, я про вас, Warhorse Studios).

Все сводится к тому, что надо внимательно читать тексты, что разрабы выкладывают. Они там много чего говорят. И часто это очень важно. Например, на разрабов Banner Saga в свое время наехали, что они выпустили левую сетевую игру вместо обещанного… а на деле они выпустили, как и обещали, мультиплеерное бету/демо для тестирования боевой системы, тогда как работу над игрой они продолжали, как и обещали.

Ну… вообще-то многие проекты на Кикстартере на деле продажа, а не спонсирование. Это норма за пределами раздела компьютерных игр. Тот же картофельный салат, или видела «проект» из нашей страны «Закажи футболку с супер-артистичным рисунком!».

Неправда. Главная цель платформы — спонсирование.

Потом считать чужие деньги и тиражи с позиции парня на диване — не лучшая идея. В разных странах разные зарплаты. Если вьетнамец нарисует спрайт персонажа за 10$ и будет считать, что ему жутко повезло по деньгам, то англичанину/американцу подавай 25$ за тот же спрайт, так как им на жизнь нужно больше денег в месяц, а время на спрайт тратится одинаковое.

Тут идет рассуждение только с позиции Америки. Я специально уточнил стоимости/запросы разработчиков игр в США, чтобы не писать как «А вот у нас в Мухосранске дядя Петя и за 3 рубля на водку нарисует». Трижды уточнил момент, что мне не жалко чужих денег — нет, все-таки не был услышан. Прочитай сама внимательнее, я только рад, когда люди получают большие деньги — Пилларсы, Номер 9, и так далее. Вопрос в другом — на что они пойдут тут? И сразу выясняется, что пахнет нефиговеньким таким распилом.

Дальше, логика в рассуждении про «без финансовой помощи» улетела в форточку. Читай внимательней, а? Выкинул слово «издателя» в конце и сразу с ним всю логику. Все люди получают зарплату. Инди-разработчики тоже ее получают, просто деньги идут из бюджета компании/карманов основателя/карманов спонсора и т.п., а не от дяди-издателя, диктующего свои условия. Вся разница. Инди-разработчики — это профессионалы на зарплате, а те, про кого ты говоришь, должны были и дальше на основной работе оставаться, — это не инди, а фанаты.

Если делаешь проект «для души» (чем всегда бравировала инди-разработка) деньги, как бы, не нужны. Я не против, чтобы они платили себе деньги; но это уже сверхприбыль выходит. Они и так заработают деньги на игре, которую при этом делают «для души» — с какой радости им работать по схеме обычной компании с издателем, когда ты кодишь то, что прикажут? так что нормально все с логикой.

В минусы записал наличие бизнес-плана, а я бы это в плюсы. Многие чайники приходят на Кикстартер с «давайте соберем деньги», а вот о том, на что и куда они их потратят — не представляют. Слежу за одним полным инди, там у ребят были проблемы с банальным получением денег — они даже не представляли, что потеряют деньги на переводе в свою страну (Новая Зеландия) и что получить такую сумму будет не так просто — банки за большими переводами следят и проверяют.

Вот тут ты как раз не права вообще. Ты игру-то изучила? Бизнес-план Игараси касается компании, а не игры. Специально привел примеры: Шадовран, Шовель. Люди каждый стретч-гол расписали, что они сделают. куда деньги пойдут. У Блудстейнеда этого НЕТ, даже в комментариях разрабов в блоге. А бизнес-план по получению прибыли — как раз-таки бездуховно. Бизнес-план по созданию игры — святая необходимость.

Все сводится к тому, что надо внимательно читать тексты, что разрабы выкладывают. Они там много чего говорят. И часто это очень важно. Например, на разрабов Banner Saga в свое время наехали, что они выпустили левую сетевую игру вместо обещанного… а на деле они выпустили, как и обещали, мультиплеерное бету/демо для тестирования боевой системы, тогда как работу над игрой они продолжали, как и обещали.

В том и дело, что я не гоню в целом на разрабов (наоборот, хвалю, опять же смотри Шадовран, Шовеля, етк), которые подробно рассказывают, что сделают. А Игараси только и бахвалится, что «я запилю вам ту саму олдфажную игру», и все. Реальных же подвижек нет — даже скринов/концептов окончательных.

ShadowScarab,

Неправда. Главная цель платформы — спонсирование.

