Исповедь дотера или как я перестал бояться и полюбил мобу
Большая история маленького жука.
За окном осеннее зимнее утро, начальство ушло на очередное собеседование, ночь, я сижу дома, пью чай с конфетками и мне почему-то вдруг захотелось подвести итог почти десятилетнему стажу в moba-играх. Видимо, кризис среднего возраста подбирается. Интересно, во сколько он у скарабеев? Надо погуглить.
Музыка к посту, чтоб всё как у серьёзных людей: SPACE TRIP II [ Chillwave Synthwave Retrowave Mix ]
Но я отвлекся. Просто болтать о своей жизни мне представляется занятием бессмысленным и малоинтересным, хотя бы потому что я не Ив Кусто, французам не забивал, and so on. Поэтому данный материал скорее будет о самих играх; постараюсь развеять какие-то стереотипы, сложившиеся в отношении DotA, ну и по мелочи Лигу Легенд затрону.
Когда-то я весьма много времени посвящал первой игре – кто-то может вспомнит, что сюда я пришёл с аватаркой Nyx Assassin'a из Dota2 (жукообразное создание, получившее свои силы из-за контакта с божественной сущностью), но за столько времени успел основательно охладеть, во второй же я не так давно, но уже с опытом от предыдущей; поэтому могу претендовать на какую-никакую объективность, наверное.
Стереотип первый: комьюнити
Широко распространено мнение, что в Доте – самое токсичное комьюнити. Где-то сбоку примостилось мнение, что в LoL оно дружелюбнее. Последнее обычно всплывает, когда в очередной раз возникает бесконечный спор, какая же игра лучше.
Так вот страшная правда заключается в том, что комьюнити доты ничем не отличается от комьюнити любой соревновательной игры. В игре, где победа одного всегда означает поражение для другого очень немногие могут сохранить выдержку и терпение к роду человеческому. Причём по всем законам житейской мудрости, буквально один человек, воспринимающий игру слишком серьёзно, способен испортить настроение остальным трём, четверым, девяти, и так далее людям. А самое главное – с чего вообще взялось, что дота собрала в себя всех «токсиков»? Думаете, они в другие игры не играют?
Хорошо помню, как я встретил наверное самого агрессивного персонажа, с которым мы оба играли в одну и ту же игру – во времена, когда DotA была лишь картой в Варкрафте. Дело было в компьютерном клубе – своей машины у меня тогда ещё не было. Произвело на меня неизгладимое впечатление это потому что мне тогда было лет 12-14, я был очкастым застенчивым мальчишкой, а чувак являл собой бритоголовый шкаф явно под тридцатник.
Кажется, моё время тогда вышло или просто однокашники отошли и игру мы ещё не начали, так что я слонялся по рядам и смотрел, как другие играют. Вообще долгое отсутствие собственного компа сделало меня, похоже, хорошим зрителем: я часто ловлю себя на мысли, что мне интереснее понаблюдать за умелым человеком, играющим в игру, чем пытаться в неё самому. Во всяком случае, стратегий это точно касается. Хотя вот стримеров я всё равно не признаю. Ну так вот, прогуливался я между столиками, и этот дядя представлял собой забавное зрелище, нечто среднее между показательным выступлением рестлеров WWE и пьяной дракой в баре. Когда его персонаж оказался в опасности (для более знающих: играя за Варлока, он попал под ульт Бладсикера, а затем его притянул к себе крюком его же союзник-Pudge), то он так страшно выругался, что уши у меня наверное точно завяли во второй раз, если бы я вспомнил, что он сейчас сказал. Помню только, что мне стало по-настоящему страшно, несмотря на то что я вообще никак не был причастен к его проблеме. Ну и удары пудовыми кулаками по столу были, всё по классике.
Но к чему я это рассказал. Пример показателен, но этот же дядечка играл и в «Контру», и в чистый Варкрафт, и в другие игры, которые там были. Если он ещё жив и ему есть дело до игр, я уверен, что он играет и в Танки. И наверняка стучит по столу также.
