Вы можете задать любой вопрос или попросить совета по этой игре. Это займет совсем немного времени.
Итак, перед вами первая часть приключений Мастера Чифа, бывший консольный эксклюзив Xbox, эпический блокбастер (разрабатывающийся изначально вообще для другого издателя и в другом жанре, но не будем об этом) от в научно-фантастическом сеттинге. Одна из первых таких игр на консолях, показавшая что жанр FPS может и будет себя там чувствовать не менее хорошо (например, если делать в играх удобное управление и вменяемый Aim Assist), чем на исконном PC.
А о чём же оно?
Да конечно о войне людей, в лице сил Космического Командования Объединённых Наций (далее ККОН) против сплочённых на религиозной почве нескольких видов инопланетных рас – Ковенанта, с классовой системой и распределением ролей и задач. Несмотря на то, что первые сражаются на пределе своих сил, численное и технологическое преимущество всё же последними, а потому люди постепенно проигрывают. Надежду они питали на так называемый проект «Спартанец-II», программу по созданию искусственно модифицированных суперсолдат, которые действительно могли давать пришельцам очень достойный отпор, хотя создавались изначально для других целей. Но планету Предел, которая была сердцем проекта, Ковенант сумел не так давно найти и нанести там людям страшное поражение, поставив под угрозу заодно и планы на новое оружие.
Игра начинается незадолго после этого – на уцелевшем корабле «Столп Осени» оказывается выживший спартанец Джон-117, он же Мастер Чиф и главный герой под нашим управлением само собой. Корабль после гиперпрыжка вслепую оказывается возле странного инопланетного сооружения, огромного кольца под названием Ореол. В тоже время по душу людей являются преследующие силы Ковенанта, которые атакуют корабль и тот падает на Ореол. Оставшиеся силы людей спасаясь, десантируются на странное сооружение, а Мастеру Чифу необходимо для начала любой ценой защитить ИИ корабля Кортану с бесценными для человечества данными. Это ещё один из главнейших героев серии.
Спойлер
И её главная вайфу по совместительству, не смотри что цифровая.
Да, не в последнюю очередь игра славится тем, что это один из первых FPS, где начали делать конкретный упор на сюжет и повествование в связи с геймплеем – в наличии кат-сцены практически на каждом уровне, и даже протагонист не немой. Кое-где вам придётся повоевать плечом к плечу с массовкой из выживших после крушения корабля солдат и услышать их диалоги. К тому же и Кортана не даст скучать. В общем, для своего времени сюжет сделан достойно.
Но, так как это был лишь 2001 год, сегодня по понятным причинам на очень многое рассчитывать не стоит, да и если честно, в игре не так чтобы много событий. А ещё, хоть это не так и страшно на самом деле, но большой пласт нужной информацией по вселенной, который едва ли не интереснее самого сюжета, так и вообще в игру не попала (и эта проблема сохранится частично в серии и потом), и в последующем будет рассказана в книгах и комиксах, например уже в том же 2001 вышла новелла Halo: The Fall of Reach – приквел Combat Evolved, с которым по-хорошему стоит ознакомится (хотя бы с кратким содержанием) перед игрой, дабы быть более вовлечённым в историю.
Столько про сюжет, а что сама игра?
А на первый взгляд… Типичный олдскульный шутер от первого лица, спринт пока что отсутствует, как и прицел на большей части оружия.
Но это только на первый взгляд, на деле не всё так просто. Сражения проходят как в типичных узких коридорах, так и на больших открытых пространствах, где можно атаковать противника с флангов, то есть появляется элемент тактики, особенно если вы играете на высоких уровнях сложности, на каждом из которых по-своему меняется баланс. Враги для своих лет довольно умны – не стесняются вас обходить, стараются уворачиваться, местами давить числом или закидывать гранатами. Видов пришельцев не то, чтобы очень много, но каждому отведена своя роль и они взаимодействуют между собой, благодаря чему сражаться с ними не надоедает. А в середине игры появятся ещё и новые неприятные (со всех сторон) враги, против которых тактику придётся сменить.