А при чем тут «неправда»? Цель может быть какая угодно, а вот для чего используют…

Если делаешь проект «для души» (чем всегда бравировала инди-разработка) деньги, как бы, не нужны.

Сколько бы «для души» не было, есть что-то нужно и спать где-то нужно. И нет, это не сверхприбыль. Любой не-школьник знает, что все выигрывают при оплате по тарифу работникам, а не смутным обещаниям %% от продаж. Начнем с разборок: «А ты нам не все продажи показал! Гони деньги!» и заканчивая тупизной некоторых: «На Кикстартере 500к дали! Гони % от суммы!!! Какие еще лицензии, налоги, %кикстартеру, %банку за перевод, отзывы платежей, мой рабочий комп, аренда офиса?! Ничего не знаю! Гони % от всех 500к!»

Они и так заработают деньги на игре, которую при этом делают «для души» — с какой радости им работать по схеме обычной компании с издателем, когда ты кодишь то, что прикажут? так что нормально все с логикой.

То есть, по-твоему, они не только не нуждающиеся в пище год-другой роботы, но еще и идиоты, как наш художник слова?.. Они все равно делают план игры и решают, кто делает концепт, кто рисует, а кто под эту рисовку код пишет и какой. Просто решают это между собой и по своим вкусам, а не по тому, что маркетинговый отдел сказал: «Сейчас продается вот это! Делайте!»

Вот тут ты как раз не права вообще. Ты игру-то изучила? Бизнес-план Игараси касается компании, а не игры. Специально привел примеры: Шадовран, Шовель. Люди каждый стретч-гол расписали, что они сделают. куда деньги пойдут. У Блудстейнеда этого НЕТ, даже в комментариях разрабов в блоге. А бизнес-план по получению прибыли — как раз-таки бездуховно. Бизнес-план по созданию игры — святая необходимость.

Бизнес-план как раз и есть про получение прибыли: что надо купить, чтобы работать, сколько денег получишь и потому сколько можно еще вложить в разработку, чтобы не остаться без штанов. Бизнес-планов по созданию игры не существует.

То, что текст на Кикстартере у одних выглядит лучше, чем у других, показывает лишь то, что у кого-то менеджеры лучше работают и умеют лучше составлять тексты и планы, а кто-то пошел на Кикстартер, сильно не подумав о том, что будет там делать. Можешь заметить, что некоторые кампании чуть ли не ежедневно во время кампании пилят обновы (думаешь они ежедневно что-то делают? ха! все ролики, геймплей, «новые» арты или скрины делают заранее, это все часть продуманной менеджерами кампании), а другие хорошо если раз в неделю что-то запостят (а вот эти услышали, что можно срубить бабла и притащились с топорами, даже не научившись ими пользоваться).

Вот только это не показывает насколько они разводят на деньги или насколько серьезно работают. Это лишь обертка от фантика, которую они смогли или не смогли сделать привлекательной. А что внутри — ты никогда не увидишь.

Rev,  

А при чем тут «неправда»? Цель может быть какая угодно, а вот для чего используют…

Дак «краудфандинг» как бы это и значит. А они эти цели извращают.

 Сколько бы «для души» не было, есть что-то нужно и спать где-то нужно.

Работа есть? Есть. Нечего с неё увольняться.

Любой не-школьник знает, что все выигрывают при оплате по тарифу работникам, а не смутным обещаниям %% от продаж. Начнем с разборок: «А ты нам не все продажи показал! Гони деньги!» и заканчивая тупизной некоторых: «На Кикстартере 500к дали! Гони % от суммы!!! Какие еще лицензии, налоги, %кикстартеру, %банку за перевод, отзывы платежей, мой рабочий комп, аренда офиса?! Ничего не знаю! Гони % от всех 500к!»

Ой вот не наадо. Знаю я и про налоги с кикстартера, и налоги на прочие вещи. Где я там писал, что они проценты будут получать от чистой суммы? Сколько там процентов выдавать бекером — это уже разговор другого толка. Здесь лишь разговор, что в своей сумме они зарабатывают на это право (пусть и три копейки какие-то).