Вообще, по интернету гуляет такая картинка:
Спойлер
… Что как бы намекает нам, что некоторые игры даже поощряют издевательство над игроками. В Лиге Легенд я тоже натыкался на весьма одиозных личностей выходящих далеко за рамки приличия, и здесь даже речь не о банальной физической расправе или сексуальной связи с родственниками, которыми уже никого не удивишь.
А разгадка проста: любая игра с ненулевой суммой по определению лишает какую-то половину игроков удовольствия. Даже если ты показываешь хороший результат в частном, ты можешь проиграть из-за тиммейтов, и все мы знаем, что утешение «ты сделал всё, что мог» так себе, особенно когда ты знаешь, что мог бы победить. Там ещё любят подливать масла в огонь противники, издевательски пишущие «изи» в общий чат (особенно это обожают делать твои визави на лайне, когда их, уже опустивших руки, протащили более компетентные игроки).
Абстрагироваться от этого очень трудно. Потому что тут недостаточно банального «ну это же всего лишь игра». Игра-то игра, но затрагивает струнки души на психологическом уровне, уровне потребностей человека. То есть надо помнить не только, что это всего лишь игра 9это худо-бедно помнят), но и от того, что выигрыш тут не является чем-то обязательным. А это уже непросто, потому что искать другие источники удовольствия сложно. Надо приучить себя, что ты не соревнуешься с вражеской командой – но и это трудно по ряду причин! Во-первых, по описанной выше ситуации, когда противник любит повыпендриваться в чат, во-вторых тут надо преодолеть самого себя (многие из нас себя ловили на мыслях в духе «да я легко справлюсь с ним, ему просто везёт и я расслаблен!», не так ли?). Решается это правда просто, закидыванием людей в мут. В ЛоЛе это удобно устроено, а вот в доте я такого что-то не припомню. Хотя сейчас может и ввели уже. Но повторюсь, «бай дефолт» это тоже задачка не из простых, потому что определенный контингент сюда приходит явно сублимировать свои комплексы.
В целом, остаётся одно – пытаться веселиться несмотря ни на что. Беда номер раз состоит в том, что если вы без друзей, то в вашей команде могут оказаться такие же люди «играющие на победу» и вашей попытке повеселиться не оценят. Беда номер два в том, что даже друзья не гарант такого поведения, увы. Как говорится, «хочешь рассориться с другом – сыграй с ним в мобу». У меня так однажды реально случилось, лучший друг обиделся на одну(!) ошибку в простой игре. Я бы понял, если бы это был Интернешнл на миллион долларов, так нет, просто обычная игра. Ну ладно, мы потом помирились, но и такое бывает.
В целом, я сумел найти людей, в котором мы можем повеселиться без игры на победу. Причём в ЛоЛе это проще – благодаря механике скиллшотов, но о ней чуть позже.
Короче говоря: мудаки есть везде. Не верьте, когда вам будут говорить, что в Доте их больше, а в Лоле всё мило и уютно. Может в какой-то отрезок времени так всё же и было, но лично я в этом сомневаюсь – даже несмотря на то что в DotA не было механики жалоб, как можно видеть, какому-нибудь Квейку или ТФ2 это не мешало и никто их не зовёт ужасно токсичными играми. Это просто миф, вызванный популярностью игры в своё время. Больше народу больше идиотов, так всегда было. Но там где народу меньше, нехороших товарищей вы будете встречать примерно с той же частотой. Пропорции-с.
Стереотип второй: DotA сложнее LoL
Warning: тут сугубо техническая часть – читать, в общем, можно только последний абзац, если вас не интересует разбор самих механик
Хотя я встречал и обратное, прежде всего от тех, кто начинал с Лиги Легенд. Тут проще пройтись спискотой, чтобы разграничить особенности, которые дифференцируют две игры одного жанра (и более того, в создании которых принимали одни и те же люди).
