Вы можете задать любой вопрос или попросить совета по этой игре. Это займет совсем немного времени.
Но прежде, рекомендуем ознакомиться с форумом игры (5 открытых обсуждений).
Немного предисловия
Четвёртая игра без преувеличения великой серии, созданная эксклюзивно для тогда ещё новой консоли PlayStation 3. Теперь уже общемировому релизу предшествовала масштабная и запутывающая пиар-кампания, как это и принято у Хидео Кодзимы.
War has Changed
Прошло 5 лет после событий Sons of Liberty.
Мир изменился – правительства в странах пока никуда не делись, но по факту во главе угла стоит группа ИИ «Сыны Патриотов», которая постепенно реализовывает так называемую военную экономику, и небольшие контролируемые конфликты по всему миру становятся нормой. Ведутся они преимущественно множеством различных Частных Военных Компаний (ЧВК), и те настолько хороши, что уже вполне способны заменить собой армии. Тем более что технологии не стоят на месте и что оружием, что солдатами можно крайне эффективно управлять (отключать им эмоции или улучшать рефлексы и позволять коммуницировать без слов, например) с помощью нано-машин, в мире уже актуально их третье поколение.
Наш герой, Солид Снейк, которому вроде ещё не так много лет… Успел капитально постареть и заиметь проблемы со здоровьем, что правда не мешает ему постоянно курить сквозь кашель. Вместе с Отаконом он пытается выяснить, что с ним случилось и как быть, пока их не находит старинный знакомый, бывший полковник Рой Кэмпбелл, и просит немного-немало, а остановить своего внезапно-живого братца – Ликвида (который Оцелот), так как тот, используя различные махинации умудрился завладеть крупной группой ЧВК. А как известно, большую мощь не собирают просто так, и правительствам это само собой не по душе. Снейк вроде бы нехотя, но всё же отправляется на Ближний восток, дабы выполнить своё последнее задание.
Our War is Over
Как можно уже было догадаться, изменилось и настроение игры – теперь, несмотря на проскакивающие нотки иронии и юмора, царит мрачная атмосфера обречённости, вызванная как ситуацией в целом, так и психологическим сломом героя по выше обозначенной причине в частности. Снейк, не солдат и не герой по его же словам, идёт на свой последний бой, может необязательно идти именно ему, но для самого себя он должен.
И сценарий с постановкой всеми силами подчёркивает всё это. Как и обновленная цветовая гамма (типичная для милитари-шутеров второй половины нулевых), и музыка, над которой работало немало талантливых композиторов во главе с Гарри Грегсон-Уильямсом и Нобуко Тодой.
Если без спойлеров – то на этот раз Кодзима решил свести воедино сюжетные линии практически всех значимых героев и поставить грандиозную точку в сюжете.
Получилось ли?
Строго говоря, если посмотреть на всё происходящее критически – то в сценарии немало слабых мест и просто глупостей, доходящих до абсурда.
С другой стороны, скорее всего и сам Гений это понимал, и возможно иначе сделать было просто нельзя. А потому упор пришёлся на масштаб и постановку, которая теперь не просто лучше – она действительно вышла чуть ли не на Голливудский уровень качества. Также большая ставка была сделана на эмоции и референсы к прошлым частям – и на подавляющую часть игроков это сработало.
Структурно теперь игра поделена на 5 актов, с длинными брифингами перед каждым, плюс пролог и эпилог, а общая длительность кат-сцен достигает около рекордных, 9 часов. Это, не считая разговоров по Кодеку, объём которых тут правду уже уступает прошлым частям. Среди некоторых игроков бытует мнение, что на этот раз сюжет и заставки явно превалируют над геймплеем. Отчасти это конечно правда, но…
Tactical Espionage Action
Самое главное, что игра стала дружелюбнее – управление и камера более удобными, а возможностей героя прибавилось, например теперь можно ходить присев или стрелять на ходу, в том числе и от первого лица. Число видов оружия также на порядок возросло, то есть вволю можно оттянутся и тем, кто любит проходить игру как шутер, хоть в этом плане игре всё равно есть куда расти. Ну а любители традиционного скрытного прохождения без убийств, также не останутся разочарованы. Это, не говоря уже о том, что по-прежнему предоставляется обширный выбор сложности практически для любого игрока.