 

То есть, по-твоему, они не только не нуждающиеся в пище год-другой роботы, но еще и идиоты, как наш художник слова?.. Они все равно делают план игры и решают, кто делает концепт, кто рисует, а кто под эту рисовку код пишет и какой. Просто решают это между собой и по своим вкусам, а не по тому, что маркетинговый отдел сказал: «Сейчас продается вот это! Делайте!»

Понимаешь, я вот тут подумал. Короче, я ничего не имею против того, что бы ребята так сказать «платили» себе за труд. Вспоминаю как раз историю с FP, или вот с этим Ёка-лали, есть ряд различий. Последние не просят денег на игру — они пришли, чтобы быстро её выпустить. То есть получить деньги на дошлифовку и скорейший выпуск. т.е. если приходить на кикстартер с заявлением «мы у вас просим деньги на N лет работы», то это вполне ок. Только вот мало кто в этом сознается, на самом деле. А когда человек умалчивает о реальных планах — это вызывает сомнение, не находишь?

Бизнес-план как раз и есть про получение прибыли: что надо купить, чтобы работать, сколько денег получишь и потому сколько можно еще вложить в разработку, чтобы не остаться без штанов. Бизнес-планов по созданию игры не существует.

Ну не знаю. Обычную кикстартерную компанию у меня язык не поворачивается назвать «бизнес-планом». В случае с Блудом все реально выглядит больше как развод. Я потому и привел сравнение — Шовель там, Шадовран. Когда одни имеют план который именно похож на план действий, а не на тупой пиар-ход — это лучше. Игараси же пока только пиарится.

То, что текст на Кикстартере у одних выглядит лучше, чем у других, показывает лишь то, что у кого-то менеджеры лучше работают и умеют лучше составлять тексты и планы, а кто-то пошел на Кикстартер, сильно не подумав о том, что будет там делать. Можешь заметить, что некоторые кампании чуть ли не ежедневно во время кампании пилят обновы (думаешь они ежедневно что-то делают? ха! все ролики, геймплей, «новые» арты или скрины делают заранее, это все часть продуманной менеджерами кампании), а другие хорошо если раз в неделю что-то запостят (а вот эти услышали, что можно срубить бабла и притащились с топорами, даже не научившись ими пользоваться).

Да, я в курсе, что это делается заранее, спасибо. Только вот опять же, эти ничего толком не сделали вообще. У них нечего показывать.

 

Вот только это не показывает насколько они разводят на деньги или насколько серьезно работают. Это лишь обертка от фантика, которую они смогли или не смогли сделать привлекательной. А что внутри — ты никогда не увидишь.

Увижу, когда сделают игру. И вообще, ИГА притащил за собой кучу народу, в том числе и проф. пиар-менеджеров, ещё и через ачивки офигенно пиарится, плюс у него опыт есть ещё какой, так как работал в крупной студии, знает не понаслышке, что такое грамотный пиар. И в итоге мне его «менеджмент» понравился меньше, чем у непрофессиональных ребят из Этербрейн и Ятч Клаб. 

  

ShadowScarab,

Работа есть? Есть. Нечего с неё увольняться.

Они не фанаты. Инди — это профессионалы, у которых создание игры в инди-студии и есть — работа.

Ой вот не наадо. Знаю я и про налоги с кикстартера, и налоги на прочие вещи. Где я там писал, что они проценты будут получать от чистой суммы?

Ты-то тут при чем? Это про внутри команды. Вот окажется, что в вашей инди-студии один отличный дизайнер — полный идиот в экономике, который побежит к своему адвокату с криками, что его обманули на деньги… Или да, ваш бухгалтер реально всех обманет по продажам. Плюс допечатка тиражей и перевыпуск спустя сколько-то лет «платинового» издания тоже повлекут гору проблем, которые никому не нужны. Добавь к этому, если ты планируешь и дальше работать в инди, а не «создал одну игру и расходимся», то тебе нужен бюджет под следующий проект, куда реально вложить прибыль с прошлой игры.

А когда человек умалчивает о реальных планах — это вызывает сомнение, не находишь?

Конечно. Когда страница полна «Мы такие крутые, сделаем GOTY на раз-два», но ни одного скрина, ни конкретного плана, что будут делать, не видно — конечно их поведение выглядит распальцовкой и разводом.

Ну не знаю. Обычную кикстартерную компанию у меня язык не поворачивается назвать «бизнес-планом». В случае с Блудом все реально выглядит больше как развод. Я потому и привел сравнение — Шовель там, Шадовран. Когда одни имеют план который именно похож на план действий, а не на тупой пиар-ход — это лучше. Игараси же пока только пиарится.