Итак, механики, которые есть в DotA, но нет в League of Legend:
- Денай (ака добивание) собственных крипов – что позволяет лишать оппонента золота и опыта за мобов полностью;
- Механика укрепления башен/строений, в ходе которых они практически неспособны получить урон;
- Механика bayback мгновенного обнуления счетчика возрождения за деньги, с последующим возвращением персонажа в игру;
- Характеристики в DotA более комплексные, чем в LoL: каждая из них влияет на несколько параметров сразу, такие как скорость атаки, урон, броня, мана, ХП, урон от заклинаний, защиту от магии и так далее. В Leage of Legend это всё есть, но растёт линейно и зависит только от предметов, которые вы собрали. Не получится собрать предмет на + к силе и получить и хп, и урон. И да, это хуже, потому что делает вас более уязвимым и однобоким;
- В DotA больше микроконтроля и саммонов: персонажи, практикующие механику призыва каких-то более слабых союзников в ЛоЛе практически отсутствуют и могут владеть только одним-двумя, в то время как для персонажей такого же типа в доте 1-2 это минимум, который возможно и необходимо увеличивать.
- В DotA вещи также более разнообразны по своим свойствам. Ни один предмет в LoL не даёт вашему герою инвиза (только бонусы к оному, если он у вас имеется), не даёт возможности совершать блинки (скачки по карте с преодолением любых препятствий), брать противника в контроль или же дающий серьезное развитие ульты персонажа, после которой игра может круто развернуться. Активные предметы в LOl можно пересчитать по пальцам и они несопоставимы с тем, что дают предметы в DotA: Песочные часы Жони – двухсекундная неуязвимость ото всего, но неспособность при этом делать что-либо (в DotA есть сразу два способа обезопасить себя, но только от одного из двух видов урона, но зато не жертвуя мобильностью), «Искупление» – лечение в некоторой области, «Грезы Шурелии» – предмет, снимающий контроль, ну а дальше идут всякие настакиватели щитов и урона, которые не являются уникальными механиками.
- Механика выпадения особых вещей из лесных миньонов – но я бы сознательно исключил её (как и аванпосты, как и руны богатства), так как она слишком нова и не могла принимать участие в формировании мнения об играх.
- В доте наличествует курьер – специальный моб, доставляющий вам предметы без необходимости возвращаться на базу, в отличие от ЛоЛ-а.
- Древо талантов (когда-то там были прибавки к характеристикам, ака «плюсики», но изменение достаточно старое, чтобы его можно было участь)
- Механика ПОВОРОТА. Ваш персонаж должен проиграть все анимации разворота в какую-то сторону, прежде чем сможет двигаться в нужном направлении. В ЛоЛ такого нет, по желанию курсора, персонаж может резко поменять положение – что в первом случае даёт просто офигенный буст всяким замедляющим фишкам, в результате ваш перс в некоторых случаях может даже развернуться не успеть, а его уже примут.
Что может на это ответить LoL:
- Механика skillshot. В большинсве случаев, у вашего персонажа не будет таргетных способностей как в DotA (это когда вы просто курсором указываете на персонажа, к которому хотите применить способность), вместо этого – ненаправленные способности, летящие по какой-то траектории. А теперь попробуйте ими попасть! есть, конечно, и АоЕ-способности, но ими-то всегда надо было попадать, и у большинства из них нет того гигантского радиуса, что встречается в доте, плюс многие из них ченнелинг, то есть слетят сразу же, как вы попробуете сдвинуться с места, например.
- Полноценная роль «лесник». В доте несмотря на все старания, в профессиональных играх лес по-прежнему оставляют кэри, который должен запылесосить всю карту, вынести нужные предметы, а потом «протащить» (отсюда и название роли) всю катку. В ЛоЛ лес благодаря ряду причин: дополнительному мобу, Дракону, дающему плюсы подчас серьезнее, чем альтернативный Рошан в доте, а также более легкой механике ганга (из-за тех же скиллшотов и более низкой перезарядки), и к тому же гораздо большей зависимости не от предметов а от уровней у некоторых персонажей, эта роль в противовес доте, весьма актуальна.
- Уже упомянутый моб-дракон, дающий всей команде серьезные усиления (вплоть до того что финальный будет мгновенно убивать ваших противников, когда вы им оставите только 15% здоровья, что в ЛоЛе ОЧЕНЬ просто), в принципе сам по себе серьезная фишка, даже если бы по каким-то причинам роль лесника стала неактуальной.