В целом, у противника зачастую преимущество в огневой мощи, а герой может одновременно носить всего 2 вида оружия (есть и рукопашная атака, крайняя мера против подошедшего вплотную врага), которого немного, и поделено оно тоже на 2 типа – надёжное и привычное человеческое огнестрельное, и более интересное инопланетное энергетическое (лучше пробивает соответствующие щиты), со своими особенностями в применении, боезапасом всё конечно же ограничено. Есть и 2 типа гранат, которые можно носить сразу – обычные, которые отскакивают от поверхностей и взрываются сразу, и плазменные с задержкой взрыва и возможностью прилипать ко всему что подвернётся, например врагам. Кроме прочего элемент тактики обогащает и транспорт, также поделённый на 2 типа – наш и вражеский. Он поможет быстрее перемещаться или даже летать, а также обладает дополнительной бронёй и бесконечным боезапасом, что в некоторых местах очень облегчит жизнь. Для успешного прохождения игры всё это придётся комбинировать между собой. И что самое главное игра даёт свободу выбора, практически не давя игрока скриптовыми ограничениями. Да, не скромничая, вполне можно сказать, что для своего времени это был большой шаг вперёд для жанра в целом.
Помимо системы двух видов оружия и транспорта, Halo в своё время выступила и популяризатором такой вещи, как авто регенерация здоровья… И человечество до сих пор спорит о том, хорошо было это или плохо. Конкретно здесь всё ещё не так страшно – автоматически восстанавливается только ваш энергетический щит, после потери которого начнёт убывать уже здоровье, его в свою очередь можно восполнить лишь редкими аптечками. Впрочем, есть ещё и специальный апгрейд щита, попадающийся ещё реже, но дающий пару слоёв брони сверху, правда они уже не восстановятся.
Как можно понять из выше обозначенного, игровой процесс для своего времени был довольно бодрым и при ближайшем рассмотрении даже весьма передовым (главным образом выделялся темп как таковой), особенно для консолей. Но так как игру доделывали в спешке (изначально она вообще должна была быть в другом жанре), не обошлось и без некоторых проблем. Дизайн уровней порой довольно неочевиден (да, были игры, где всё в этом плане куда страшнее), особенно в закрытых пространствах, при том, что никаких сложных действий от игрока не требуется, и игра в целом очень линейная. Управление техникой, в частности передвижение, немного затруднено из-за весьма неотзывчивого управления ей, а в финале это будет иметь весьма важное значение. Да и сами 10 уровней не очень богаты деталями и по большей части страдают однообразием (что ещё объясняется и консолью, на которой игра изначально вышла), особенно те, что подлиннее. Апофеозом этого служат этапы 5 и 8, которые вообще используют в основном одни и те же локации. Ещё кого-то может смутить отсутствие в игре боссов как таковых, но это не столь критично.
Ещё, наверняка серия была бы не так популярна и жива по сей день, если бы не её знаменитый мультиплеер (оригинальный Xbox стал одной из первых консолей, который по-настоящему напирал на сетевую составляющую), который позволял играть как до 4 игрокам на одной консоли, при помощи функции сплитскрина, так и 16 людям сразу через локальную сеть (да, пока только так), правда в такое количество игроков уже поддерживали не все карты, но для консольного гейминга тех лет это уже было нечто. Да, первая часть серии в немалой степени повлияла на развитие консольного мультиплеера в принципе, и переоценить это влияние сложно.
И в целом, игра, несмотря на некоторые свои шероховатости (а также благодаря хорошей пиар-кампании от издателя) выстрелила, стала одной из самых продаваемых игр на первом Xbox, и в общем-то заслужила свой культовый в индустрии статус от и до. Ну и не секрет, что в последствии она породила целую серию, хотя вернее даже будет сказать – франшизу. В которой её разработчики учились на своих ошибках и на деле доказывали, что не стоят на месте и развивали своё творение. Если вы пропустили, то с этой классикой можно спокойно ознакомиться и сегодня, игровой процесс хорошо держится даже в наше время.