Это в любом случае план кампании и то, как все подать. Например, у тебя в игре запланирована магия. Вы напридумывали для нее 10 эффектных заклинаний, но вы говорите, что, мол, «Мы придумали шесть заклинаний. Если вы дойдете до стретча, то мы придумаем еще четыре.» Либо можно сразу сказать «у нас будет 10 заклинаний», что все пропустят мимо ушей и воспримут как данное, обратив внимание на другие детали…

Увижу, когда сделают игру.

Не, ты увидишь лишь, что они сделали, но не куда они дели собранные деньги. Если тебе понравится то, что они сделают, то ты посчитаешь, что все ок. Если нет, то тебя не будет волновать, даже если они вложили каждую копейку в игру и никуда больше.

Rev,  

Они не фанаты. Инди — это профессионалы, у которых создание игры в инди-студии и есть — работа.

То-то у каждого второго слоган gamers by gamers.

Ты-то тут при чем? Это про внутри команды. Вот окажется, что в вашей инди-студии один отличный дизайнер — полный идиот в экономике, который побежит к своему адвокату с криками, что его обманули на деньги… Или да, ваш бухгалтер реально всех обманет по продажам. Плюс допечатка тиражей и перевыпуск спустя сколько-то лет «платинового» издания тоже повлекут гору проблем, которые никому не нужны. Добавь к этому, если ты планируешь и дальше работать в инди, а не «создал одну игру и расходимся», то тебе нужен бюджет под следующий проект, куда реально вложить прибыль с прошлой игры.

Не смогу утверждать, что воровства не будет, но до этого момента никто никого не «кидал». Наверное, потому что все-таки ребята собираются творческим коллективом, и главное их желание — сделать игру?

Конечно. Когда страница полна «Мы такие крутые, сделаем GOTY на раз-два», но ни одного скрина, ни конкретного плана, что будут делать, не видно — конечно их поведение выглядит распальцовкой и разводом.

О чем и речь.

Это в любом случае план кампании и то, как все подать. Например, у тебя в игре запланирована магия. Вы напридумывали для нее 10 эффектных заклинаний, но вы говорите, что, мол, «Мы придумали шесть заклинаний. Если вы дойдете до стретча, то мы придумаем еще четыре.» Либо можно сразу сказать «у нас будет 10 заклинаний», что все пропустят мимо ушей и воспримут как данное, обратив внимание на другие детали…

Не нравится мне такой подход, вот серьезно. Пахнет от него маркетингом, а в случае «шедевров» это всегда плохо.

Не, ты увидишь лишь, что они сделали, но не куда они дели собранные деньги. Если тебе понравится то, что они сделают, то ты посчитаешь, что все ок. Если нет, то тебя не будет волновать, даже если они вложили каждую копейку в игру и никуда больше.

Ну вот неправда. О качестве судить можно достаточно объективно. Одно дело мне может не понравится стиль, и тогда глупо будет возмущаться над потраченными деньгами, другое дело мне подсунут работу новичка в 3д максе вместо заявленного профи с блендером.

ShadowScarab,

Не смогу утверждать, что воровства не будет, но до этого момента никто никого не «кидал». Наверное, потому что все-таки ребята собираются творческим коллективом, и главное их желание — сделать игру?

Или потому, что они не наивные школьники и работают за зарплату (сдельную/месячную), а не % продаж.

Не нравится мне такой подход, вот серьезно. Пахнет от него маркетингом, а в случае «шедевров» это всегда плохо.

Безусловно. Но это лишь пример. Суть в том, что ты никогда не знаешь, реально ли было готово 10 заклинаний изначально или, как они и сказали, 6+4 по заявкам. Ты будешь верить в то, что тебе больше нравится. Потому подача работы оказывается важней, чем сама работа.

Ну вот неправда. О качестве судить можно достаточно объективно. Одно дело мне может не понравится стиль, и тогда глупо будет возмущаться над потраченными деньгами, другое дело мне подсунут работу новичка в 3д максе вместо заявленного профи с блендером.

А может у них графой занимался новичок, на профи денег не осталось? А профи они взяли гейм-дизайн, кодера, композитора и тестеров?))