- Руны. Помимо неизменных личных способностей, каждый игрок может собрать себе уникальную руну, дающую ему некоторые особенности и преимущества. Например, лучше себя чувствовать на водных поверхностях или даже бесплатно получить некоторые вещи.
- Заклинания. Кроме всего остального, вы можете выбрать из десяти общих для всех чемпионов заклинаний два, что тоже создаёт вариативность для конкретно вашего стиля игры.
Итак, чисто количественно, серьезных вариантов у доты 8, у лольца 5. Кто-то может заявить – что ж ты жук, просто количество считаешь? Может, в Лиге Легенд они более комплексные! Справедливое замечание, но с высоты своего дна замечу: ни-фи-га. Особенно ярко это видно на механике предметов: на каждую роль есть свой «золотой стандарт», каким бы вы героем не играли, с плюс-минус вариациями парочки предметов. В то время как под каждого кэри в доте свой сетап, прежде всего потому что роли ADK (attack damage carry) в Лиге и просто carry в Доте несколько различаются. Если задача последнего всех убить в лейте, то адк это немного про другое он не должен убивать, он должен стрелять и стрелять, «донося урон». Не игру, а именно урон, а главной скрипкой может быть мидер, лесник, топер, да даже саппорт – и совсем не обязательно у ADK будет высокий счёт. А в некоторых случаях даже не положительный KDA (kill/deaths/assists). У кэрри в этом плане скорее всего будут наоборот все лавры, потому что в поздней стадии игры, если команда не собрала контр-предметов (что, кстати, в LoL в принципе невозможно – ну нет там ничего подобного «ветрам» Eul's Scepter, hex-у Scythe of Vyse или дизарму Heaven's Halberd), он способен растереть всех пятерых в порошок один. АДК из лола подобная мощь только снится.
С скиллшотами тоже всё не так однозначно – в агрессивных замесах отсутствие необходимости щелкать курсором по врагу наоборот, по ощущениям, может сыграть в плюс. А те немногие скиллшотеры, что есть в DotA (Инвокер, с его метеоритом и ураганом, например), гораздо более сложны в управлении… из-за анимации поворота! В LoL вы можете указать направление skillshot-а прямо по применении, в доте же все способности летят четко в ту сторону, в которую вы смотрите, если это не какие-то специальные штуки.
Вывод, возможно, будет немного неожиданным, но как есть. Итак, на мой взгляд, DotA и LoL кардинально различаются в принципах ПОЗИЦИОННОЙ механики, чтобы пытаться выяснять, какая из них сложнее. Способность бурст-дамагом снести любого персонажа за считанные секунды, вынуждает любого в лольце выбирать идеально выверенную позицию, чтобы внести максимум пользы. В доте, в виду того что от направленных способностей просто так не убежишь, подтянули выживаемость. да она там и из-за предметов есть, в итоге всё не так печально. Тем не менее, перетяжки туда-сюда в Доте более микро и макрозависимы, потому что у каждой команды есть возможность потянуть время, а ещё куча способностей, позволяющих усложнять жизнь противнику – но не упрощать её себе (на Blink Dagger раскошелиться может не каждый, и слишком неоправданно, если нужен он лишь для уходов), в то время как в LoL почти каждый берёт навык «Флэш» который суть есть блинк в DotA и способен худо-бедно упрыгать. Это не говоря уже о том, что способности персонажей чаще всего меняют ИХ положение, но не чужое. Если в DotA активно способны активно скакать всего пара героев, типа Storm Spirit или Ember Spirit, то в Лиге это способна исполнять чуть ли не половина героев.
Если вы ещё не уснули, то я закончил. Моё мнение: в DotA принципы всё-таки более суровые и требовательные к стратегии, а требования к микро на самом деле больше, потому что таргетом уж не промажешь точно. в отличие от скиллшота. Зато ЛоЛ в целом поактивнее со стадий лайнинга и выше шанс сноуболла, когда преимущество растёт как снежный ком по экспоненте. И это по-своему интересно, че уж там.