Ещё можно выделить такие вещи как:
- Магазин Дребина – в начале игры вы встретите одного весьма интересного персонажа, который будет вам всячески помогать по ходу истории, а также, за зарабатываемые кредиты сможет практически в любой момент продать вам различные предметы, новое оружие (или разблокировать подобранное, которым герой по умолчанию не может пользоваться из-за системной защиты) и боеприпасы к нему, а также различные приспособления (да, ещё одно нововведение), вроде тактической рукоятки или подствольного гранатомёта.
- Шкала стресса растёт, когда герой участвует в боях или поднимает тревогу, при заполнении не будет экрана смерти, но определённые неудобства гарантированы. Снимать её можно отсиживаясь в укромном месте, слушая музыку через чуть-ли не встроенный iPod, или листая интересные журналы…
- Среди чуть менее важных вещей, выделяются новые приспособления героя, вроде Solid Eye, который выступает нашим радаром, интерфейсом и тепловизором. OctoCamo – новый костюм Снейка который, во-первых, позволяет ему не чувствовать себя таким старым, искусственно усиливая мышечную массу и всячески поддерживая, а во-вторых, мимикрировать под окружающую среду, что поможет в скрытном прохождении. Ну и миниатюрный робот MK-II, через которого с нами держит связь Отакон, им управляющий. Его можно использовать и непосредственно в игре, например для разведки.
Как уже упоминалось, есть деление на акты, в каждом из них представлено что-то новое, помимо самих локаций.
- К примеру – во время рекламной кампании игра продвигалась с интересным слоганом «No place to Hide», и в Первом акте это реализуется тем, что Снейк оказывается на настоящем поле боя, где буквально не особо есть где прятаться, а герою необходимо добраться до своей цели сквозь конфликт двух группировок, не являясь членом одной из них.
- Во Втором акте ситуация немного похожая, но игрок может помочь одной стороне конфликта, дабы затем также побыстрее проникнуть куда ему необходимо. А ещё здесь будет сегмент с выслеживанием маршрута цели по следам и самый интересный босс с точки зрения геймплея, остальные к сожалению в этом плане подкачали.
- Третий акт перевернёт всё с ног наголову, заставив игрока незаметно и бесшумно следить и сопровождать цель на большой открытой локации с переходами. И, как и многие миссии слежки из игр тех лет, может изрядно потрепать нервы, зато затем вознаграждает крайне зрелищной погоней со стрельбой.
- Акт Четвёртый впрыснет в игрока мощнейшую дозу ностальгии (чего только сегмент вначале стоит), заставив оглянуться назад на прошедшее время, а под конец также зрелищно изменит правила.
- А вот Пятый акт… Во избежание спойлеров, про него много скажешь, кроме того, что он уже больше про постановку и сюжет.
Подводя итог
Вообще пожалуй, Metal Gear Solid 4 является ничем иным, как одной из самых дорогих игр в жанре «Фансервис», и хотя бы без поверхностного ознакомления с предыдущими частями, не имеет смысла.
Разные про неё бытуют мнения среди игроков, кто-то восхищается, а кто говорит, что она вообще не была нужна, кто-то недоволен тем, как и какие ответы дал Хидео Кодзима на вопросы, поднятые в прошлых частями. Которые возможно, кто-то слишком обожествляет.
Но что если?
Игра должна была стать прощанием серии, посланием для фанатов (и не только) о том, что пора оставить Снейка в покое, и просто идти дальше, не ожидая ещё один из бесконечных сиквелов.
Лишь предположение.
Эта игра во многих своих аспектах далека от идеала, но, даже так она всё равно является одной из самых важных в истории. Каждому увлечённому игроку желательно если и не сыграть* в неё, то хотя бы просто знать.
А поклонникам помнить с теплотой.
*
В этот раз Sony скорее всего вложилась в разработку гораздо сильнее, настолько, что например все телефоны, по которым в игре говорят герои, модели именно Sony Ericsson. Можно сказать также и про упомянутый iPod, и про солидную графику пополам с колоссальным для 2008 года объём данных в 50 гигабайт, и про часы катсцен с захватом движений, начинается игра вообще с ряда специально записанных телепередач в «живой сьёмке», которые игрок может переключать, а в одной из них можно увидеть самого Дэвида Хейтера, который озвучивал главного героя вплоть до пятой номерной части серии. Наверное, это одна из причин, почему игра осталась заперта на PlayStation 3 (под которую и затачивалась), хотя возможно и самой Konami уже просто плевать. Ну, или время покажет.
Love Theme (MGS 4 OST)
Gameplay Trailer