Rev,

Или потому, что они не наивные школьники и работают за зарплату (сдельную/месячную), а не % продаж.

Мы, кажется, уже решили, что я в принципе не против, чтобы люди собирали себе деньги на зарплату во время работы над игрой — но только если честно об этом заявят. Вот банальынй пример: Шовель рассчитывал на 50 тысяч долларов. Они собрали 300 тысяч. В шесть раз больше! И этих денег им не хватило, они вынуждены были занять. На что они надеялись с 50 тысячами, спрашивается? Правильно, собери 50 тысяч они бы не уволились с работы и работали так. Суть в том, что многие идут делать игру, а потом видя приток денег, решают, что могут «шикануть». Это плохо.

Безусловно. Но это лишь пример. Суть в том, что ты никогда не знаешь, реально ли было готово 10 заклинаний изначально или, как они и сказали, 6+4 по заявкам. Ты будешь верить в то, что тебе больше нравится. Потому подача работы оказывается важней, чем сама работа.

Это действенно, я как практичный человек с тобой согласен, но как человек с достаточно принципиальной позицией — нет. Не будешь же отрицать, что такой подход все-таки нечестен? А ведь кикстартер ведет дела как раз под эгидой «без гадких издателей, заставляющих нас обманывать игроков и вырезать контент».

А может у них графой занимался новичок, на профи денег не осталось?

Это лишь допущение. Графическая часть — её сразу видно, по идее. Если показанное на презентации отличается от релиза — есть повод возмутиться.

А профи они взяли гейм-дизайн, кодера, композитора и тестеров?))

А вот если они наймут вместо моделлера композитора, смотри раздел выделенный жирным курсивом. 

ShadowScarab,

И этих денег им не хватило, они вынуждены были занять. На что они надеялись с 50 тысячами, спрашивается?

Аха, явно что-то другое планировали… либо ничего не планировали, а запустили и думали: «посмотрим, что выйдет».

Не будешь же отрицать, что такой подход все-таки нечестен? А ведь кикстартер ведет дела как раз под эгидой «без гадких издателей, заставляющих нас обманывать игроков и вырезать контент».

Безусловно, мне тоже нравится честный подход… Просто честным пиаром добиться того же эффекта сложней. Это мне сразу вспоминается, как я опаздываю в школу и надо ответить почему… вот попробуй скажи, что «я встала так рано, что успела все переделать, и еще почти час оставался до выхода… вот и заигралась» проще «проспала»/"будильник не сработал". Первое примут за неудачную отговорку и отругают, последнее — тебя еще и за честность похвалят.

Rev,  

Аха, явно что-то другое планировали… либо ничего не планировали, а запустили и думали: «посмотрим, что выйдет».

Как-то глупо вообще. Тем более, если игра не выходит, все равно бекерам вернуть надо.

Безусловно, мне тоже нравится честный подход… Просто честным пиаром добиться того же эффекта сложней. Это мне сразу вспоминается, как я опаздываю в школу и надо ответить почему… вот попробуй скажи, что «я встала так рано, что успела все переделать, и еще почти час оставался до выхода… вот и заигралась» проще «проспала»/"будильник не сработал". Первое примут за неудачную отговорку и отругают, последнее — тебя еще и за честность похвалят.

Так-то да, но твой пример не совсем верен, кстати. Можно было так же честно ответить только вторую часть и получить похвалу. Да и вроде суть кикстартера, опять же — в том, что собираются люди с деньгами, которые устали от пиарщиков и маркетологов, и хотя увидеть честный и хороший продукт, а с другой стороны вроде как есть люди, которые готовы им этот продукт дать. И когда вскрывается, что люди собираются поступать как те же самые маркетологи…становится неприятно.

ShadowScarab,

Как-то глупо вообще. Тем более, если игра не выходит, все равно бекерам вернуть надо.

За 50к это была бы игра фан-уровня. И после завершения финансирования на Кикстартере бекерам ты уже ничего не должен отдавать. Максимум, твоя совесть может решить, что должен, но вот следовать ей совсем не обязан.

Так-то да, но твой пример не совсем верен, кстати. Можно было так же честно ответить только вторую часть и получить похвалу.

За «заигралась» хвалить бы не стали.