Ну и да, на самом деле не стоит забывать, что карты эти выродились из AoS-совских карт Старкрафта, которые потом перебрались в Варкрафт 3 и упростились до такой вот модели. В смысле ни та, ни другая игра явно не должна претендовать на шахматы 21-го века: аза это звание на полном серьезе спорили люди и с той, и с другой стороны.
Стереотип третий: сюжет и персонажи
Да-да, нет никакого сюжета, я имею в виду сеттинг и условную фабулу, которая объясняет всё происходящее на экранах. Хотя вон скоро ролевую игру выпустят, там-то будет сюжет. Но если не дадут шиппить Катарину с Люкс, то и нинужно.
Ну, тут уже сплошная вкусовщина, тем более что лор доты появился только в двойке, а лор Лиги был несколько раз переписан. Если рассматривать в текущем состоянии – истории в DotA 2 более зрелые, приземлённые, и от того более человечные, несмотря на то что отдельные товарищи напоминают гуманоидов лишь отдалённо. Отличный пример это конфликт двух сестёр, который есть и там. Если в случае с дотой это жиза такая семейная драма в ходе которой одну отправили на мороз. а другую к кочевникам в степь, то в ЛоЛе это конфликт двух божественных сущностей СТАВШИХ ТАКИМИ ИЗ-ЗА СМЕРТИ МАТЕРИ. Капс для большего пафосу. И так, в принципе, везде. Слишком много анимешного пафоса, что весьма иронично, ведь и там, и там за рулем изначально стоят корейцы (Гуинсо и Айсфрог). Но Дота скопировала западный стиль, а Лол восточный. И получилось то, что получилось. Тут во мне вполне может говорить синдром утки, но дота не напоминает напиханых беспорядочно эклектичных персонажей без четкой привязки к друг другу (в одном котле заварились стимпанковый мутант, УНИЧТОЖИТЕЛЬ МИРОВ и милая кошечка), в то время как Лига – даже после реворка, таки да. В большинство историй не веришь – настолько они пафосно-анимешные. Хотя и там встречаются интересные исключения, как среди ранних персонажей, так и более поздних.
Что, на самом деле, у Riot Games всегда получалось лучше – это ролики о персонажах. Valve их почти совсем не делала, а всё что делала, не идёт ни в какое сравнение с мастерписами по Лольцу. Именно это, мне кажется, повлияло на формирование образа. Несмотря на то что ролики часто презентуют новые костюмы (не всегда вписывающиеся, к слову), все они хороши. Я вот не поклонник попсы, уж тем более корейской, но вынужден признать, форсящийся всюду образ женской к-поп группы из героинь Лола (K/DA Pop Stars, с него вроде началось всё), смотрится стильненько. При всей своей любви к Доте, я ничего такого не видел, и чёт не уверен, что увижу. Увы.
Но! При всей грамотной модели Риотов в продвижении игры (и карточная игра у них получилась лучше Артефакта… ну ладно, там надо было постараться, чтобы хуже вышло), то что Дота 2 всё ещё на плаву лучший показатель, что дело не только в ностальгии по тому, с чего началась ниша моба-игр, но и в каких-то других преимуществах перед лольцом. Про безвременно канувшие в Лету ХоТС и ХоН и вспоминать не стоит.
Итог
Получилось сумбурно. как и всегда. Даже не знаю, чего я в итоге донёс до кого-то, и какой ненормальный дочитает это до конца.
Материал зрел в голове давно, потому что там и тут натыкался на стереотипы в отношении игр, и всё хотелось рассказать, как оно изнутри-то выглядит. Хотя сомневаюсь, что кому-то глаза открою, стереотипы вещь упрямая, их постиком в блоге не выпотрошишь, да и если заставить человека поиграть, то тоже вряд ли. Все мы при желании можем хорошенько обманывать сами себя, а? Но ладно, это ненужная философия в посте про моба-игры, ага.
Но может кому-то и интересно будет почитать. Чего я, зря десять лет игре отдал, в конце-то концов!