Да и вроде суть кикстартера, опять же — в том, что собираются люди с деньгами, которые устали от пиарщиков и маркетологов, и хотя увидеть честный и хороший продукт, а с другой стороны вроде как есть люди, которые готовы им этот продукт дать. И когда вскрывается, что люди собираются поступать как те же самые маркетологи…становится неприятно.

Немного не так. Кикстартер вообще создан, чтобы творческий народ мог найти спонсоров на свою идею: опубликовать фотоальбом со своими фотографиями природы, сделать постановку в провинциальном театре, снять костюмированное видео для ютуба и т.п.. В общем, взяться за такие проекты, которые дадут кому-то отличный старт. В играх это выглядело бы, как если бы инди-команда показала себя и доказала, что на что-то способна, чтобы дальше работать за свои деньги и становится большой студией, либо уйти под крыло к издателю, который теперь уже захочет их взять. Финансирующие же их люди хотят поддержать начинания энтузиастов, чтобы получить что-то, отдающее новой идеей.

Усталость от пиармаркетологов тут ни при чем. Идею либо не удалось никому из крупных компаний продать, либо даже не пытались, потому что таких нет/о них не знают, либо не пытались, потому что хотят выставить свое Я!Я!Я! Первая и последняя еще имеют отношение к маркетингу, но из разряда «нам отказали, сказав, что это слишком рискованно и никого не заинтересует, если мы не станем делать вот так, а мы вот так не хотим.» Это не говорит, что пиар и маркетинг для них плохие слова, только то, что маркетинговые отделы решили, что их идея наиболее вероятно провалится и им понадобится очень много пиара, чтобы выплыть^^

Rev,

За 50к это была бы игра фан-уровня. И после завершения финансирования на Кикстартере бекерам ты уже ничего не должен отдавать. Максимум, твоя совесть может решить, что должен, но вот следовать ей совсем не обязан.

Нет, там же есть в пунктах правило, что если игра не увидит свет, деньги они обязаны вернуть.

Немного не так. Кикстартер вообще создан, чтобы творческий народ мог найти спонсоров на свою идею: опубликовать фотоальбом со своими фотографиями природы, сделать постановку в провинциальном театре, снять костюмированное видео для ютуба и т.п.. В общем, взяться за такие проекты, которые дадут кому-то отличный старт. В играх это выглядело бы, как если бы инди-команда показала себя и доказала, что на что-то способна, чтобы дальше работать за свои деньги и становится большой студией, либо уйти под крыло к издателю, который теперь уже захочет их взять. Финансирующие же их люди хотят поддержать начинания энтузиастов, чтобы получить что-то, отдающее новой идеей.

Да, как-то вылетело из головы об этом куске платформы, но конкретно в играх я все же с тобой не соглашусь. Слоган у всех игровых создателей, пилящих «олдфажный вин» один — «долой маркетологов, даешь качество!». Посмотри представление того же Игараси — он там об этом прям в ролике говорит.

Усталость от пиармаркетологов тут ни при чем. Идею либо не удалось никому из крупных компаний продать, либо даже не пытались, потому что таких нет/о них не знают, либо не пытались, потому что хотят выставить свое Я!Я!Я! Первая и последняя еще имеют отношение к маркетингу, но из разряда «нам отказали, сказав, что это слишком рискованно и никого не заинтересует, если мы не станем делать вот так, а мы вот так не хотим.» Это не говорит, что пиар и маркетинг для них плохие слова, только то, что маркетинговые отделы решили, что их идея наиболее вероятно провалится и им понадобится очень много пиара, чтобы выплыть^^

Опять же, см. Блудстейнед, Ёка-лали от Rare и проч. Тех же Обсидианов и Инксайл помяну — тоже ругались на издателей.

ShadowScarab,

Нет, там же есть в пунктах правило, что если игра не увидит свет, деньги они обязаны вернуть.

Эм… нету. Из-за этого очень много же народ стебался, что после отдачи денег тебе никто ничем не обязан. Надо только сделать вид, что работа идет, а затем сказать: «упс! денег не хватило» и все деньги твои. Ты не обязан ни отчитываться, как они были потрачены, ни действительно все ли потрачено.

«долой маркетологов, даешь качество!»

Не-не-не, «долой маркетологов! будем делать, что МЫ хотим, а не что ОНИ нам говорят». Естественно, они юзают пиар-словечки типа «качество», «такого сейчас не выпускают» и т.п., чтобы пропиариться.

В играх тоже так, если пойдешь по мелким проектам, то там либо фанаты на фанатский проект собирают, либо любители на свою первую игру. А вот крупные и громкие — это разработчики, свалившие от издателей. Обычно валят они от того, что их идеи рубят по причине «не факт, что эта идея продастся, давай ту, что можно будет продать и в те сроки, что мы скажем». Если валят очень крупные, то они часто остаются работать в основной студии, а для проекта на Кикстартере открывают свою небольшую студию (Dreamfall тот же).

Rev,  

Не-не-не, «долой маркетологов! будем делать, что МЫ хотим, а не что ОНИ нам говорят». Естественно, они юзают пиар-словечки типа «качество», «такого сейчас не выпускают» и т.п., чтобы пропиариться.

С одной стороны, ты права, а с другой — кто-то же все-таки сдерживает слово. Следовательно, однозначно пиаром не назовешь.

Если валят очень крупные, то они часто остаются работать в основной студии, а для проекта на Кикстартере открывают свою небольшую студию (Dreamfall тот же).

Валят очень крупные — это когда Кодзима придет. Кстати говоря, все «крупняки» как раз-таки и не вызывают доверия (Мулинье, Игараси тот же).

В играх тоже так, если пойдешь по мелким проектам, то там либо фанаты на фанатский проект собирают, либо любители на свою первую игру.

К этим как раз претензий нет.

Эм… нету. Из-за этого очень много же народ стебался, что после отдачи денег тебе никто ничем не обязан. Надо только сделать вид, что работа идет, а затем сказать: «упс! денег не хватило» и все деньги твои. Ты не обязан ни отчитываться, как они были потрачены, ни действительно все ли потрачено.

Ага, а это что?

If the problems are severe enough that the creator can't fulfill their project, creators need to find a resolution. Steps should include offering refunds, detailing exactly how funds were used, and other actions to satisfy backers. For more information, see Section 4 of our Terms of Use.

 

ShadowScarab,

Ага, а это что?

Мм… так не вернуть. Прочти внимательно, что там по ссылке: «кормить апдейтами, затем сказать, куда ушли деньги, и сказать, что усе, денег нема». Про возврат там написано: «вернуть деньги, если что-то от них осталось, пропорционально вложенным бейкерам средствам».

С одной стороны, ты права, а с другой — кто-то же все-таки сдерживает слово. Следовательно, однозначно пиаром не назовешь.

Качество обещают все, ставя на кон свою репутацию, как разработчиков. Пока они обещают — это пиар. То, что выполняют, пиарх2 для них)

Rev,  

Мм… так не вернуть. Прочти внимательно, что там по ссылке: «кормить апдейтами, затем сказать, куда ушли деньги, и сказать, что усе, денег нема». Про возврат там написано: «вернуть деньги, если что-то от них осталось, пропорционально вложенным бейкерам средствам».

Ну тогда все печально. С другой стороны, кикстартером придуман бан для таких.

Качество обещают все, ставя на кон свою репутацию, как разработчиков. Пока они обещают — это пиар. То, что выполняют, пиарх2 для них)

Не люблю слово «пиар» в данном контексте — назовем это «кредитом доверия». Все же одно дело — голословное утверждение, другое — выполненные обещания.

ShadowScarab, пиар=реклама, она может быть как обманом, так и правдой.

Ну тогда все печально. С другой стороны, кикстартером придуман бан для таких.

Ну как бы… одного успешного раза и хватит.

Rev, ну с чего бы? не факт, если учесть, что крупные суммы собирают большие люди.

+6

Игра за 3млн долларов это круто, чо. Мне не жаль, что они так много денег собрали (почти). Повелся народ — отвалил необходимую сумму — окей. Я не вложил ни рубля и не переживаю. Выйдет игра — может поиграю, не выйдет… да хоспади щас столько игр понавыпускали, что глаза повылазят в них играть. Лично у меня ОЧЕНЬ длинный список игр, в которые хочу поиграть. Не факт, что именно буду в них заигрываться, но даже просто «пробовать» в них играть я запарюсь))) Я бы просто порадовался — чуваку получилось пыль пустить в глаза и получить хорошие деньги. Аплодисменты. Сколько уж кто получит пусть там сами грызутся)) По сути не так важно куда денутся эти деньги. Повторюсь — я не платил за подобные проекты и не собираюсь. Это не приносит прибыли (мне) и/или удовольствия. А разработчики теперь покушать смогут и за квартиру заплатить, что в этом плохого? Все по-разному живут.

Aeon, в статье от ШовелКнайт они приводят, что на сотрудника фирме нужно 10к$ в месяц в США (это не только зарплата, но туда интернет, электричество, компьютеры, лицензии, налоги, мед.страховка и все такое входят), то есть 120к$ на одного работника в год. Игры обычно пилят года два, то есть выйдет нанять порядка 12 работников за 3 млн.. Уже не так впечатляет)

Rev, не удивительно, учитывая, что простой водитель автобуса в штатах в сити зарабатывает порядка 6000 зелени. В любом случае разный стиль жизни — разные расходы. Кто-то купит одну игру в месяц и радуется, а кто-то с десяток и еще говорит потом, что играть не во что))) …ну эт я просто как пример хаха)

+5

Ранний доступ как бы тоже распил и грабеж ,нэ?

Xarima Kenji, скорее экономия.

Xarima Kenji, фига себе экономия, который жди еще черт знает сколько.. Заплати за доступ, чтоб играть в обрезку с кучей багами, чтоб через 10 лет наконец насладиться нормальной игрой..

Xarima Kenji, ну так, помимо того что ты заплатил за игру, так тебя еще используют как тестера. Не нужно платить реальным людям за тест игры за все эти годы что будет игр висеть в альфе. Народ все равно хавает.

+14

Почитал, плюсанул, ибо написано довольно интересно, но Скараб, не забывай, Кикстартер это добровольное безвозмездное пожертвование, аналогично тому, что люди жертвуют например церквям. Никто никого не заставляет вкладывать деньги насильно, так что грабежа тут не вижу. Возможно многие вкладывают не столько в сам проект, чтобы в него в перспективе поиграть, ск-ко просто для поддержки отдельных людей, чье творчество их радовало ранее. Распила тоже не вижу, а вот отмыв, да. Этого варианта точно не исключаю.

п.с. надеюсь мысли ни с кем не совпали, т.к. на полотно комментов времени не хватило.  

Wallmert, награды за взносы не соотносятся с «безвозмездное»

Wallmert,  

Кикстартер это добровольное безвозмездное пожертвование, аналогично тому, что люди жертвуют например церквям. Никто никого не заставляет вкладывать деньги насильно, так что грабежа тут не вижу.

Дык, никто не спорит, что дело-то благое. Плохо то, что этим начинают пользоваться. А это может плохо сказаться на дальнейшем будущем платформы. Для такого дела достаточно 2-3 прецедентов чтобы уменьшить количество бекеров в разы.

Дык, никто не спорит, что дело-то благое. Плохо то, что этим начинают пользоваться. А это может плохо сказаться на дальнейшем будущем платформы. Для такого дела достаточно 2-3 прецедентов чтобы уменьшить количество бекеров в разы.

Это не секрет, почти все работают исключительно для прибыли, ну оно и понятно, никто бесплатно работать не будет. Жить то на что-то нужно. Что касается Кикстартера, то тут все просто, люди поддерживающие определенных разрабов будут видеть их законченные продукты, тестить, делать выводы, и думать, продолжать поддерживать в будущем или нет. Имхо. Кого-либо поддерживая, первый раз конечно все же придется рискнуть, но, как известно, риск благородное дело :)

Слишком много букв, но лично не имею ничего против народного спонсирования. Благодаря такой схеме родилось много чего хорошего, на что побоялись давать деньги большие дяди. И на всякий случай: не всегда, но очень часто самый минимальный взнос равнозначен если не покупке копии того, что спонсируется, то как минимум скидке. Да, конечно, бывают косяки и ублюдки, но система в этом не виновата. Поэтому не надо гнать на неё. Система народного спонсирования в принципе очень неплохая вещь.

BuiltToResist, а вот если бы не поленился и почитал, хотя я и не настаиваю, увидел бы, что я ругаю как раз тех, кто извращает идею платформы, а саму платформу только поощряю. 

ShadowScarab, дык я и не пытался сказать что-то против этого поста. Считай мой пост высказыванием моего мнения про систему народного спонсирования, а не про твой пост.

BuiltToResist,  а, ок.